home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

СОТРУДНИЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТОВ И ИТ КОМПАНИЙ: ОПЫТ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Гергель Виктор Павлович (gergel@unn.ru)
д.т.н., декан факультета
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

В докладе рассматривается ряд проблем подготовки ИТ специалистов, для эффективного решения которых могут быть использованы учебно-исследовательские лаборатории, создаваемых в университетах при поддержке ИТ компаний.

  1. Проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов общеизвестны, но, может быть, наибольшую остроту эти проблемы приобретают в сфере ИТ образования. В числе проблем - относительная новизна и стремительность развития данной области знаний, разнообразие к квалификационным требованиям подготавливаемых специалистов, необходимость высоких финансовых затрат для обеспечения адекватной материальной базы подготовки, сложность организации качественной профессиональной практики студентов и многое другое. В числе наиболее острых проблем и ситуация с обеспечением качественного уровня профессорско-преподавательского состава. Причины этой проблемы также хорошо понятны - для старшего поколения преподавателей (составляющие зачастую большую часть кадрового состава университетов) достаточно сложной является постоянная "гонка" за новациями в области ИТ, попытка привлечения молодых сотрудников для преподавания наталкивается на практически непреодолимую преграду катастрофически низкого уровня оплаты труда в вузах.
  2. Возможный и, может быть, наиболее реальный на данный момент времени способ решение многих из перечисленных проблем лежит на пути организации взаимовыгодного сотрудничества вузов и ИТ компаний. Вузам для организации подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо взаимодействие с ИТ компаниями для определения квалификационных требований к современным ИТ специалистам, для консультаций при формирования учебных планов обучения, соответствующих требованиям современной ИТ индустрии, для организации профессиональных студенческих практик и т.п. Со своей стороны, ИТ компании должны понимать, что без определенного влияния на процесс подготовки специалистов в вузах, без оказания адекватной финансовой поддержки решение кадровых проблем компаний и привлечение новых специалистов высокого уровня подготовки вряд ли могут быть обеспечены (опыт показывает, что "доводка" уровня подготовки специалистов на уровне отдельной компании является трудоемкой и недостаточно эффективной практикой).
  3. Действенной и апробированной формой организации такого взаимовыгодного сотрудничества является организаций учебно-исследовательских лабораторий, создаваемых в университетах при поддержке ИТ компаний. Создание таких лабораторий может происходить и с чисто прагматической целью проведения дополнительной целевой (в интересах конкретной компании) подготовки студентов и решения задач рекрутинга и привлечения в компании выпускников соответствующих вузов. Однако наряду с решением задач взаимодействия с конкретными компаниями подобные лаборатории могут в значительной степени содействовать и решению общих стратегических проблем подготовки ИТ специалистов. В числе возможных "расширенных" форм деятельности лабораторий может находиться следующее:
    • Организация работ по развитию форм, методов и направлений подготовки ИТ специалистов; методической основой таких работ могут служить рекомендации Computing Curricula 2001 Международных организаций IEEE-CS и ACM; в рамках этого направления лаборатории могут осуществлять разработку новых образовательных комплексов, учебно-методического и программного обеспечения учебных программ подготовки и т.п.;
    • Выполнение учебно-образовательных и производственных проектов; значимость данного направления деятельности лабораторий является чрезвычайно высокой - участие студентов в этих проектов приведет к более высокому уровню подготовки, работа над проектами способствует и профессиональному росту преподавательского состава; выполнение проектов приводит и к улучшению финансовой ситуации в вузах;
    • Взаимодействия между лабораториями близкого профиля в разных университетах для обмена опытом и, прежде всего, взаимного использования накопленного учебно-методического обеспечения программ подготовки ИТ специалистов.
    В целом представляется, что учебно-исследовательские лаборатории, создаваемые в университетах при поддержке ИТ компаний, смогут аккумулировать лучшие профессорско-преподавательские коллективы и их скоординированная деятельность может привести к формированию современных учебных образовательных программ подготовки высококвалифицированных специалистов в области ИТ.
  4. Изложенные в докладе положения подтверждаются на примере сотрудничества Нижегородского университета с рядом ведущих ИТ-компаний -Intel, Microsoft, Teleca и др.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga