home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ПЕДАГОГИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Глуздов В.А. (s_m_pon@mail.ru), Пономарев С.М., Патаракин Е.Д., Киселев А.К., Шустов С.Б.
Нижегородский государственный педагогический университет

Всеобщая компьютеризация и многообразие коммуникаций в современном мире приводят к формированию новой информационной культуры. Отличительными чертами информационной культуры являются:

  • новый стиль построения социальных отношений;
  • расширение сферы обыденного общения цифровыми средствами;
  • расширение возможностей и способностей человека средствами виртуальной реальности (augmented reality).

В образовании и науке процессы компьютеризации и расширение спектра коммуникаций предполагают:

  1. изменение стратегии обучения в направление более практико-ориентированного подхода (проектный метод обучения);
  2. личностно-ориентированное и децентрализованное обучение;
  3. совершенствование средств обработки научных данных, изменение характера взаимодействия внутри научных сообществ, постепенное формирование сообществ обмена знаниями (community of practice).

Особенностями виртуального образования являются:

  • повсеместность информационной инфраструктуры, которая обеспечивает обмен знаниями между членами сообщества независимо от времени и местоположения;
  • расширение аудитории участников учебного процесса, возможность наблюдения, анализа и копирования деятельности на новом уровне;
  • возможность выбора и реализация личностно-ориентированного образования;
  • возможность сохранение всей истории коммуникации в цифровой памяти компьютера во всем ее мультимедийном многообразии.

В наиболее общем виде под виртуальным 1 образованием понимается процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты.

Причиной виртуальных процессов являются взаимодействия реальных объектов. В случае, если один или несколько взаимодействующих объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия (ученика, учителя), то это взаимодействие становится источником их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до данного взаимодействия. Изменения и приращения внутренних качеств реальных субъектов, возникающие в результате их виртуального состояния, характеризуют процесс и результат происходящего образования.

Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации обучающего, обучаемого и образовательных объектов невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создаётся только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не техническими средствами, наглядными пособиями или учебными аудиториями. Тем не менее, использование определенных обучающих технологий и средств обучения может способствовать формированию виртуальной образовательной среды.

Виртуальному образованию более всего соответствует модель, имеющая неограниченное число степеней свободы и не задающая для каждого человека однозначной образовательной траектории. Ее основой выступает личностный образовательный потенциал человека, относительно которого и происходит его дальнейшее развитие. Поэтому единой для всех образовательной траектории быть не должно. Отсутствует и общее для всех направление образования в отдельных частях модели. Состав образовательной среды - это образовательные области, которые определяет сам человек. Развитие образовательной среды происходит неравномерно и определяется опять же личностными характеристиками обучаемого.

Виртуальная образовательная среда подразумевает возможность создания самых разных образовательных траекторий, в которых будет происходить индивидуальное для каждого развитие. Человек сам определяет свою траекторию, выстраивает в ней различные структуры и ценности, наполняет её содержанием, с помощью которого ориентируется при своем внутреннем и внешнем познании различных образовательных областей.

Виртуальное образование тесно связано с дистанционным обучением, но не сводится только к нему. Оно может осуществляться в обычном очном взаимодействии преподавателя, ученика и изучаемых объектов. Дистанционные образовательные технологии позволяют расширить возможности очного образования, облегчая взаимную доступность удалённых друг от друга учеников, педагогов, специалистов, а также информационных баз. Основная цель виртуального образования, как и образования человека вообще, - это выявление и достижение человеком своего предназначения в реальном мире.

Известно, что основными преимуществами виртуального образования являются:

  • некритичность к месту и времени получения знаний;
  • сохранение всех результатов коммуникации в памяти компьютера;
  • расширение аудитории участников учебного процесса;
  • возможность реализации личностно-ориентированного образования.

В то же время инвариантными элементами системы образования (как традиционного, так и виртуального) остаются:

  • субъекты образовательного процесса - студенты и преподаватели;
  • образовательный контент, на разработку и освоение которого теперь требуется больше усилий и времени.

Среда Интернет как основа виртуальной коммуникации отличается следующими особенностями:

  • развитием опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию субъектов общения;
  • усилением порождающего характера коммуникации (самовоспроизводимость);
  • расширением диапазона коммуникации на шкале "локальность акта - публичность акта";
  • расширением диапазона коммуникации на шкале "партикулярность сознания - глобальность сознания";
  • расширением культурного фона коммуникации;
  • ослаблением роли традиции в коммуникации;
  • усилением самореферентности коммуникации;
  • ростом маргинализации сознания;
  • снижением авторитета объективного знания;
  • повышением авторитета конвенциального знания;
  • переходом от диалога к полилогу в выяснении истины;
  • размыванием границ тезаурусов и плюрализмом концептуальных пространств;
  • повышением дискурсивности знания;
  • расширением источников и способов получения и продуцирования информации;
  • расширением возможностей социализации и профессионализации;
  • изменением роли образования в обществе;
  • расширением гедонистических возможностей.

Особенностями научно-образовательных ресурсов Интернета являются их открытость, доступность, демократичность в способах использования.

Однако доступность и сравнительная легкость в создании новых электронных ресурсов привело к тому, что интуитивное восприятие общественностью системы образования РФ Интернет как основы для перспективной образовательной среды вызвало появление множества разрозненных информационных ресурсов образовательного направления, возникших и возникающих сейчас без привязки к конкретным учебным планам и методикам ведения учебного процесса в среде Интернет. Отсутствие единых принципов представления учебного материала, методик ведения учебного процесса и технологий накопления, актуализации и предоставления информационных ресурсов приводит к тому, что такие ресурсы создаются в различных форматах без учета особенностей ведения учебного процесса и потребностей пользователей. В результате, сейчас весьма не просто найти даже имеющиеся уже в сети ресурсы, учитывая что они могут размещаться случайным (доступным автору) образом.

В настоящее время существует множество оболочек для организации дистанционного обучения с использованием Интернет: системы "TopClass", "HyperMethod", "ToolBook", "КОБРА", "Learning Space" и т.д. Все они требуют специального освоения, а некоторые и установки SQL-серверов. Имея различные возможности, все они ориентированы на создание виртуальной среды, содержащей разнообразные учебные ситуации.

В Нижегородском государственном педагогическом университете в настоящее время проводится исследование теоретико-методологических оснований формирования виртуального образовательного пространства вуза. Одной из задач исследования является разработка методов построения виртуального образовательного пространства на основе программных средств - Moodle и Media Wiki, включающих сервисы Веб 2.0. По мнению авторов данные средства являются наиболее подходящими и перспективными для решения этой задачи.

Исходная позиция заключается в том, что виртуальная среда обучения вуза используется различными группами участников учебного процесса и должна удовлетворять потребностям каждой группы. Потребности постепенно меняются с появлением новых технических возможностей. Внутри сложных современных информационных комплексов происходит совместная эволюция, в которую вовлечены люди и средства. Как только мы начинаем использовать новые средства, они изменяют привычные условия нашего существования. Подход, нацеленный на саморазвитие, заставляет нас постоянно перестраивать наш мир. Нам приходится осваивать новые роли, вырабатывать новые привычки и осваивать новые методы деятельности. Эти изменения в нас происходят только потому, что появляются новые технические средства, которые мы сами же и придумали. После того, как новые средства деятельности вносятся в сообщество, между средствами и людьми, которые их используют, происходит совместный процесс эволюционных изменений.

Если мы попытаемся выделить для каждой группы свои потребности, то получим несколько списков:

    Администраторы хотели бы

  • Общаться со студентами;
  • Планировать расписание учебных курсов;
  • Наблюдать и контролировать деятельность учащихся;
  • Наблюдать деятельность преподавателей;
  • Наблюдать деятельность администраторов.


  • Преподаватели хотели бы

  • Размещать учебные курсы;
  • Планировать научную и преподавательскую деятельность;
  • Размещать учебные материалы (ЦОР);
  • Совместно редактировать материалы;
  • Обрабатывать и представлять результаты исследований;
  • Хранить свои материалы (свое академическое портфолио);
  • Общаться с преподавателями и обмениваться учебными материалами;
  • Общаться со студентами

Из новых потребностей, которые порождаются сетевой средой, отметим желание преподавателей использовать свои наработки внутри нескольких учебных курсов своего вуза (или нескольких вузов). Можно обозначить эту потребность как формирование личной среды преподавателя, которая может существовать в сети.

    Студенты хотели бы

  • Работать с учебным курсами;
  • Планировать научную и учебную деятельность;
  • Хранить, редактировать и пополнять свое портфолио;
  • Использовать учебные ресурсы;
  • Общаться со студентами;
  • Наблюдать деятельность других учащихся;
  • Наблюдать деятельность преподавателей;
  • Наблюдать деятельность администраторов.

У современных студентов постепенно формируется потребность в собственной автономной учебной среде, которая хранила бы их наработки, умения и необходимые для обучения сервисы.

    Абитуриенты хотели бы

  • Знакомиться с учебными курсами;
  • Знакомиться с преподавателями;
  • Знакомиться с требованиями по приему и обучению

При выборе компонентов для построения учебной среды ВУЗ-а мы обратили свое внимание на технические средства, связанные с теорией конструктивного развития личности ученика. Конструктивизм исходит из того, что обучение - это активный процесс, в ходе которого люди активно конструируют знания на основе собственного опыта, создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или их окружающих. Для того чтобы освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользоваться. Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Для этого необходимо вступить в сообщество, где это средство используются. По мере развития технологий в сферу построения значимых продуктов попадают все новые маленькие кирпичики - цифровые учебные объекты, пригодные для повторного использования в образовательных целях. Это общая игра по построению новых знаний, в которую с одинаковым интересом могут играть и студенты и преподаватели. Чем большие возможности открывает учебная среда для самостоятельного построения, конструирования новых объектов, тем с большим интересом к ней относятся пользователи. Конструктивизм заметно повлиял на педагогический дизайн и его влияние заметно в целом ряде продуктов.

Мы обратили внимание на следующие:

  • Moodle
  • МедиаВики
  • Службы Google
  • Сквик среда

Moodle - эта среда создана как учебная оболочка управления знаниями, в которой доступны следующие возможности:

  • Размещение учебных курсов;
  • Контроль посещаемости и учебной деятельности;
  • Планирование курсов;
  • Поиск по форумам;
  • Персональные учебные задания;
  • Общение;
  • Общая терминология (глоссарии);
  • Портфолио (в форме собственного блога) ;


  • К сильным сторонам Moodle можно отнести следующие:

  • Иерархия уровней доступа к материалам;
  • Проработанная система заданий;
  • Наблюдение за деятельностью учащихся;
  • Планирование деятельности;
  • Возможность получать RSS потоки из внешнего мира ;


  • Слабые стороны:

  • Мы не можем повторно использовать объекты, размещаемые внутри учебных модулей;
  • Материалы, созданные учеником, остаются внутри курса и со временем ученик утрачивает доступ к своим материалам;
  • Невозможно построить свое собственное учебное пространство;
  • Невозможно организовать взаимодействие преподавателей разных курсов.

В 2008 году в НГПУ развернуто несколько экспериментальных учебных курсов http://www.nnspu.ru:8080/moodle. Отработаны механизмы копирования курсов и передачи глоссариев между курсами. Изучается возможность интеграции курсов Moodle и МедиаВики.

МедиаВики. Оболочка создавалась для коллективного редактирования гипертекстовых документов. В МедиаВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает Вики наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой может писать целая группа. В российском образовании МедиаВики представлена прежде всего проектом Летописи.ру и его региональными клонами в нескольких педагогических вузах.

    К сильным сторонам МедиаВики можно отнести следующие:

  • Возможность повторного использование объектов;
  • Возможность быстрой компоновки учебных материалов из готовых фрагментов;
  • Открытость материалов и возможность их передавать через RSS поток во внешний мир;
  • Расширяемость среды за счет различных дополнений - RSS потоки из внешнего мира;
  • Возможность построения личного учебного пространства;
  • Возможность исследовательской деятельности.


  • Слабые стороны МедиаВики:

  • Общение между соавторами организовано плохо. Это не среда для общения.;
  • Средства наблюдения за деятельностью нуждаются в развитии. Нам бы хотелось извлекать менее подробную и более качественную информацию, а не просто перечень страниц по ссылке "Вклад участника".;
  • Персонификация заданий и контроль выполнения заданий. Система не предполагает учебного курса.

В 2006 - 2008 году МедиаВики использовалась в НГПУ для поддержки творческой деятельности студентов в целом ряде учебных курсов.

  • Разработаны шаблоны, поддерживающие обустройство личного пространства учащихся в среди МедиаВики;
  • Собраны примеры проектной работы студентов;
  • Внутри МедиаВики размещены многочисленные цифровые объекты для дальнейшего использования;
  • Внедрены расширения, позволяющие добавлять к статьям карты знаний - Графвиз, FreeMind.

Сервисы Google С помощью Документов и Электронных таблиц Google студенты могут:

  • Работать со своими файлами в любое время и из любого места;
  • Получать комментарии на свою работу от других людей ;
  • Постоянно отслеживать изменения в редакции текущего документа;
  • Усовершенствовать свое владение навыками редактирования;
  • Быстро анализировать и организовывать свои данные;
  • С легкостью обмениваться своими материалами с другими учащимися.

Регулируется уровень доступа к материалам. Организовано коллективное редактирование документов.

Слабые стороны Google связаны с необходимостью использования внешних сетевых ресурсов.

В 2008 году в НГПУ проводились следующие работы:

    Создание учебных видеоканалов на YouTube. Включение сервисов Google в страницы МедиаВики
  • Персональные поисковые машины;
  • Карты Google;
  • Альбомы Picasa;
  • Видеозаписи YouTube;
  • Календари Google;
  • Аналитика Google;
  • Среда Croquet - Университетская среда, которая разрабатывается OpenCroquet Consortium http://www.opencroquet.org как учебная оболочка, в которой возможно:
  • Создание трехмерных объектов;
  • Наблюдение за деятельностью;
  • Инструменты визуализации;
  • Персональные цифровые объекты;
  • Работа с электронными досками;
  • Недостатки среды связаны с отсутствием русскоязычного интерфейса и документации на русском языке.
    В 2007 - 2008 году в стенах НГПУ:
  • Начато внедрение элементов среды Сквик и Скретч в учебные курсы;
  • Создано методическое руководство "Учимся в среде Скретч";
  • Создано методическое руководство по использованию среды Alice для создания трехмерных моделей;
  • Включение проектов Скретч в материалы МедиаВики.

Перспективными направлениями исследований, объединяющих педагогические стратегии с возможностями современных информационных технологий, на наш взгляд, являются:

  1. Проблемы создания и развития систем учащихся организаций по типу корпоративного университета. Вопросы накопления знаний и обмена знаниями внутри всякой организации играют сегодня решающее значение. Наиболее жизнеспособными и оказываются "учащиеся организации" (Senge P, Wenger E.,)
    В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество открытых материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием.
    В Нижегородском государственном педагогическом университете накоплен опыт сочетания традиционных форм музейной педагогики и возможностей сетевого менеджмента знаниями на примере виртуального объединения материалов музеев университета.
  2. Вопросы формирования среды коллективного творчества и образовательного взаимодействия на основе современных технических средств - обучение через творчество, игру и коллективное создание многомерных моделей.
    Метафора маленьких кирпичиков, из которых дети и взрослые могут собрать простые и очень сложные конструкции, присутствует не только в учебных проектах, но и в большинстве современных сетевых сервисов формата Веб2.0, предназначенных для поддержки организаций и сетевых сообществ обмена знаниями. Изучение поведения и построение моделей более не ограничивается отдельным компьютером. Мы можем предложить свое произведение другим членам сообщества и они смогут не только посмотреть как работает модель, но и разобраться в том, как сложены кирпичики модели, смогут взять эти кирпичики и строительные блоки и построить из них свое собственное здание.
    Метафора кирпичиков активно использовалась в конструкционизме - и таких обучающих средах как Лого и Лего-Лого. Мночисленные многопользовательские обучающие миры так же основывались на простых предметах и простых действиях, которые могли совершать участники. Все эти мощные педагогические идеи были оттеснены в сторону первой волной развития сети Интернет. И вот теперь с развитием сервисов Веб2.0 они возвращаются и мы видим, какие мощные идеи и технологии параллельных действий и обмена информацией оказываются доступны для образования. В первую очередь эти возможности, на наш взгляд, связаны с усилиями группы Алана Кея по продвижению языка Squeak и вырастающих на базе этого языка учебных оболочках (Scratch, NetLogo, Alice, Croquet).
    На сайте Scratch - http://www.scratch.mit.edu можно не только посмотреть готовые работы, но и скачать их код. После этого любой желающий может видоизменить связь блоков программы и построить свою собственную, опираясь на плечи своих коллег.
    В Нижегородском государственном педагогическом университете ведется работа по национальной адаптации среды Scratch и поиску форм её внедрения в образовательную практику.
  3. Проблемы формирования инфраструктуры открытого обучения, которая поддерживает доступ учеников к мультимедийным материалам, тестам и учебным сервисам на основе открытых сред (Moodle, MediaWiki) и сервисов Google.
    Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов - текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки - повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д.
    • Обучение - это активный процесс, в ходе которого люди активно конструируют знания на основе собственного опыта, создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или их окружающих. Для того чтобы освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользоваться. Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Для этого необходимо вступить в сообщество, где это средство используются. По мере развития технологий в сферу построения значимых продуктов попадают все новые маленькие кирпичики - цифровые учебные объекты, пригодные для повторного использования в образовательных целях. Это общая игра по построению новых знаний, в которую с одинаковым интересом могут играть и студенты и преподаватели. Чем большие возможности открывает учебная среда для самостоятельного построения, конструирования новых объектов, тем с большим интересом к ней относятся пользователи. Конструктивизм заметно повлиял на педагогический дизайн и его влияние заметно в целом ряде продуктов;
    Опыт использования различных сред, основанных на Веб 2.0 технологиях, и адаптация их в условиях образовательной системы Нижегородского государственного педагогического университета показывает их высокую эффективность.
  4. Вопросы использования мобильных средств и технологий в образовании и науке (ультрапортативные компьютеры, гаджеты, GPS-устройства и пр.) и формы их использования (экспедиции, учебные экскурсии, полевые научные исследования, внеаудиторные формы образовательной деятельности в городах).
    Получение опыта и знаний происходит не только и не столько в стенах аудитории, сколько в реальной жизни, не связанной с формальным процессом образования. Поэтому требуют изучения вопросы наличия современных мобильных устройств и программных средств, расширяющих возможности восприятия, памяти, коммуникаций. Примером таких средств могут служить
    • портативные цифровые фотоаппараты, видеокамеры и диктофоны, расширяющие возможности восприятия и осмысления увиденного и услышанного, GPS-навигаторы дающие восприятие локуса (привязанности к географической точке);
    • гаджеты (IPOD и др.), мобильные средства доступа к Интернет ресурсам, менеджеры знаний, ультрапортативные компьютеры, позволяющие обращаться к информации актуально реальной ситуации, в том месте и тогда, когда она потребовалась;
    • сотовые и спутниковые телефоны, полевые рации и др. как средства. SMS-чаты, блоги, видеоконференции как формы возможных коммуникаций во внеаудиторных условиях.
    Определенный опыт данного направления накоплен в сфере организации учебно-исследовательских экологических экспедиций и научных экспедициях, требующих прецизионного подхода к описанию положения и пространственных параметров исследуемых объектов.
  5. Проблемы нового содержания и форм коммуникаций с социально уязвимыми группами (слабовидящие дети, люди с ограниченными физическими возможностями, дети с девиантным поведением и требующие реабилитационной помощи).
  6. Проблема развития форм международного сотрудничества в сфере образования и науки посредством многообразия коммуникаций.


1"Виртуальный" - от латинского слова "virtualis", что означает "возможный; такой, который может или должен появиться при определённых условиях".

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga