ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Городецкая Наталья Ивановна (nigorod@yandex.ru)
заведующая лабораторией дистанционного обучения
Калинкина Елена Георгиевна (ekalin2006@gmail.com)
к.п.н., доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин
ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования
Аннотация В работе раскрываются методологические, организационные и процессуальные аспекты реализации дистанционного обучения в процессе повышения квалификации педагогов в ГОУ ДПО НИРО.
DISTANCE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHERS PROFESSIONAL DEVELOPING
Gorodetskaya Natalya (nigorod@yandex.ru)
Kalinkina Elena (ekalin2006@gmail.com)
Education Developing Institute of Nizhniy Novgorod
Annotetion Methodological, organizational and procedural aspects in realization of distance education in use of teachers professional developing on the foundation of Education Developing Institute of Nizhniy Novgorod are presented in this report.
Активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий во многом обусловило все возрастающую востребованность дистанционного обучения, которое в настоящее время выступает неотъемлемым компонентом системы непрерывного образования.
Дистанционное обучение педагогов выступает вариативной формой повышения их квалификации и рассматривается сегодня как одно из наиболее перспективных инновационных направлений обновления и совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования.
В ГОУ ДПО НИРО реализуется сетевая модель дистанционного обучения, которая успешно сочетается с кейс-технологиями. При этом базовыми принципами организации учебного процесса являются:
- стимулирование самостоятельного мышления;
- переход от передачи готовых знаний к управлению самостоятельной познавательной деятельностью;
- информационно-методическое обеспечение обучения;
- личностно-ориентированный подход;
- активизация деятельности участников учебного процесса, конструирование знаний;
- опора на формирование интеллектуальных умений - анализа, синтеза, оценки;
- обучение в сотрудничестве;
- обеспечение разных уровней взаимодействия.
Автономные курсы дистанционного обучения организуются в виде занятий (по аналогии с традиционным обучением) по разделам и темам программы. Каждый курс строится на основе модулей, соответствующих логике познавательной деятельности: ознакомление с новым материалом, овладение новым материалом, применение новых знаний для решения исследовательских или практических, творческих задач, контроль. Средства информационных технологий, гипертекстовые технологии, мультимедиа позволяют создавать разнообразные проблемные ситуации, стимулирующие обучающихся самостоятельно искать решения, размышлять, исследовать, обсуждать.
Безусловно, ключевым понятием дистанционной формы обучения является интерактивность, то есть систематическое взаимодействие преподавателя и обучаемого. Так, в процессе реализации дистанционного учебного курса практикуются совместные виды деятельности обучаемых в малых группах сотрудничества, практикуются систематические обсуждения всей группой рассматриваемых проблем, возникающих затруднений, просто интересных предложений в форуме, чате, интернет-конференции и т.п. Формы и виды контроля в дистанционной форме обучении сочетают автоматизированный контроль знаний и открытые виды контроля совместного результата деятельности.
Администрирование курса, управление учебным процессом также должно органично сочетаться со всеми составляющими дистанционного взаимодействия. Это система, где все компоненты и их функционирование должны быть заранее предусмотрены.
Внедрение дистанционных форм обучения в образовательный процесс НИРО было начато в 2005 году в рамках реализации Российско-Британского проекта "Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования Нижегородской области с использованием форм дистанционного обучения".
Первый опыт дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса позволил выявить первоочередные задачи организационного и методического характера, а именно подготовить работников районных управлений образования, дистанционных педагогов и участников дистанционных курсов к грамотной организации и планированию учебной деятельности в сети Интернет; сформировать у слушателей дистанционных курсов культуру использования средств ИКТ: познакомить с техникой безопасности, санитарными нормами и правилами работы с персональным компьютером, создать благоприятные климатические условия на рабочих местах.
Создание условий для внедрения дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации работников образования было начато с организации в районах Нижегородской области экспериментальных площадок дистанционного обучения с опытными консультантами-помощниками (тьюторами дистанционного обучения). В 2005/2006 году на базе ресурсных информационных классов были созданы пилотные площадки, на которых в экспериментальном режиме отрабатывались первые дистанционные курсы и технологии сетевого взаимодействия.
С созданием в мае 2006 года в ГОУ ДПО НИРО лаборатории дистанционного обучения, были определены основные направления инновационной деятельности по внедрению дистанционных форм обучения в систему повышения квалификации работников образования, органично сочетающиеся со стратегией информатизации образования, определяемой комплексной программой развития образования Нижегородской области до 2010 г. Это:
- развитие современных методов обучения посредством более эффективного использования информационных компьютерных технологий в учебном процессе;
- развитие систем и средств дистанционного образования, обеспечивающих повышение доступности и качества образования в сельских районах Нижегородской области;
- разработка и внедрение программ дистанционного повышения квалификации педагогических работников.
Важным фактором, влияющим на успешность взаимодействия участников дистанционного учебного процесса и, как следствие, эффективность дистанционного обучения, является выбор виртуальной среды сетевого взаимодействия. Используемая виртуальная среда обучения позволяет организовать учебную деятельность слушателей дистанционного курса в следующих формах:
- самостоятельная работа по изучению теоретического (лекционного) материала;
- самостоятельная работа по выполнению практических заданий и тренингов;
- электронная конференция (в режиме off-line) - обсуждение актуальных тем, посвященных проблематике курса и выполнению индивидуальных заданий;
- электронная консультация (в режиме off-line) - разрешение возникающих проблем посредством индивидуальных консультаций с преподавателем через почтовый сервис виртуальной среды обучения;
- тестирование-тренинг - электронное контрольное самотестирование (ответ на вопросы тестового задания и просмотр результата без оценки);
- контрольное тестирование - тестирование с автоматическим выставлением оценки в электронный журнал курса;
- контрольная работа - выполнение контрольного задания и пересылка электронного варианта работы преподавателю курса посредством сервиса "Обмен файлами";
- защита проекта - выступление с докладом на форуме, посвященном защите и обсуждению выпускных работ;
- заполнение электронных форм опросов и анкет.
В учебной деятельности преподавателя (разработчика) дистанционного курса можно выделить следующие составляющие:
- взаимодействие с тьютором дистанционного обучения по проблемам организации и проведения учебных занятий на площадке дистанционного обучения;
- управление учебной деятельностью слушателей курса посредством сервиса "Доска объявлений", предоставляемого средой виртуального обучения;
- организация телеконференций в рамках учебного курса посредством сервиса "Электронная конференция";
- организация промежуточного контроля учебной деятельности - интерактивного тестирования слушателей в виртуальной среде обучения и проверки зачетных заданий, пересылаемых через сервис "Обмен файлами";
- отслеживание и публикация текущей успеваемости слушателей курса - заполнение и постоянное обновление электронного журнала успеваемости учебной группы, представленного в дистанционной оболочке;
- электронные консультации (в режиме off-line) - разрешение возникающих проблем, индивидуальное консультирование слушателей через сервис "Электронная почта";
- отслеживание посещаемости, успеваемости и иных результатов учебной деятельности слушателей курса, посредством сервиса "Администрирование" виртуальной среды обучения;
- обсуждение со слушателями актуальных тем курса в сервисе "Интернет-кафе";
- итоговая аттестация слушателей, например публичная защита курсовых или проектных работ в сервисах "Интернет-кафе", "Электронная конференция" виртуальной среды обучения;
- аналитическая деятельность, включающая анализ тестов, листов опроса, размещенных в разделе "Задания" дистанционной оболочки.
Важно отметить, что в процессе обучения слушатели дистанционных курсов осваивают технологии сетевого взаимодействия, которые смогут в дальнейшем использовать в своей педагогической практике. В качестве примера приведем фрагмент итогового аргументированного эссе учителя истории М.Б. Мусатовой - участника дистанционного курса "Актуальные проблемы преподавания всеобщей истории" в Павлове.
"Дистанционное обучение, с моей точки зрения, располагает потенциально широкими возможностями для разработки методических приемов использования Интернет. Вот краткий перечень некоторых возможных форм организации дистанционного обучения с использованием сети Интернет:
- проведение семинаров и конференций в реальном режиме времени между преподавателем и студентами или несколькими студентами на заданную тему;
- использование творческих заданий, работа над которыми предполагает обращение к информационным ресурсам сети;
- применение индивидуальных заданий исследовательского характера (рефераты, доклады);
- разработка и осуществление различных проектов (обмен мнениями и вопросами по электронной почте);
- организация конкурсов и викторин.
Список организационных форм работы с использованием сети Интернет может быть продолжен, тем более что современное российское образование направлено на широкое использование сервисов и образовательных информационных ресурсов глобальной сети Интернет в обучении…"
Важным условием внедрения в учебный процесс НИРО дистанционных форм обучения является выявление актуальной, востребованной педагогами Нижегородской области тематики учебных курсов. Данная задача решается путем перевода наиболее популярных спецкурсов, входящих в программы курсов повышения квалификации, в дистанционную форму обучения. Так, в рамках деятельности лаборатории дистанционного обучения сотрудниками разработаны, и размещены в оболочке дистанционного обучения курсы разнообразной тематики, предназначенные для повышения квалификации учителей различных предметов:
- Компьютерное черчение в системе автоматизированного проектирования КОМПАС 3D LT;
- Актуальные вопросы преподавания всеобщей истории;
- Технология "Дебаты";
- Естествознание и окружающая среда;
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
- Эффективная работа в глобальной сети Интернет ;
- Управление карьерой: технология профессионального и личностного самоопределения старшеклассников ;
- Основы графики и анимации (Macromedia Flash MX);
- Элементы теории вероятностей. Методы решений задач с параметрами;
- Организация учебного сотрудничества в начальных классах.
Разработаны и готовятся к реализации еще 5 курсов дистанционного обучения.
Важным методическим аспектом внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс является разработка электронных материалов учебного назначения. В поддержку дистанционного учебного процесса по каждому курсу разработаны учебно-методические комплекты (УМК) - кейсы, включающие экземпляры методического пособия (оригинал-макет) (1) и его электронный вариант (CD-диск). Следует отметить, что электронные учебно-методические пособия тех дистанционных курсов, программы которых прошли экспертную оценку в научно-методическом экспертном совете НИРО, регистрируются далее в "Отраслевом фонде алгоритмов и программ".
При подготовке УМК авторы дистанционных курсов учитывают методические рекомендации, разработанные сотрудниками лаборатории дистанционного обучения, для единообразного оформления электронных учебно-методических пособий и целесообразной организации процесса обучения.
Экспериментальная работа по реализации первых дистанционных курсов выявила острую необходимость в предварительной подготовке слушателей к учебной деятельности в сети Интернет. С этой целью была разработана программа спецкурса "Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении", которая реализуется на районных площадках дистанционного обучения. Этот спецкурс, включенный в учебно-тематический план дистанционного курса, преподается тьюторами системы дистанционного обучения в очном режиме на пилотных площадках перед началом дистанционного учебного процесса.
Для повышения эффективности сетевого учебного взаимодействия участников дистанционного образовательного процесса нами была разработана и реализована программа подготовки тьюторов и администраторов дистанционного обучения "Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации работников образования" (36 учебных часов). В 2007-2008 гг. 15-ть администраторов и тьюторов площадок дистанционного обучения прошли подготовку по данной программе. Разработана и находится в стадии апробации схема взаимодействия всех участников дистанционного образовательного процесса.
При формировании системы дистанционного обучения требуются квалифицированные педагогические кадры, внедряющие дистанционные образовательные технологии в педагогическую практику. Переподготовка профессорско-преподавательского состава института является одним из важнейших факторов успешности внедрения дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации педагогических работников. В связи с этим значительное внимание уделяется организации для сотрудников НИРО обучающих семинаров и индивидуальных занятий со следующей тематикой:
- теоретические основы организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;
- организационно-методические аспекты внедрения дистанционных образовательных технологий в учебную практику НИРО;
- виртуальная образовательная среда: назначение, интерфейс, интерактивные возможности;
- разработка и размещение электронных учебных и тестирующих материалов в оболочке дистанционного обучения;
- технология подготовки текстовой и графической информации для размещения в сети Интернет;
- разработка диагностических материалов для анализа эффективности обучения в рамках курсов дистанционного обучения;
- регистрация программных разработок в "Отраслевом фонде алгоритмов и программ".
При этом лабораторией дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО создана система организационной, технической и методической поддержки нового образовательного процесса, разработана технология формирования учебной программы и учебных модулей дистанционного обучения, а также методические рекомендации по реализации данной формы обучения. Перспективы дистанционного обучения в процессе повышения квалификации связаны с расширением спектра дистанционных курсов в соответствии с потребностями системы образования, развитием новых форм сетевого взаимодействия, внедрением в учебную практику новых программных средств дистанционного обучения.
Резюмируя сказанное выше, отметим, что внедрение дистанционных образовательных технологий в практику дополнительного профессионального образования, безусловно, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системе образования.
|