home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО КУРСА "ИНФОРМАТИКА" В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ННГУ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

Гришин Владимир Анатольевич
к.техн.н., доцент кафедры ТСР факультета ВМК,
Вискарева Анна Геннадьевна
ассистент кафедры ТСР факультета ВМК,
Косырева Ольга Николаевна
ассистент кафедры ТСР факультета ВМК
E-Mail: (postnik@vmk.nnov.ru)
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Аннотация
Рассматривается задача построения адаптированного курса "Информатика" для экономических специальностей в системе дистанционного образования ННГУ. Цель курса - развитие способностей студентов самостоятельно решать задачи предметной области, применяя набор фундаментальных знаний в области компьютерных наук, позволяющий быстро осваивать современный инструментарий информационных технологий.

Система дистанционного образования предполагает оперативную подготовку специалистов с высоким уровнем знаний в предметной области и в области компьютерных наук. Это предопределено состоянием экономики, социальной сферы и территориального рынка труда.

Курс "Информатика" в соответствие с ГОС на экономических специальностях ("Экономика и управление на предприятии", "Менеджмент организации", "Финансы и кредит", "Таможенное дело" и др.) читается в 1, 2 семестрах. Выделенный объем времени (68 ч. - лекции, 54 ч. - практические занятия, 78 ч. - самостоятельная работа) затрудняет проектирование содержания курса, соответствующего отечественным и международным рекомендациям по преподаванию информатики в вузах [1, 2, 3] и поразительной скорости развития информационных технологий. В системе дистанционного образования ННГУ сложность адаптации стандартов для экономических специальностей обостряется слабой математической подготовкой выпускников школ, их поверхностными и несистематизированными знаниями по информатике и ее приложениям.

Необходима дисциплина, дающая студентам единый системный взгляд на информатику в целом. Базовый курс должен быть ориентирован на инвариантные технологии решения профессиональных задач с использованием систематических методов составления алгоритмов и программ для ЭВМ независимо от используемых прикладных пакетов и языков.

С другой стороны, экономическая система характеризуется множеством исходов экономических процессов в ходе реализации функций управления. Прежде чем использовать ту или иную информационную технологию, информационную модель для реализации этих функций, современный экономист должен понимать идейную сторону теоретической основы технологии, должен корректно формулировать цели и задачи управления. А с формальной точки зрения цель считается не заданной, если она не описана математически.

Исходя из всего указанного, содержание адаптированного курса "Информатика" для экономических специальностей системы дистанционного образования ННГУ было разработано на опорном треугольнике "предметная область-информатика-математика", цель которого - заложить базис главных проявлений человеческого интеллекта: способность к обучению, рассуждению, действию.

Выделено четыре области:

  1. Математические и теоретические основы информатики
    Введение в теорию информации. Кодирование символьной и графической информации. Арифметические основы ЭВМ. Логические основы ЭВМ;
  2. Организация ЭВМ
    Этапы развития автоматических устройств преобразования и обработки информации. Основы построения ЭВМ. Структура программного обеспечения. Операционные системы. Прикладное программное обеспечение;
  3. Основы программирования
    Структуры организации данных. Основы алгоритмизации. Структура алгоритмов. Методы сортировки и поиска. Итеративные и рекурсивные алгоритмы. Объектно-ориентированное программирование;
  4. Основы компьютерного моделирования
    Модели объектов и процессов. Этапы моделирования. Моделирование с использованием генератора случайных чисел.

В области знаний "Математические и теоретические основы информатики" особое внимание уделяется разделу "Теория информации". Раздел является пропедевтическим курсом, подготавливающим студентов к обработке обширного статистического материала, решению задач больших размерностей, работе со сложными математическими моделями.

Рассматриваются следующие темы:

  • Понятие информации;
  • Формы представления информации;
  • Количественные и качественные характеристики информации;
  • Основные подходы к определению количества информации (синтаксические, семантические, прагматические);
  • Понятия материального носителя, сигнала, сообщения, знака, алфавита;
  • Формы представления сигналов;
  • Преобразование сообщений;
  • Понятие энтропии: энтропия как мера неопределенности, свойства энтропии, условная энтропия;
  • Энтропия и информация;
  • Информация и алфавит.

Раздел введен в соответствии с современными тенденциями управления предприятием, где большое внимание уделяется информационным подходам к управлению сложными социально-производственными системами в условиях неопределенности [4, 5]. В основе этих подходов лежат информационно-вероятностные методы, пригодные для оценки систем любого физического содержания.

Разработанный курс "Информатика" читается с 2006/2007 учебного года на экономических специальностях в системе дистанционного образования ННГУ. С целью оценки качества усвоения разделов курса проводится традиционный оценочный контроль знаний и итоговое тестирование по завершению семестра, которые показывают легкость усвоения студентами "Математических и теоретических основ информатики" и, в частности, такого сложного раздела как теория информации.

Литература

  1. Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах = Software Engineering 2004: Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering; Computing Curricula 2001: Computer Science: пер. с англ. - М.: ИНТУИТ.РУ "Интернет-Университет Информационных Технологий", 2007. - 462 с
  2. Борисенко В.В., Люцарев В.С., Михалев А.А., Михалев А.В., Панкратьев Е.В., Чеповский А.М., Чирский В.Г. Преподавание информатики и математических основ информатики для непрофильных специальностей классических университетов: [учеб. пособие]/В. В. Борисенко [и др.]; [ред. А.В. Михалев]. - М.: Интернет-Ун-т Информ. Технологий, 2005. - 144 с
  3. Сырецкий Г.А. Информатика. Фундаментальный курс. Том 1. Основы информационной и вычислительной техники. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 832 с
  4. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник / Под ред. В.Н.Волковой и А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 848 с
  5. Основы управления предприятием: Модели и методы управления в условиях неопределенности: Кн.2 / Под ред. Г.И. Андреева, В.А. Тихомирова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 304 с
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga