home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

Гурьянов Константин Валентинович (gur_57@mail.ru)
к.т.н., доцент кафедры Информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованиия "Саратовский юридический институт МВД России", г. Саратов

Важнейшим условием повышения профессионального мастерства сотрудников подразделений органов внутренних дел МВД России в современных условиях является не только твердое знание норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, ведомственных правовых актов, передовой следственной практики, но и внедрение в практику организации правоохранительной деятельности современных достижений науки - компьютерных технологий. Это возможно, на наш взгляд, путем обеспечения комплексного подхода к организации образовательного процесса в специализированных вузах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, использованию как традиционных методов обучения, так и методов электронного обучения (е-Learning). Технологии смешанного обучения - традиционное плюс электронное - это наиболее удобная и прогрессивная на настоящий момент времени модель обучения, основанная на сочетании использования традиционных, классических форм и методов обучения и новых мультимедийных технологий и сети Internet путем приобретения навыков доступа к информационным ресурсам, обмена сведениями и данными и совместной работы в сети.

На электронное обучение сегодня сориентированы все передовые образовательные системы, e-Learning начинает свое развитие и прогрессирует в вузах России, образовательная общественность осознает его перспективность и предпринимает меры к сокращению отставания в этой области. Но, к сожалению, пока еще большое количество учебных, учебно-методических материалов по данной проблематике в специализированных вузах посвящены лишь теоретическим - административным, гражданско-правовым и уголовно-правовым аспектам, оставляя в стороне вопросы организации правоохранительной деятельности, в особенности, в отношении преступлений, связанных с использованием компьютерной (информационной) техники для совершения преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий - компьютерных преступлений, компьютерного мошенничества, хакерских взломов, несанкционированного доступа в сетевые ресурсы, производства компьютерного контрафакта и т.д.

Вопросам гражданско-правовой и уголовно-правовой квалификации преступлений подобного рода в последнее время посвящен ряд диссертационных работ, публикаций монографического уровня, но системно они не посвящены проблемам организации правоохранительной деятельности, вопросам учебно-методического обеспечения образовательного процесса по расследованию преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий. То есть, практически до настоящего времени не конкретизированы объект, предмет, методология и методы исследования в данном направлении; большинство опубликованных работ данной тематики по криминалистике, уголовному праву, уголовному процессу, криминологии и другим специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования "Юриспруденция" и "Правоохранительная деятельность" имеют ссылки на законодательные акты, либо уже утратившие силу, либо те, в которые уже внесены какие-либо поправки и дополнения.

В Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Саратовский юридический институт МВД России" кафедрой Информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений в настоящее время реализуется подготовка курсантов по дисциплине "Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий" цикла ДС 07.02 ГОС ВПО второго поколения по специальности 030501.65 "Юриспруденция". Новизна преподаваемого курса заключается в том, что авторский коллектив рассматривает проблему организации правоохранительной деятельности по противодействию преступлениям в сфере компьютерной информации и высоких технологий, основываясь на вновь принимаемых законодательных актах, вносимых поправках в старые и вводимых в действие новых ведомственных нормативных документах. Перечень практических занятий, тематика и содержание лекционного курса обновляются ежегодно.

Такая корректировка крайне необходима по специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций именно ежегодно, поскольку успешная работа правоохранительных органов по противодействию преступлениям, совершаемых в отношении, либо с применением компьютерной техники заключается не только в тесном сотрудничестве подразделений органов внутренних дел МВД России с иными правоохранительными структурами Российской Федерации, но и в знании будущими сотрудниками ОВД как положений нового законодательства России, так и новых компьютерных технологий.

Фабула проведения практических занятий по дисциплине "Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий" тезисно выглядит следующим образом.

В начале занятия каждому курсанту выдается задание, включающее в себя требование закрепления ранее приобретенных навыков работы с сетевыми технологиями, поисковыми службами, информационно-справочными системами, так и приобретение новых знаний по анализу ситуаций, подготовке необходимых документов, и проведению реальных действий. То есть каждое занятие рассчитано как на использование технологий электронного обучения (e-Learning), так и на традиционные методы проведения занятий.

Например, одно из заданий для проведения занятия заключается в следующем.

  1. С помощью персонального компьютера по известному сетевому адресу войти на сервер кафедры;
  2. На сервере кафедре в электронном каталоге изучаемой дисциплины "Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий" открыть в электронном виде задание по изучаемой теме, ознакомиться с его фабулой, уяснить ее и произвести в компьютерном виде необходимые оперативно-розыскные и следственные действия.

Пример фабулы задания по одной из тем дисциплины выглядит следующим образом:

Гражданин М. обратился в следственные органы с устным заявлением о том, что на углу ул. Митина и ул. Никитина в киоске с названием "Мир CD и DVD" продают, по его мнению, контрафактные экземпляры компьютерного программного обеспечения, программных продуктов, аудио- и видеозаписей на компакт-дисках. Продавцы киоска, утверждают, что это самые последние новинки кинопроката, на дисках записаны фильмы, которые только еще анонсируются к выпуску в кинотеатрах. Программные продукты (игры, MP3-плейеры для компьютера) устанавливаются на компьютер пользователя и не требуют регистрации и активации. Никаких документальных подтверждений о приобретении программных продуктов (кассовых чеков) не выдается. Продавцы ссылаются на то, что если диск не будет "устанавливаться" они безоговорочно его поменяют на равноценный. У М. есть сын, который учится в 10 классе средней школы, который в последнее время тратит выдаваемые ему родителями деньги "на карманные расходы" на приобретение компакт-дисков, запираясь в своей комнате, целыми днями просиживает за компьютером, играя в игры и смотря видеофильмы. В последнее время сын стал не только плохо учиться, но и прогуливает занятия в школе, стал грубить родителям и обещает продать домашние вещи, а деньги потратить на приобретение новых дисков.

М. изъявил желание добровольно помочь правоохранительным органам в разоблачение продавцов контрафактного товара, чтобы, таким образом, как он выразился: "…уберечь не только своего сына, но и других детей от тлетворного влияния производителей и распространителей пиратской продукции…".

После ознакомления с заданием происходит общетеоретическое обсуждение действий курсантов по основным направлениям выполнения практического задания. После чего курсанты приступают к выполнению практической части задания, состоящего из следующих пунктов.

  1. Помочь гражданину М. написать заявление в правоохранительные органы о том, что он добровольно изъявил желание оказать содействие органам внутренних дел с целью выявления и изобличения лиц, занимающихся распространением контрафактных экземпляров компьютерного (информационного) программного обеспечения и программных продуктов (компакт-дисков);
  2. Составить протокол принятия устного заявления;
  3. Подготовить акт осмотра денежных купюр, выдаваемых гражданину М. для закупки экземпляров компьютерного (информационного) программного обеспечения и программных продуктов;
  4. Подготовить протокол (акт) проверочной закупки экземпляров компьютерного (информационного) программного обеспечения и программных продуктов.

После подготовки всех требуемых материалов, сохранения их на сервере, они проверяются преподавателем. По представленным результатам практического занятия преподаватель оценивает знание каждого курсанта: по умению работать с сетевыми технологиями; умению работать с информационно-поисковыми системами ("ГАРАНТ", "КонсультантПлюс", "Кодекс") для нахождения образцов процессуальных документов; знанию компьютерных технологий (работа с пакетами прикладных программ); знанию материала смежных дисциплин, умению находить требуемые материалы в сети института.

В целом, такой подход к проведению практических занятий по дисциплине "Расследование преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий" отвечает насущным требованиям теории и практики деятельности правоохранительных органов, способствует внедрению новых образовательных технологий.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga