ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Крапивина Анна Вадимовна
Николаев Алексей Владимирович (alexey.nikolaev@intel.com)
Одинцов Игорь Олегович (igor.o.odintsov@intel.com)
Intel, Москва, Санкт-Петербург
Доклад посвящен рассмотрению требований, предъявляемых интернациональными высокотехнологическими компаниями к знаниям и умениям выпускников в контексте глобального характера современной ИТ сферы, повышающейся скорости внедрения и смены продуктовых линеек, критической роли инноваций в общем успехе работы организации. Делается обзор некоторых инициатив, проводимых компанией Intel в сфере взаимодействия с университетами и призванных "выровнять" знания, умения, навыки выпускников и требования современной ИТ индустрии.
Способность организации (как крупного, так и среднего и малого бизнеса) эффективно генерировать и выводить на рынок инновационные продукты и услуги является в настоящее время одним из критических условий успеха и развития организации. При этом инновационный характер и успех продукта может иметь истоки, находящиеся в сферах:
- базовой научно-технической идеи;
- бизнес модели коммерциализации продукта;
- культуры и практик предприятия по организации внутренних процессов и исследований, взаимодействию с внешним научно-образовательным сообществом, поддержанию и культивированию творческого мышления сотрудников, внутренних инноваций и т.д.
Первая сфера "лежит на поверхности" и часто считается необходимой и достаточной для успешного перевода научно-технической идеи в продукт. Именно на подготовку студентов технических и естественно-научных специальностей в данной сфере и нацелено большинство вузовских образовательных программ. В то же время анализ мирового опыта инновационного бизнеса очевидно демонстрирует значимость как второй, так и третьей сферы, игнорирование которых приводит к "закату" продуктов и предприятий. Способность специалиста иметь знания и навыки (пусть даже с разной степенью глубины) во всех данных сферах является необходимым требованием его эффективной и успешной работы в инновационном высокотехнологическом бизнесе. Таким образом, дополнение учебных программ вузов в прямых профильных направлениях (естественно-научных, инженерных и т.д.) образовательными блоками по "надпрофессиональными" навыкам (в сфере личностно-коммуникативных и организационных навыков, понимания природы инноваций и законов их коммерциализации, построения эффективных рабочих групп организаций) является насущным требованием современной высокотехнологической индустрии.
Все три указанные выше "инновационные" сферы активно развиваются в корпорации Intel и находят свое отражение в программах по взаимодействию с вузами. Цель данных программ - предоставление дополнительных возможностей профессионального и личностного развития для студентов, преподавателей, научных сотрудников в сфере информационно-коммуникационных технологий и инновационного предпринимательства. При этом корпорация Intel не только оказывает финансовую поддержку вузам, но, что является чрезвычайно важным и эффективным инструментом, через участие своих экспертов привносит в вузы новейшие технологические тенденции, компоненты практического применения знаний, помогает связать базовую фундаментальную составляющую курса с практикой и реальностью современной наукоемкой индустрии и инновационного процесса.
Одним из примеров недавних инициатив Intel в данной сфере является комплексная образовательная программа i_novation {SPB}, реализуемая совместно с вузами Санкт-Петербурга. Программа включает в себя несколько инициатив, различных по своему формату, но неизменно посвященных теме развития инновационного наукоемкого бизнеса, предоставления преподавателям и студентам вузов новых возможностей в плане дополнительного образования. Одной из задач проекта является создание образовательной среды, дающей студентам набор знаний и навыков, необходимых для успешной разработки и внедрения наукоемких технологий.
Как и прежде, компания Intel продолжает финансирование обучающих программ и обеспечивает обмен лучшими методическими разработками между вузами России и США. В то же время отличительной особенностью программы i_novation {SPB} является применение нового инструмента - непосредственного участия профессиональных менеджеров и разработчиков Intel в занятиях со студентами и преподавателями. Участие экспертов Intel прививает практику развития инновационного мышления, менеджерских, лидерских, личностно-коммуникативных навыков, и, в конечном счете, способствует упрочению связи между образованием и индустрией, делает российское образование более конкурентоспособным на международной арене.
i_novation {SPB} включает в себя несколько модулей. Первым, базовым стал двухдневный семинар для преподавателей "Технологическое предпринимательство - от теории к практике", проведенный сотрудниками Университета Калифорнии, Беркли (University of California, Berkeley) на базе Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. В ходе семинара была представлена учебная программа, разработанная совместно Университетом Калифорнии и Intel и призванная сформировать у студентов инновационное и предпринимательское мышление, необходимое для работы в сфере наукоемкого бизнеса.
Следующий компонент i_novation {SPB} - учебный курс по выбору для студентов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) "Введение в технологическое предпринимательство". Курс посещают студенты не только СПбГУ, но и других вузов города. Разработчик курса - доцент СПбГУ И. М. Григорьев.
Важной компонентой программы i_novation {SPB}, уже существующей в рамках курса И. М. Григорьева и развивающейся в отдельное направление, являются регулярные встречи студентов с предпринимателями, уже создавшими свои технологические "startup"-компании.
И, наконец, четвертый, абсолютно уникальный проект i_novation {SPB} - тренинги для студентов по развитию так называемых "надпрофессиональных" навыков, направленные на развитие умения успешного управления, работы в группе, коммуникаций, публичных выступлений и т. д. Важно, что классы проводят сотрудники Intel, которые помимо опыта работы и руководства проектами в транснациональной корпорации обладают педагогическими навыками и являются добровольными преподавателями Университета повышения квалификации сотрудников Intel. Эта инициатива находится на стыке образовательных программ Intel для вузов и деятельности компании в рамках корпоративной волонтерской программы Intel® Involved. Каждый инструктор-сотрудник Intel проводит класс на добровольных началах в свое личное вечернее время.
Intel вышел с предложением к студентам, аспирантам и преподавателям применить полученные знания практически, участвуя в развитии среды Grid Programming Environment (GPE). Эта среда, разработанная в компании Intel в рамках исследовательского проекта с открытым исходным кодом "http://gpe4gtk.sourceforge.net/", передана пользовательскому сообществу для полноценного развития и сопровождения. Лицензия на этот проект позволяет пользователям использовать исходные тексты в любых собственных разработках. Так, например, группа исследователей СПбГУ ИТМО занимается моделированием параллельных вычислительных процессов в среде грид на примере GPE, а студенты и аспиранты ЮУрГУ разработали компонентно-ориентированные CAEBean-оболочки для пакета ANSYS CFX. В рамках конференции "Параллельные вычислительные технологии" в феврале 2008 года в офисе Intel состоялась организационная встреча-семинар "Среда GPE: формирование сообщества". Со стороны пользователей GPE в России прозвучали неформальные выступления с краткими обзорами их работ в среде GPE, а со стороны разработчиков - предложения по дальнейшему развитию функциональности среды GPE и по формированию и работе сообщества пользователей и разработчиков среды GPE. Встреча завершилась круглым столом с разработчиками GPE.
Таким образом, сегодня уже работают несколько модулей образовательной программы i_novation {SPB}: от классических семинаров с участием профессоров зарубежных вузов и факультативных курсов под руководством экспертов Intel или российских преподавателей до неформальных встреч со "startup"-бизнесменами и студенческих тренингов. В комплексе, эти мероприятия являют собой набор эффективных инструментов продвижения идеи инновационного бизнеса в России через систему высшего образования.
|