home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Стенограмма выступления заместителя Министра образования и науки И.И. Калины 13 мая 2008 г. на заключительном заседании конференции

Начиная свое выступление, мне, прежде всего, хочется отметить, что аудитория сегодня присутствует замечательная. В зале находятся студенты - будущие ИТ-специалисты, здесь присутствуют и преподаватели вузов, осуществляющие их подготовку, а также, самое главное, есть те, с кем пересекаются и те, кто учит, и те, кто учится. Это представители компаний, которые делают перспективной для студента его учебу по специальностям, связанным с ИТ, и не менее перспективной работу преподавателей. Но и сами фирмы имеют будущее только в том случае, если они понимают, что это будущее сидит сегодня в этом зале и ещё в тысячах других аудиторий наших российских вузов. И то, что вы сегодня попали на подобное объединяющее мероприятие, признак того, что такое понимание есть сегодня и у представителей ИТ-компаний.

Человек на моей должности, выступая перед такой аудиторией, традиционно обязан долго рассказывать о том, как все делается правильно и хорошо. В противовес тому, что участники конференции утверждают обратное. Я думаю, что мы с вами сэкономим время на этом, и я обещаю, что не буду рассказывать как все хорошо, если никто не будет доказывать, что все неправильно и нехорошо. Дальше я буду говорить абсолютно конкретные вещи.

Первое. Отмечаю, что коллеги обсуждают федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, а я не называю поколения, потому что не было у нас, коллеги, федерального государственного образовательного стандарта ни первого, ни второго поколения, у них даже название другое было. Мы с вами имеем абсолютно другую систему стандарта, в которой прописаны требования, а не минимум содержания.

Мне кажется, что у нас в головах сидит, что в стандарте будет прописано точно, что мы изучаем. Не будет. Будут требования к структуре образовательных программ, требования к результатам освоения и требования к условиям реализации этих образовательных программ. И поэтому мы немного по-другому должны относиться к образовательным стандартам, а их пока еще нет ни одного утвержденного, пока есть только проекты будущих федеральных государственных образовательных стандартов по 66 направлениям подготовки. Мы должны относиться к федеральным государственным образовательным стандартам как к документам, дающим гораздо большую степень свободы образовательным учреждениям, а значит, и студентам, которые учатся, и преподавателям, которые работают, чем давали стандарты ВПО 1-го и 2-го поколений.

Второе. Я хочу напомнить, что можно по разному относиться к двухуровневому высшему образованию, но сам факт существования двухуровневого, а не ступенчатого образования, а это "две большие разницы", это тоже совершенно новая степень свободы в первую очередь для студентов. У человека через 4 года обучения, есть возможность уточнить свою образовательную траекторию, потому что он не обязан выбирать магистратуру, строго вертикально интегрированную с бакалавриатом. И это тоже меняет восприятие того стандарта, который должен создаваться.

Следующее. У нас 57 вузов, поддерживаемых в рамках приоритетного национального проекта "Образование". И когда анализируешь, что приобреталось на те миллиарды, которые им были выделены, то возникает впечатление, что ничего, кроме ИТ, там сегодня не изучается. И это показательный факт общего движения.

Прежде чем нам с вами говорить о расширении приема в вузы специалистов для наших коллег [ИТ-компаний], мы с вами должны говорить о большей степени профессиональной ориентации и профессионального предварительного отбора на уровне школ. В ноябре подписан приказ, запускающий совершенно новую дополнительную систему олимпиад школ. И мне хотелось бы, чтобы наши уважаемые представители ИT-компаний вместе с вузами стали активными организаторами этих олимпиад. Мы с Романом Григорьевичем [Стронгиным] являемся членами президиума Совета олимпиад школьников, который возглавляет В.А. Садовничий.

Я боюсь и опасаюсь, что опять сработает мода: была мода на юристов, была мода на экономистов. Дипломов юристов и экономистов намного больше, чем реально нужно экономике, а юристов и экономистов не хватает. Очень хотелось бы, чтобы мы не повторили этот путь, и чтобы на специальности, связанные с ИT-технологиями, приходили люди, имеющие способности и увлеченности, которые уже в школе были отобраны по результатам олимпиад. Хотелось бы, чтобы система дополнительных олимпиад школьников была поддержана компаниями.

Я должен сказать, что мне понравилось не только решение конференции, но еще очень понравилось перпендикулярное этому решению замечание, в котором есть очень интересное предложение про возможность собственных стандартов. В законе есть статья, которая разрешает вузам, получившим такое право на основе указа Президента Российской Федерации, разрабатывать собственные стандарты образовательной деятельности. Представители, давшие это предложение, являются представителями самого ведущего вуза страны [МГУ], я думаю, что такой вуз должен и имеет право надеяться на то, чтобы войти в указ Президента и реализовывать то предложение, которое здесь прозвучало.

Отмечу, что федеральный государственный образовательный стандарт - это система требований, оставляющая огромный запас свободы. Но при этом, я предложил бы участникам конференции очень внимательно посмотреть закон о саморегулируемых организациях, вышедший в декабре 2007 г. В нем есть очень интересный факт: организация, являющаяся саморегулируемой, имеет право разработки собственных стандартов профессиональной деятельности. Например: 50 вузов страны, которые занимаются подготовкой специалистов, вместе с ИT-компаниями организуют саморегулируемую организацию и разработают затем образовательные стандарты для подготовки ИТ-специалистов - именно тех, которые требуются в ИТ-компаниях.

И в завершение разрешите пожелать всем творческих успехов и успешного завершения работы конференции!

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga