home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

МЕТОДИКА РАЗВЕРТЫВАНИЯ СВОБОДНОГО И ОТКРЫТОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАМКАХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Казанцев Александр Сергеевич (kazancas@gmail.com)
к.т.н., доцент кафедры Информатики
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, г. Глазов

Аннотация
В докладе представлена рекомендуемая методика перевода учебного заведения на свободное программное обеспечение

В настоящее время переход на свободное и откытое программное обеспечение (СПО) является не только "идеей" и методом экономии денежных средств, но и насущной необходимостью. Аналитики разного уровня признали свою ошибку в недооценивании масштаба использования такого ПО и вынуждены констатировать его бурный рост, что подтверждается процессами, происходящими в крупных компаниях, выпускающих проприетарное ПО, таких как Microsoft, Adobe, Autodesk. В рамках национального проекта образования тоже был выбран курс на постепенный отказ от закрытого ПО и переход на СПО.

Но проблематика заключается в том, что переходу планируется подвергать только одну ступень образования, оставив за бортом высшее и средне-техническое образование. Можно много дискутировать на эту тему, но например в высшем учебном заведении, которое я представляю, готовить преподавателей уже необходимо с прицелом на будущее, то есть будущие педагоги должны уметь работать как с закрытым так и открытым ПО.

Поставленная задача не может быть решена одним волевым решением ректора. Необходимо следовать определенной методике, которая позволит осуществить переход с минимальными потерями.

Методика основана на стандартных принципах разработки и модернизации, применяемых в любой отрасли промышленности, но адаптирована для конкретных нужд. Вот ее основные шаги:

  1. Обследование существующего положения в учебном заведении. Установка СПО и в частности Linux сопряжена с двумя трудностями - неподдерживаемое оборудование (принтеры, "старые" компьютеры) и отсутствию адевкатной замены или несовместимость используемого ПО (CAD системы, системы распознования текстов и т.п.). Поэтому остро необходимо провести инвентаризацию имеющегося парка машин и установленного на них ПО и определиться с машинами, которые вызовут проблему при переходе. Также на этом этапе решается задача определения наличия лицензионного ПО, которое стоит на машинах, определение круга задач, решаемых с помощью данных компьютеров и техники и построение полной спецификации компьютерного парка;
  2. Выработка концепции и перехода. На данном этапе необходимо определится с принципами перехода: полный переход на Linux и СПО или частичные переход с использованием как закрытого так и открытого ПО. Нужно руководствоваться как существующими денежными средствами образовательного учреждения, потребностями соответствующих структур (кафедр, факультетов) и "ущербом" образовательному процессу. После этого может быть составлена концепция, отражающая основные положения по переходу, которая должна быть доведена до всех заинтересованных лиц;
  3. Построение специализированных структур. Так как переход - это мероприятие не одного дня, то необходимо наличие в составе учебного заведения специализированной структуры, которая сможет решать текущие проблемы перехода. Опять же вопрос проистекает из наличия средств на такую структуру. Как выход можно рассмотреть вопрос о создании Центра компетенции в рамках какого-нибудь дистрибутива. В нашем случае такой центр был создан совместно с компанией Мезон.ру - представителем Mandriva Linux в России. Данный центр является и мостиком, связывающим "знающих" СПО людей и остальной персонал, а также источником для учебной (дипломные, курсовые) и научной (диссертации, статьи, методика) работы;
  4. Проведение обучения преподавателей и сотрудников. "Бросание" профессорско-преподавательского состава и сотрудников в свободное плавание при освоении СПО может привести к массовому недовольству последних и инициализации процессов против внедрения - основным "против" будет срыв учебного процесса. Поэтому необходимо предвосхитить ситуацию и провести обучения хотя бы части заинтересованного в переходе преподавательского состава и ключевых сотрудников. Тогда процесс перехода будет решаться как Центром компетенции, так и сотрудниками на местах;
  5. Составление плана поэтапного внедрения СПО в учебный процесс. На этом этапе нужно составит развернутый план перевода учебных классов и структур на СПО. Развертывание СПО должно вестись "по нарастающей", в первую очередь оно должно устанавливаться на машины, для которых анализ показал 100% безболезненную установку. Перевод хотя бы 50% из существующего парка будет уже считаться успешным началом. В последнюю очередь стоит переводить "проблемные" машины или компьютеры с предустановленными лицензионными Windows или MacOS - иногда проще оставить их "как есть", чем добиться нормальной "двойной" загрузки. Также обязательно нужно предусмотреть установку отдельных серверов для репозиториев, обновлений и копий образов мастер-дисков или профилей установки. Один сервер без проблем может обслуживать всю инфраструктуру небольшого вуза (до 100-150 машин). Также стоит учесть обязательное наличие подключения к интернету хотя бы для сервера обновлений для поддержки системы в актуальном состоянии по безопасности;
  6. Переход. На этом выполняются работы технического характера. Желательно на этом этапе иметь пару сотрудников в рамках Центра компетенции, прошедших обучение по программам администрирования UNIX систем. Также желательно иметь документальное подтверждение устанавливаемого ПО в виде бумажной лицензии.

Руководствуясь этим планом в настоящее время выполняется переход на Mandriva Linux в Глазовском государственном педагогическом институте им. В.Г. Короленко (г. Глазов, Удмуртия). Пройдены уже пять первых этапов и планируется с мая по сентябрь завершить последний. Закуплена академическая лицезия. Результаты действенности видны уже сейчас - обучена основные сотрудники, начата научная и методическая работа и решилась проблема с актуальностью тем как дипломных так и научных работ. На базе института продолжено развитие образовательного пректа Edumandriva (edu.mandriva.ru) Но самое главное минимальными средствами решена проблема лицензионной чистоты используемого программного обеспечения и подготовлена база для выпуска в будущем конкурентоспособных преподавателей, которые смогут работать и преподавать с и на базе СПО.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga