ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Коркина Любовь Николаевна (korkinaln07@yandex.ru)
Заведующая лабораторией информационных технологий и компьютерных учебных программ Калужский областной институт повышения квалификации работников образования
В настоящее время обучение информационным технологиям ведется достаточно широким фронтом, как образовательными учреждениями, так и различными фирмами. Однако в основном учат одному и тому же всех обучающихся. Существует некоторый набор образовательных компонентов, которым обучают, независимо от того, что затем пригодится, а что - нет. В дальнейшем оказывается, что многие компоненты, не найдя применения в профессиональной деятельности, просто забываются, а многое, чему не научили за время курсовой подготовки, приходится наверстывать самим. Многих возможностей, если случайно о них не услышишь, не узнаешь еще долгое время, может, даже и никогда.
Калужский институт повышения квалификации работников образования начал проводить исследования в области обучения педагогов различных категорий информационным технологиям с 2002 года. Были изучены требования Стандарта общего образования к знаниям и умениям выпускников общеобразовательных учреждений (как 1998 года, так и в дальнейшем - 2004 года), потребности учителей информатики Калужской области, интересы их учеников, потребности образовательных учреждений, запросы работодателей в области информационных технологий Калужской области и г.Москвы. На основе полученных результатов были созданы модули программы курсов повышения квалификации учителей информатики, куда вошли: технологии работы с текстовой, графической, числовой информацией; технологии хранения, сортировки и поиска данных; технологии работы со звуком и видео; мультимедийные технологии; технологии программирования в различных средах (от Qbasic и Pascal до объектно-ориентированных языков программирования, а также Web-программирования и программирования баз данных); технологии создания и дизайна сайтов, создания компьютерных двумерных и трехмерных анимаций. Список модулей был опубликован на сайте института и в течении года обсуждался учителями информатики Калужской области. К этому процессу подключились учителя Оренбургской, Тульской и Брянской области, которые также внесли ряд предложений.
В дальнейшем обучение либо повышение квалификации учителей информатики проходило согласно заявкам районов на определенное количество часов по конкретным темам.
Оказалось, что главная ценность такого открытого перечня возможностей стимулирует учителей информатики к дальнейшему повышению своей квалификации. Учитель сам решает, что ему нужно в данный момент, а что - на перспективу. Учителя информатики могут, обучившись, вести кружок, факультатив, сопровождать подготовку детей к сетевым олимпиадам по информатике и ИКТ, руководить научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой учащихся.
За пять лет программа преобразовалась, возникли новые потребности, разработаны новые модули, наработаны технологии обучения на курсах повышения квалификации.
Так, при обучении учителей информатики учитывается, что в отличие от учителей-предметников, которые будут в дальнейшем только использовать ИТ, они будут еще обучать им своих учеников, а может и коллег. Поэтому занятия представляют из себя мастер-классы, на которых преподаватели курсов не только обучают самим технологиям, но и обращают внимание на методические особенности обучения детей и взрослых. Формы занятий выбираются такими же, какими затем учитель будет пользоваться в своей практике. Подходы к обучению применяются как традиционные, так и предложенные педагогами. Например, был выработан следующий подход. Вначале ставится задача. Например, показывается готовая оформленная презентация. Затем преподаватель в быстром темпе "на глазах у изумленной публики" делает практически такую же, но по другой теме. Следом начинается обучение (а обучающиеся уже настроены) также в несколько этапов: преподаватель показывает один этап и проговаривает его, а ученики только смотрят; затем преподаватель показывает более медленно, а ученики вместе с ним это делают; далее преподаватель делает то же самое еще более медленно, а ученики повторяют, слушая преподавателя и заглядывая в "памятку", лежащую у них на столе. Это самый продуктивный метод, который замечательно работает в самом начале, когда большинство группы еще не владеет изучаемой технологией. Как только группа начинает разделяться, все больше учащихся работает самостоятельно по "памяткам" или инструкциям, учитель переходит к другому методу, который педагоги назвали "подскажи, товарищ!". Учащийся, который успевает быстрее, занимает компьютер недалеко от того, кто успевает медленнее. Все работают по инструкции. Учитель выступает в роли консультанта, а ему помогают сидящие на своих местах способные учащиеся. Они "снимают мелкие проблемы" в работе своих сокурсников (одноклассников).
Словом, в обучении информационным технологиям учителей информатики, как мы считаем, самыми важными являются три "кита": опережающее предложение (чтобы видел, что еще не знает, но может узнать), полезность для использования в практической деятельности (чтобы мог применить для реализации требований Стандарта, факультативной и кружковой работе или во внебюджетной деятельности), деятельностный подход (чтобы отработал так, что "завтра - в бой!").
|