home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Ковалев Евгений Евгеньевич (ekovalev@yandex.ru)
доцент, зав.кафедрой Прикладной информатики и математики
Покровский филиал МГГУ им.М.А.Шолохова

Аннотация
Статья рассматривает средства и методику подготовки специалистов для муниципальных систем образования путем включения в учебные планы учреждений разного уровня профессионального образования дисциплины "Информатизация муниципальных систем образования"

В настоящее время в обществе, образовании и подготовке кадрового потенциала страны можно наблюдается ряд противоречий:

  • между возможностью создания образовательных распределенных сетевых решений и нехваткой специалистов для их обслуживания;
  • между постоянным совершенствованием аппаратных средств и программных продуктов и нехваткой специализированных учебно-методических пособий и комплексов, предназначенных для формирований необходимой компетентности в области ИТ;
  • между потребностями муниципальных систем образования в квалифицированных кадрах и их подготовки на всех уровнях образования;
  • несоответствие профиля подготовки молодого специалиста характеру предстоящей работы.

Актуальность указанных проблемы заключается еще и в том, что нехватка специалистов ощущается во многих отраслях деятельности прямо или косвенно связанных с информатикой. Так по оценкам различных аналитических агентств российская экономика недополучает специалистов в области ИТ порядка 25% и тенденции таковы, что в ближайшие годы ситуация будет только усугубляться - к 2012 году дефицит на специалистов в этой области составит свыше 350 тыс. человек [1]. Хотя параллельно идет быстрыми темпами процесс насыщения дорогостоящим компьютерным оборудованием, которое из-за нехватки специалистов обречено на простой. Все эти проблемы усложняются в небольших регионах и муниципальных образованиях нашей страны тем, что на этот процесс, так или иначе, влияют уровень оплаты труда, финансирование сферы образования, удаленность от центров, формирующих теоретическую и практическую базу информатизации. Спрос сегодня не на диплом, а на компетенции, причем, неважно в рамках диплома они или за его пределами. Чем больше набор компетенций и выше они, тем больше востребованность специалиста на рынке труда. При этом образование выступает как ресурс для экономического роста страны.

Имеющие в нашей стране в большом количестве муниципальные образования испытывают объективные проблемы, связанные с различными факторами, прямо или косвенно влияющими на процесс информатизации образования в целом.
Выделим эти проблемы:

  • Низкая готовность к информационному обществу, что показывает рейтинг информационной готовности. Это проявляется в низкой телефонизации регионов, особенно удаленных от регионального центра, невысокая плотность и качество коммуникаций;
  • Возникающие в связи с низкой информационной готовностью проблемы в доведении контента до пользователей - пропускные способности линий провайдеров не могут обеспечить реализацию поставленных перед ними задач;
  • Обеспечение информационной безопасности трафика образовательного учреждения и его информационных ресурсов;
  • Отсутствие необходимого образовательного контента, особенно реализующего профориентацию образовательных учреждений и основанного на специфике как небольшого региона, так и самого учреждения;
  • Отсутствия глубокого анализа опыта создания муниципальных сетей и разработка типовых моделей и решений по подготовке необходимых специалистов для работы в них;
  • Дефицит кадров и обученного персонала для реализации целей и задач региональной (муниципальной) информатизации.

Типовая структура муниципальной системы образования приведена на рис.1.

Структура муниципальной (районной) системы образования

Для решения задачи подготовки специалистов предлагается включить в образовательный процесс всех уровней профессионального образования дисциплину "Информатизация муниципальных систем образования". Кроме того, на основе этой дисциплины предлагается организовать переподготовку и повышение квалификации работающих специалистов.

Курс предназначен для профессиональной подготовки следующих категорий обучаемых:

    Студенты педагогических и других ВУЗов, обучающихся по специальности:
  • 030100 - учитель информатики;
  • 080801 - прикладная информатика в экономике;
  • 230202 - информационные технологии в образовании;
  • 080504 - государственное и муниципальное управление;
  • 040101 - социальная работа.

  • Студенты колледжей по специальности:
  • 0324 - информатика;
  • 2201 - автоматизированные системы;

  • Курсы повышения квалификации:
  • учителя информатики;
  • учителя-предметники;
  • заместители директоров по информатизации.

  • Муниципальные курсы переподготовки кадров и повышения квалификации:
  • работников отделов образования и администраций муниципальных образований, других категорий административных работников, связанных с региональной (муниципальной) информатизацией;
  • подготовка вспомогательного персонала для муниципальных образовательных систем (ориентирован на выпускников профильных и общеобразовательных школ, работающей и безработной молодежи).

На рис.2. показана предлагаемая обобщенная модель формирования необходимой компетентности при подготовке специалистов для муниципальных систем образования, учитывающая особенности как самих территорий муниципальных образований, так и вид деятельности обучаемого (административная, учебная, технологическая), его базовый уровень образования.

Обобщенная модель формирования компетентности в области информатизации муниципальных систем образования

Отдельные разделы курса могут использоваться при корпоративном обучении в МСО для изучения сетевых технологий, сетевого администрирования, моделирования процессов управления и т.д.

Система непрерывного образования учителей и работников муниципальных отделов образований, также повышения квалификации учителей приобретает принципиально новый вид с характерными чертами информационно-технологической программной среды, обеспечивающей современные принципы электронного (e-learning) и смешанного (blended) обучения [2,3].

Основные разделы курса приведены в таблице 1. Количество часов, отводимое на подготовку по предлагаемой дисциплине обосновано резервом часов на региональный (вузовский) компонент и факультативные курсы по базовым учебным планам предлагаемых специальностей [4,5].

Виды учебных занятийНаправления подготовки
ВПОСПОНПО
Лекции18128
Лабораторные работы544228
Всего аудиторных занятий725436
Самостоятельная работа303030
Итого часов1028466

Пример лабораторной работы из модуля "Организация документооборота муниципальной системы образования" [6].

Лабораторная работа №2
Создание структуры образовательного учреждения в СЭД, заполнение справочников.
Цель работы: научиться создавать требуемую структуру учреждения в СЭД, заполнить необходимые справочники.
Средства реализации: СЭД NauDoc, ЕВФРАТ Документооборот.
Глоссарий: справочник, администратор СЭД
Основное содержание работы: Работа с администратором СЭД. Создать структуру "Муниципальное образование".

Структура муниципальной образовательной системы   Создание узлов справочника

Создать структуру МОУ Средняя школа №1.

Начальная настройка прав пользователей системы. Распределение ролей между слушателями и вход в систему с установленными учетными записями.

Окно администратора СЭД Евфрат при создании структуры организации   Регистрация нового пользователя системы. NauDoc

Рассмотреть службу сообщений между пользователями, в качестве проверки немедленно отправить пользователям сообщения о совещании в 15.00.

Служба сообщений в СЭД Евфрат

Обмен сообщениями между пользователями системы

Заблокировать и разблокировать любого из пользователей.

Создать новую структуру для ВУЗа и его филиалов. В администраторе зарегистрировать следующих пользователей системы:

  • Ректор
  • Зав. кафедрой информатики
  • Ответственный секретарь приемной комиссии
  • Библиотекарь
  • Методист очного отделения.

Создание структуры муниципальной системы образования

Литература

  1. Анализ контингента студентов ИКТ-специальностей в высших учебных заведениях Российской федерации в 2006 году. www.apkit.ru/default.asp?artID=5564
  2. Зобов Б.И. О смешанном и корпоративном обучении. // Труды всероссийского научно-практического симпозиума "Смешанное и корпоративное обучение СКО - 2007", Дивноморск, 24 - 29 сентября 2007г./ Ростов-на-Дону:ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - с.9-13
  3. Ваграменко Я.А. Об актуальных направлениях информатизации педагогического образования // Материалы международной научно-практической конференции "Информатизация педагогического образования", Екатеринбург, 29 - 31 января 2007г./ ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет". - Екатеринбург, 2007. - Ч.1. - с.8-10
  4. Ковалев Е.Е. Пути формирования компетентности в области информатизации муниципальных образовательных систем. // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции "Образовательная среда сегодня и завтра" (Москва, ВВЦ, 3.10-6.10.2007), редсовет, под редакцией В.И. Солдаткина, М.: Рособразование, 2007, с.105-107
  5. Ковалев Е.Е. Применение электронного документооборота в региональной образовательной информационной системе. // Материалы международной научно-практической конференции "Информатизация педагогического образования", Екатеринбург, 29 - 31 января 2007г./ ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет". - Екатеринбург, 2007. - Ч.1. - с.121-126
  6. Ковалев Е.Е. Информатизация образования и информационные системы управления образованием. Лабораторный практикум, М.: - "Курс", 187 с
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga