home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Роль компьютерных технологий в формировании информационной компетентности будущего специалиста-менеджера в процессе обучения в ВУЗе

Лыкова Нина Петровна (srggu@mail.ru; luykova@yandex.ru)
преподаватель кафедры МиЕН
ГОУ ВПО "Российский государственный гуманитарный университет" Филиал, г. Самара

Формирование новой модели государственного устройства России не могло не повлиять на трансформационные процессы в общественном сознании, что, в свою очередь, привело к глубоким качественным изменениям в научной сфере, в том числе в отечественной педагогической науке.

Динамично развивающиеся социально-экономические отношения обусловили становление комплекса новых требований к уровню и содержанию профессионального образования, видоизменив критерии социальных требований к выпускаемым специалистам.

В современной высококонкурентной бизнессреде резко возросла потребность предприятий в высококвалифицированных сотрудниках, адаптированных к условиям, диктуемым глобальными информатизационными процессами в современном обществе.

Преобразования в сфере отечественной рыночной экономики и возрастающий спрос на новые специальности обуславливают необходимость оперативного реформирования профилей профессионального образования в соответствии с социальным заказом и процессами виртуализации экономики.

Создание единой информационной рыночной среды привело к появлению на рынке труда специалистов "новой формации": маркетологов, специалистов по рекламе, менеджеров и т.п.

Менеджмент на сегодняшний день является фундаментальным элементом системы формирования конкурентных преимуществ и способностей организаций.

Значение менеджмента в реализации современных экономических процессов и потребности рынка в таких специалистах обуславливают специфику требований к уровню профессионально подготовки менеджеров, и актуализирует проблему формирования профессионально-значимых качеств менеджера.

Положительная динамика спроса на специалистов-менеджеров породила значительное количество образовательных учреждений, предоставляющих возможность получения профильного образования.

Несмотря на значительные масштабы, система подготовки менеджеров по оценке специа-листов до настоящего времени не полностью соответствует задачам обеспечения специалистами в сфере менеджмента отечественного рынка труда в условиях современной экономической ситуации.

Соотношение спроса и предложения в области профессиональных качеств менеджера позволяет выявить противоречия между: структурой и содержательностью профессионально-значимых качеств маркетолога, обусловленных требованиями конкурентной бизнессреды и уровнем профессиональной подготовки студентов по специальности "Менеджмент организаций" в высшем профессиональном образовании; динамичной информатизацией экономических процессов и объективно существующими проблемами в аспекте информационной составляющей образовательного процесса подготовки менеджера.

Смена образовательной парадигмы обусловила возрастающий интерес к педагогическим и психологическим аспектам становления специалистов социально-значимых профессий.

Одной из ключевых компетентностей социально-востребованного специалиста-менеджера является информационная компетентность, а ее формирование в рамках ВПО возможно при условии применения педагогической системы формирования данной компетентности, имеющей непрерывный характер.

Исследованиям в области информационной компетентности посвящены работы Н.И. Гендиной, Ю.С. Зубова, С.Д. Каракозова, О.А.Кизика, Н.Х.Насыровой, В.А.Фокеева и иных.

Ряд ученых рассматривает информационную компетентность как составляющую профессиональной компетентности (Б.С.Гершунский, В.В.Шапкин, Н.Х.Насырова, О.А.Кизик, Т.А.Гудкова).

Хуторской А.В. и Тришина С.В. рассматривают информационную компетентность как одну из ключевых компетентностей, имеющую объективную и субъективную стороны [1].

Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста.

Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

Авторы подчеркивают, что информационная компетентность имеет внутреннюю логику развития, которая не сводится к суммированию ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности, а к задачам развития информационной компетенции относят обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий; развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве [2].

Задачи развития информационной компетентности находят своё отражение в ряде функций: познавательной, коммуникативной, адаптивной, нормативной, оценочной и информативной.

Формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется путем передачи информации, точнее - способов и методов деятельности по её использованию.

Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества - объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга.

Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.

С позиций иного подхода, понятие информационной компетентности тесно связано с понятием "информационная культура".

Ряд исследователей: Н.И. Гендина, Н.И Колкова., Г.А.Стародубова, И.Л.Скипор, Ю.С.Зубов, В.А. Фокеев, С.Д. Каракозов категорию "информационная компетентность" рассматривают во взаимосвязи с категориями "компьютерная грамотность", "информационная культура", характеризующими уровень развития личности.

Евладова Н.В. характеризует информационную компетентность как "интегральное качество личности, характеризующее умение решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием современных информационных технологий для достижения профессионально значимых целей" [3].

Проведенный анализ показывает, что понятие информационной компетентности на сегодняшний день не является однозначно определенным.

Информационную компетентность рассматривают, с одной стороны, как составляющую профессиональной компетентности, а с другой стороны, как составляющую информационной культуры личности.

К числу значимых признаков относят знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации.

На основе изученных подходов к информационной компетентности представляется возможным сформировать основные положения характеристики информационно компетентного специалиста.

Выступая как индивидуальный субъект профессиональной деятельности, специалист репрезентирует, представляет собой общественного информационного субъекта, носителя информационных знаний, что позволяет интегрировать в субъектной характеристике информационно компетентного специалиста аксиологический и когнитивный аспект.

Когнитивный аспект рассматривается как совокупность информационных и предметно-профессиональных знаний. Детерминирование специалиста с трудовым коллективом полиморфично раскрывает его личность как совокупность индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.

На основе изученных подходов к сущности информационной компетентности можно графически представить ее модель.

Графическая модель информационной компетентности

Информационная компетентность является системообразующий элементом модели личности менеджера, что обуславливает применение при изучении условий ее формирования общей теории систем и системного анализа.

Требования применения педагогической системы при реализации различных форм профессиональной подготовки подчеркиваются и содержательной частью современной образовательной парадигмы.

Анализ научных исследований по проблеме разработки и функционирования педагогических систем и современные тенденции глобальной информатизации общества обуславливает определение в качестве основных принципов построения педагогической системы формирования информационной компетентности менеджера принцип профессиональной направленности и принцип информатизации образовательного процесса.

Принцип профессиональной направленности предполагает детермирование теоретического обучения и межпредметных связей для создания в целостной системе образования и воспитания личности, подготовки ее к активному участию в профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и общественными потребностями.

Реализация второго заявленного принципа - принципа информатизации педагогического процесса подготовки менеджеров как "процесса обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных компьютерных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания" [4], предполагает определение комплекса информационных технологий, позволяющей сформировать информационно-профессиональную компетентность менеджера в высшем учебном заведении.

Информационные технологии в педагогической системе являются, в первую очередь, инструментарием процесса овладения информацией, т.е. процесса познания, результатом которого является получение знания.

Информатизационные процессы в современном обществе обуславливают структурирование процесса познания, направленное на пропорциональность динамики объема знаний нарастанию объема информации.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Президентской программе компьютеризации всей образовательной сети страны, Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве основной цели образования выделяется обеспечение подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества. Требования социального заказа и государственного образовательного стандарта к уровню профессиональной подготовки выпускника специальности "Менеджмент организаций", включают навыки компьютерной обработки данных, свободное пользование компьютерными сетями, включая Internet, для доступа к российским и зарубежным источникам информации, умение найденную информацию грамотно обрабатывать с использованием компьютерных программ, владение статистическими методами обработки информации, умение работать с различными типами текстовых редакторов, что подчеркивает актуальность педагогических задач в сфере совершенствования формирования информационно-профессиональной компетентности будущих специалистов - менеджеров.

Адекватным для формирования информационной компетентности менеджера представляется структурирование процесса обучения, направленное на развитие в личности потребность самостоятельной переработки информации, формирование навыков поиска, отбора, творческого переосмысления необходимой информации, что позволит студенту-менеджеру в дальнейшем эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Формирование оптимальной информационной технологии обучения в системе профессиональной подготовки менеджеров должно сочетать потребности современного общества в высококвалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем информационной компетентности, и реальную ситуацию их компьютерной подготовки в высшем учебном заведении; необходимость формирования информационной компетентности, адаптированной к профессиональным потребностям будущего специалиста-менеджера и сложившуюся на основе требований государственного образовательного стандарта стереотипную технологию преподавания дисциплин информационного цикла студентам экономических специальностей; существующие отдельными теоретическими разработками информационной технологии обучения и отсутствием педагогических условий формирования профессионально-информационной компетентности студентов с ее использованием.

Анализ практики разработки информационных технологий в образовании обусловил выбор структурных элементов информационной технологии формирования конкурентоспособного менеджера: системный элемент (база знаний), программно-технический элемент (техническая база и программное обеспечение), аналитико-развивающий элемент, корректирующе-контролирующий элемент, коммуникативный элемент (средства педагогической коммуникации).

Техническое исполнение информационной технологии может быть осуществлено в форме локального образовательного ресурса (образовательного сайта) - ресурса, интегрирующего большой объем структурированной информации в рамках научно-образовательной тематики, имеющего единое стилевое оформление и единый набор служб, предназначенных для удобного доступа к содержимому данных информационных ресурсов, а также для эффективного управления их содержимым.

Литература

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр "Эйдос". Режим доступа: http://www.eidos.ru/news/compet.htm
  2. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm
  3. Исаева М.В. Психологические особенности личности профессионала в отечественной литературе/ М. В. Исаева / Вестн. Сев.-Кавк. техн. ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. 2003 . № 2. - С. 109-113
  4. Каракозов С.Д. Информационно-образовательные системы как базовый компонент информатизации образования // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. - Режим доступа: http://rsi.altai.fio.ru/ds/fio.rsi_home.main?v_menu=4&v_args
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga