Роль компьютерных технологий в формировании информационной компетентности будущего специалиста-менеджера в процессе обучения в ВУЗе
Лыкова Нина Петровна (srggu@mail.ru; luykova@yandex.ru)
преподаватель кафедры МиЕН ГОУ ВПО "Российский государственный гуманитарный университет" Филиал, г. Самара
Формирование новой модели государственного устройства России не могло не повлиять на трансформационные процессы в общественном сознании, что, в свою очередь, привело к глубоким качественным изменениям в научной сфере, в том числе в отечественной педагогической науке.
Динамично развивающиеся социально-экономические отношения обусловили становление комплекса новых требований к уровню и содержанию профессионального образования, видоизменив критерии социальных требований к выпускаемым специалистам.
В современной высококонкурентной бизнессреде резко возросла потребность предприятий в высококвалифицированных сотрудниках, адаптированных к условиям, диктуемым глобальными информатизационными процессами в современном обществе.
Преобразования в сфере отечественной рыночной экономики и возрастающий спрос на новые специальности обуславливают необходимость оперативного реформирования профилей профессионального образования в соответствии с социальным заказом и процессами виртуализации экономики.
Создание единой информационной рыночной среды привело к появлению на рынке труда специалистов "новой формации": маркетологов, специалистов по рекламе, менеджеров и т.п.
Менеджмент на сегодняшний день является фундаментальным элементом системы формирования конкурентных преимуществ и способностей организаций.
Значение менеджмента в реализации современных экономических процессов и потребности рынка в таких специалистах обуславливают специфику требований к уровню профессионально подготовки менеджеров, и актуализирует проблему формирования профессионально-значимых качеств менеджера.
Положительная динамика спроса на специалистов-менеджеров породила значительное количество образовательных учреждений, предоставляющих возможность получения профильного образования.
Несмотря на значительные масштабы, система подготовки менеджеров по оценке специа-листов до настоящего времени не полностью соответствует задачам обеспечения специалистами в сфере менеджмента отечественного рынка труда в условиях современной экономической ситуации.
Соотношение спроса и предложения в области профессиональных качеств менеджера позволяет выявить противоречия между: структурой и содержательностью профессионально-значимых качеств маркетолога, обусловленных требованиями конкурентной бизнессреды и уровнем профессиональной подготовки студентов по специальности "Менеджмент организаций" в высшем профессиональном образовании; динамичной информатизацией экономических процессов и объективно существующими проблемами в аспекте информационной составляющей образовательного процесса подготовки менеджера.
Смена образовательной парадигмы обусловила возрастающий интерес к педагогическим и психологическим аспектам становления специалистов социально-значимых профессий.
Одной из ключевых компетентностей социально-востребованного специалиста-менеджера является информационная компетентность, а ее формирование в рамках ВПО возможно при условии применения педагогической системы формирования данной компетентности, имеющей непрерывный характер.
Исследованиям в области информационной компетентности посвящены работы Н.И. Гендиной, Ю.С. Зубова, С.Д. Каракозова, О.А.Кизика, Н.Х.Насыровой, В.А.Фокеева и иных.
Ряд ученых рассматривает информационную компетентность как составляющую профессиональной компетентности (Б.С.Гершунский, В.В.Шапкин, Н.Х.Насырова, О.А.Кизик, Т.А.Гудкова).
Хуторской А.В. и Тришина С.В. рассматривают информационную компетентность как одну из ключевых компетентностей, имеющую объективную и субъективную стороны [1].
Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста.
Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.
Авторы подчеркивают, что информационная компетентность имеет внутреннюю логику развития, которая не сводится к суммированию ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности, а к задачам развития информационной компетенции относят обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий; развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве [2].
Задачи развития информационной компетентности находят своё отражение в ряде функций: познавательной, коммуникативной, адаптивной, нормативной, оценочной и информативной.
Формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется путем передачи информации, точнее - способов и методов деятельности по её использованию.
Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества - объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга.
Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.
С позиций иного подхода, понятие информационной компетентности тесно связано с понятием "информационная культура".
Ряд исследователей: Н.И. Гендина, Н.И Колкова., Г.А.Стародубова, И.Л.Скипор, Ю.С.Зубов, В.А. Фокеев, С.Д. Каракозов категорию "информационная компетентность" рассматривают во взаимосвязи с категориями "компьютерная грамотность", "информационная культура", характеризующими уровень развития личности.
Евладова Н.В. характеризует информационную компетентность как "интегральное качество личности, характеризующее умение решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием современных информационных технологий для достижения профессионально значимых целей" [3].
Проведенный анализ показывает, что понятие информационной компетентности на сегодняшний день не является однозначно определенным.
Информационную компетентность рассматривают, с одной стороны, как составляющую профессиональной компетентности, а с другой стороны, как составляющую информационной культуры личности.
К числу значимых признаков относят знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации.
На основе изученных подходов к информационной компетентности представляется возможным сформировать основные положения характеристики информационно компетентного специалиста.
Выступая как индивидуальный субъект профессиональной деятельности, специалист репрезентирует, представляет собой общественного информационного субъекта, носителя информационных знаний, что позволяет интегрировать в субъектной характеристике информационно компетентного специалиста аксиологический и когнитивный аспект.
Когнитивный аспект рассматривается как совокупность информационных и предметно-профессиональных знаний. Детерминирование специалиста с трудовым коллективом полиморфично раскрывает его личность как совокупность индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.
На основе изученных подходов к сущности информационной компетентности можно графически представить ее модель.
Информационная компетентность является системообразующий элементом модели личности менеджера, что обуславливает применение при изучении условий ее формирования общей теории систем и системного анализа.
Требования применения педагогической системы при реализации различных форм профессиональной подготовки подчеркиваются и содержательной частью современной образовательной парадигмы.
Анализ научных исследований по проблеме разработки и функционирования педагогических систем и современные тенденции глобальной информатизации общества обуславливает определение в качестве основных принципов построения педагогической системы формирования информационной компетентности менеджера принцип профессиональной направленности и принцип информатизации образовательного процесса.
Принцип профессиональной направленности предполагает детермирование теоретического обучения и межпредметных связей для создания в целостной системе образования и воспитания личности, подготовки ее к активному участию в профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и общественными потребностями.
Реализация второго заявленного принципа - принципа информатизации педагогического процесса подготовки менеджеров как "процесса обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных компьютерных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания" [4], предполагает определение комплекса информационных технологий, позволяющей сформировать информационно-профессиональную компетентность менеджера в высшем учебном заведении.
Информационные технологии в педагогической системе являются, в первую очередь, инструментарием процесса овладения информацией, т.е. процесса познания, результатом которого является получение знания.
Информатизационные процессы в современном обществе обуславливают структурирование процесса познания, направленное на пропорциональность динамики объема знаний нарастанию объема информации.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Президентской программе компьютеризации всей образовательной сети страны, Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве основной цели образования выделяется обеспечение подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества. Требования социального заказа и государственного образовательного стандарта к уровню профессиональной подготовки выпускника специальности "Менеджмент организаций", включают навыки компьютерной обработки данных, свободное пользование компьютерными сетями, включая Internet, для доступа к российским и зарубежным источникам информации, умение найденную информацию грамотно обрабатывать с использованием компьютерных программ, владение статистическими методами обработки информации, умение работать с различными типами текстовых редакторов, что подчеркивает актуальность педагогических задач в сфере совершенствования формирования информационно-профессиональной компетентности будущих специалистов - менеджеров.
Адекватным для формирования информационной компетентности менеджера представляется структурирование процесса обучения, направленное на развитие в личности потребность самостоятельной переработки информации, формирование навыков поиска, отбора, творческого переосмысления необходимой информации, что позволит студенту-менеджеру в дальнейшем эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Формирование оптимальной информационной технологии обучения в системе профессиональной подготовки менеджеров должно сочетать потребности современного общества в высококвалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем информационной компетентности, и реальную ситуацию их компьютерной подготовки в высшем учебном заведении; необходимость формирования информационной компетентности, адаптированной к профессиональным потребностям будущего специалиста-менеджера и сложившуюся на основе требований государственного образовательного стандарта стереотипную технологию преподавания дисциплин информационного цикла студентам экономических специальностей; существующие отдельными теоретическими разработками информационной технологии обучения и отсутствием педагогических условий формирования профессионально-информационной компетентности студентов с ее использованием.
Анализ практики разработки информационных технологий в образовании обусловил выбор структурных элементов информационной технологии формирования конкурентоспособного менеджера: системный элемент (база знаний), программно-технический элемент (техническая база и программное обеспечение), аналитико-развивающий элемент, корректирующе-контролирующий элемент, коммуникативный элемент (средства педагогической коммуникации).
Техническое исполнение информационной технологии может быть осуществлено в форме локального образовательного ресурса (образовательного сайта) - ресурса, интегрирующего большой объем структурированной информации в рамках научно-образовательной тематики, имеющего единое стилевое оформление и единый набор служб, предназначенных для удобного доступа к содержимому данных информационных ресурсов, а также для эффективного управления их содержимым.
Литература
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр "Эйдос". Режим доступа: http://www.eidos.ru/news/compet.htm
- Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm
- Исаева М.В. Психологические особенности личности профессионала в отечественной литературе/ М. В. Исаева / Вестн. Сев.-Кавк. техн. ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. 2003 . № 2. - С. 109-113
- Каракозов С.Д. Информационно-образовательные системы как базовый компонент информатизации образования // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. - Режим доступа: http://rsi.altai.fio.ru/ds/fio.rsi_home.main?v_menu=4&v_args
|