ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В.В. Мартынов,
Кульмухаметов Марат Якупович (kul-marat@yandex.ru)
к.т.н., доцент
Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа
Анализ проблемы. Управление качеством образования предполагает и управление подготовленностью абитуриентов, как исходного «материала» производственно-экономической системы, каковой в условиях рыночной зкономики является высшая школа. В Республике Башкортостан (РБ) на начало 2006/2007 учебного года имелась достаточно развитая и разветвлённая сеть учреждений образования. Здесь функционирует 3 216 государственных дневных общеобразовательных школ, более 100 вузов и ссузов в которых обучается 644 481 учащихся. Штат преподавателей насчитывает около 60000 учителей.
В то же время уровень подготовки школьников в области информатики низок, что объясняется во-первых тем, что до сих пор не внедрен образовательный стандарт на эту дисциплину на федеральном уровне, во-вторых менее 20% школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся. В связи с тем, что в РБ основной прирост населения происходит на селе, где практически отсутствуют квалифицированные преподаватели-предметники, актуальным является выравнивание качества образования, получаемого сельскими и городскими школьниками. Разрыв в качестве получаемого образования сказывается также на поступлении в вузы, которые становятся все более «городскими» и обеспечении села в дальнейшем высококвалифицированными кадрами Поэтому особое место при подготовке кадров новым информационным технологиям должна занимать сельская школа. Кроме того, использование информационных технологий и Интернет в учебном процессе общеобразовательных школ ограничено и носит только ознакомительный характер в рамках информатики и факультативов. Всё приведённое выше приводит к необходимости решения актуальной задачи подготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Предлагаемое решение проблемы
- Создание развитой интегрированной и распределённой сети, обеспечивающей реализацию единой стратегии подготовки кадров для региона. Эта сеть может быть создана на базе Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ). В нём существуют различные курсы повышения квалификации в области информационных технологий как на бюджетной, так и внебюджетной основе;
- Организация подготовки и переподготовки кадров. Для успешного внедрения средств информационных технологий в образование необходимо повышать квалификацию кадров по программам различного уровня и длительности в зависимости от категории слушателей. По результатам анкетирования ссузов и вузов республики, проведенного Государственным комитетом по науке, высшему и среднему специальному образованию РБ в 2000 году, было определено количество различных категорий педагогических и не педагогических кадров работающих в сфере образования, нуждающихся в повышении квалификации в области информационных технологий;
- Определение перечня направлений переподготовки. Подготовку и переподготовку кадров предлагается вести по следующим направлениям указанным в табл. 1.
Таблица 1. Направления переподготовки кадров
Направления переподготовки кадров |
Направления |
Категория обучаемых |
Количество обучаемых |
Модули обучения (в часах) |
Информационные технологии |
1. Административно-управленческий персонал |
4730 |
80 |
2. Педагогические кадры (школы и НПО, кроме учителей информатики) |
37000 |
80 |
3. Педагогические кадры (ССУЗы) |
3700 |
80 |
4. Учителя информатики |
3300 |
526 |
Технология дистанционного обучения |
1. Научно-педагогические кадры |
4200 |
102 |
2. Педагогические кадры (вузы) |
1200 |
102 |
Аппаратно-программное обеспечение |
1. Инженерно-технические кадры |
1450 |
80 |
Информационно-коммуникационные технологии |
1. Администраторы телекоммуникационных узлов |
150 |
102 |
- 4. Разработка типовых рабочих программ по направлениям. Основной при разработке программ является овладение информационными технологиями всеми категориями обучаемых на уровне "продвинутого" пользователя. В целях организации повышения квалификации педагогических, административно-управленческих и инженерно-технических кадров в рамках этого направления формируются программы обучения следующих категорий работников в области новых информационных и телекоммуникационных технологий:
- по общеобразовательным школам и по учреждениям начального профессионального образования: преподавателей - предметников, преподавателей информатики, инженерно-технического персонала;
- по образовательным учреждениям среднего профессионального образования: преподавателей-предметников, преподавателей информатики,инженерно-технического персонала;
- по специальным (коррекционным) учреждениям: руководителей, учителей начальных классов, практических психологов.
- 5. пределение образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров по проекту. Схема взаимодействия образовательных учреждений обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров показана на рис. 1. Эти образовательные организации взаимодействуют с УГАТУ - вузом имеющим наработанные учебные программы в различных областях информационных технологий, так и современное аппаратно- программное обеспечение, необходимые для эффективной подготовки различных категорий работников сферы образования.
Таким образом, для решения поставленных задач необходимо обеспечить подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку около 18 000 слушателей ежегодно, что потребует, при оптимальной эксплуатации, использования порядка 90 дисплейных классов, оснащённых современной вычислительной техникой и программным обеспечением. Таким образом общие затраты на выполнение работ по подготовке и переподготовки кадров составят 133 894 780 рублей по ценам 2006 года. При осуществлении долгосрочных программ профессиональной переподготовки (526 часов) учителей предметников в учителей информатики она может возрасти до 151 млн. рублей.
|