home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В.В. Мартынов,
Кульмухаметов Марат Якупович (kul-marat@yandex.ru)
к.т.н., доцент
Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Анализ проблемы. Управление качеством образования предполагает и управление подготовленностью абитуриентов, как исходного «материала» производственно-экономической системы, каковой в условиях рыночной зкономики является высшая школа. В Республике Башкортостан (РБ) на начало 2006/2007 учебного года имелась достаточно развитая и разветвлённая сеть учреждений образования. Здесь функционирует 3 216 государственных дневных общеобразовательных школ, более 100 вузов и ссузов в которых обучается 644 481 учащихся. Штат преподавателей насчитывает около 60000 учителей.

В то же время уровень подготовки школьников в области информатики низок, что объясняется во-первых тем, что до сих пор не внедрен образовательный стандарт на эту дисциплину на федеральном уровне, во-вторых менее 20% школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся. В связи с тем, что в РБ основной прирост населения происходит на селе, где практически отсутствуют квалифицированные преподаватели-предметники, актуальным является выравнивание качества образования, получаемого сельскими и городскими школьниками. Разрыв в качестве получаемого образования сказывается также на поступлении в вузы, которые становятся все более «городскими» и обеспечении села в дальнейшем высококвалифицированными кадрами Поэтому особое место при подготовке кадров новым информационным технологиям должна занимать сельская школа. Кроме того, использование информационных технологий и Интернет в учебном процессе общеобразовательных школ ограничено и носит только ознакомительный характер в рамках информатики и факультативов. Всё приведённое выше приводит к необходимости решения актуальной задачи подготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Предлагаемое решение проблемы

  1. Создание развитой интегрированной и распределённой сети, обеспечивающей реализацию единой стратегии подготовки кадров для региона. Эта сеть может быть создана на базе Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ). В нём существуют различные курсы повышения квалификации в области информационных технологий как на бюджетной, так и внебюджетной основе;
  2. Организация подготовки и переподготовки кадров. Для успешного внедрения средств информационных технологий в образование необходимо повышать квалификацию кадров по программам различного уровня и длительности в зависимости от категории слушателей. По результатам анкетирования ссузов и вузов республики, проведенного Государственным комитетом по науке, высшему и среднему специальному образованию РБ в 2000 году, было определено количество различных категорий педагогических и не педагогических кадров работающих в сфере образования, нуждающихся в повышении квалификации в области информационных технологий;
  3. Определение перечня направлений переподготовки. Подготовку и переподготовку кадров предлагается вести по следующим направлениям указанным в табл. 1.
    Таблица 1. Направления переподготовки кадров
    Направления переподготовки кадров
    Направления Категория обучаемых Количество обучаемых Модули обучения (в часах)
    Информационные технологии 1. Административно-управленческий персонал 4730 80
    2. Педагогические кадры (школы и НПО, кроме учителей информатики) 37000 80
    3. Педагогические кадры (ССУЗы) 3700 80
    4. Учителя информатики 3300 526
    Технология дистанционного обучения 1. Научно-педагогические кадры 4200 102
    2. Педагогические кадры (вузы) 1200 102
    Аппаратно-программное обеспечение 1. Инженерно-технические кадры 1450 80
    Информационно-коммуникационные технологии 1. Администраторы телекоммуникационных узлов 150 102


  4. 4. Разработка типовых рабочих программ по направлениям. Основной при разработке программ является овладение информационными технологиями всеми категориями обучаемых на уровне "продвинутого" пользователя. В целях организации повышения квалификации педагогических, административно-управленческих и инженерно-технических кадров в рамках этого направления формируются программы обучения следующих категорий работников в области новых информационных и телекоммуникационных технологий:
    • по общеобразовательным школам и по учреждениям начального профессионального образования: преподавателей - предметников, преподавателей информатики, инженерно-технического персонала;
    • по образовательным учреждениям среднего профессионального образования: преподавателей-предметников, преподавателей информатики,инженерно-технического персонала;
    • по специальным (коррекционным) учреждениям: руководителей, учителей начальных классов, практических психологов.
  5. 5. пределение образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров по проекту. Схема взаимодействия образовательных учреждений обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров показана на рис. 1. Эти образовательные организации взаимодействуют с УГАТУ - вузом имеющим наработанные учебные программы в различных областях информационных технологий, так и современное аппаратно- программное обеспечение, необходимые для эффективной подготовки различных категорий работников сферы образования.

Рис.1

Таким образом, для решения поставленных задач необходимо обеспечить подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку около 18 000 слушателей ежегодно, что потребует, при оптимальной эксплуатации, использования порядка 90 дисплейных классов, оснащённых современной вычислительной техникой и программным обеспечением. Таким образом общие затраты на выполнение работ по подготовке и переподготовки кадров составят 133 894 780 рублей по ценам 2006 года. При осуществлении долгосрочных программ профессиональной переподготовки (526 часов) учителей предметников в учителей информатики она может возрасти до 151 млн. рублей.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga