ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ С КОМПОНЕНТОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мордвинов Владимир Александрович
профессор, заведующий кафедрой ТИССУ МИРЭА,
Трифонов Николай Иванович (trifonov@mirea.ru)
доцент, зам. директора ЦНИТ МИРЭА,
Никулин Глеб Сергеевич (nikulin@mirea.ru)
директор локальной академии "НКК-МИРЭА"
Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (Технический университет) МИРЭА, г. Москва
Проводимые исследования направлены на дальнейшее развитие информатизации системы "школа-вуз", создание и внедрение инновационной модели элитного образования с использованием достижений современных информационных технологий единой информационной среды образования и науки.
Работы проводятся на базе совместной экспериментальной технологической площадки Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т) с участием ЦНИТ МИРЭА, лицея №1525 "Воробьевы горы" при поддержке Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ) "Информика", Национальной компьютерной корпорации (НКК).
Работы проводятся по следующим основным направлениям:
- Исследование и внедрение модели элитного инженерного образования в области информационных технологий.
- Разработка фундаментальных основ синергетической теории и использование результатов в учебном процессе и научном творчестве учащихся, в учебной практике системы элитного образования.
- Разработка и сопровождение образовательных порталов различного уровня и назначения, в том числе для дополнительного образования.
В стадии апробации - инновационная модель трехступенчатого непрерывного элитного инженерного образования, основными чертами которой являются:
- двухпрофильность - основная и дополнительная компонента в локальной Академии дополнительного профессионального образования;
- многоступенчатость образования (довузовский, вузовский и поствузовский уровни);
- высокая технологическая оснащенность и интенсификация обучения на основе применения новейших информационных технологий, в том числе специально создаваемых информационных систем (ИС) и образовательных порталов;
- индивидуализация траекторий обучения;
- вариативность, гибкость и подстраиваемость под интересы пользователя комплексного многомодульного информационно-методического обеспечения;
- углубленное изучение математики, физики, информатики, философии, русского и иностранных языков, менеджмента, IT-технологий, дисциплин специализации, в том числе блока дисциплин по проектированию и сопровождению ИС;
- производственные стажировки обучающихся всех трех уровней, в том числе на базах ГНИИ ИТТ "Информика", НКК, МГДД(Ю)Т и др.;
- педагогическая профессиональная деятельность старшекурсников и аспирантов 2 - 2,5 года в процессе обучения).
В МИРЭА с 2004 года функционирует Академия дополнительного элитного профессионального образования, которая создана совместно Лицеем на Воробъевых горах, МИРЭА и НКК в целях развития системы дополнительного элитного образования. Одна из задач Академии НКК-МИРЭА - обеспечение дополнительной углубленной профессиональной подготовки преподавателей и студентов старших курсов непосредственно на предприятиях корпорации. Летом 2007 года в компании Систематика, входящей в холдинг НКК успешно прошли стажировку студенты, обучающиеся по программе дополнительного элитного образования на кафедре ТИССУ в МИРЭА.
С сентября 2007 г. на кафедре ТИССУ, специалисты корпорации IBM в рамках Академии проводят обучение преподавателей и студентов по курсу System i. В случае успешного окончания курса, учащийся получает сертификат международного образца и возможность пройти стажировку в корпорации IBM.
Разрабатываются основы проектирования и последующего сопровождения информационных систем на основе синергетического подхода и метода конвергенции-дивергенции, реализующих обеспечение полного жизненного цикла информационных систем и порталов с опорой на действующие отечественные и международные стандарты и требования сертификации. Заложенная в основу этих изысканий математическая модель информационного морфизма позволяет учитывать влияние семантико-энтропийных и синергетических показателей при проектировании как статических, так и динамических информационных систем и гармонизировать их. Разработанная математическая модель этапов проектирования информационных систем с использованием метода конвергенции-дивергенции позволяет эффективно вводить новые алгоритмы исследования вариативных информационных систем и управления ими.
Анализ проведенной подготовки учащихся в Академии дополнительного элитного профессионального образования показал, что полученные ими знания позволяют быстрее адаптироваться при решении конкретных задач в сфере IT - технологий.
|