Сообщества обмена знаниями в открытой среде МедиаВики
Патаракин Евгений Дмитриевич (Patarakin@gmail.com)
к.пед.н., зав. лабораторией учебных коммуникаций ИПС РАН, доцент ННГПУ
Институт Программных Систем РАН, г. Нижний Новгород
Ключевые слова: сетевые сообщества, Веб 2.0, коллективная деятельность, сетевые феномены, народная классификация;
Развитие сети Интернет привело к качественному изменению педагогического ландшафта. Сеть Интернет сегодня сама становится ресурсом, который позволяет решать новые педагогические задачи, реализовывать учебную деятельность, которая не может быть мыслима и реализуема вне сети. Опыт использования новых средств социального обеспечения позволяет наметить ожидаемые направления развития сетевых проектов в ближайшем будущем. Постепенно увеличивается число категорий цифровых объектов, которыми обмениваются участники сетевой деятельности. Учебные проекты все чаще покидают специализированные учебные среды и обращаются к открытым сообществам обмена знаниями.
С развитием социального обеспечения сетевая деятельность или сетевое поведение других людей становится нам все доступнее. Совместные действия участников современных сетевых объединений зачастую носят децентрализованный характер. Такую форму совместной деятельности можно назвать стайной. Как форма птичьей стаи образуется в результате выполнения каждой птицей простых операций, так и сложное поведение сетевого сообщества формируется в результате индивидуального поведения отдельных участников, действиями которых никто не руководит. Примерами таких стайных объединений могут служить сетевые сообщества, действующие на базе программного обеспечения ВикиВики.
ВикиВики – система, поддерживающая простой и доступный способ создания гипертекста и провоцирующая индивидуальное и коллективное написание гипертекста. При создании такого гипертекста писатель или группа писателей не отвлекается на html-кодирование и установление связей между различными частями текста. За них эту работу выполняет программный агент.
В ВикиВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает Вики наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой может писать целая группа.
Наиболее масштабным экспериментом по использованию среды ВикиВики в российском образовании является проект создания коллективного учебного гипертекста Летописи.ру – http://letopisi.ru, действующий на платформе МедиаВики.
В МедиаВики используется метафора маленьких кирпичиков, из которых дети и взрослые могут собрать простые и очень сложные конструкции. Статьи внутри ВикиВики обретают мощь тогда, когда при их изготовлении мы следуем определенным стандартам. Мы можем собирать статьи из готовых блоков Среда ВикиВики сильна именно взаимосвязями страниц и коллективностью усилий. То, что создано одним человеком, может быть в дальнейшем использовано другими людьми. Когда ученик или учитель добавляет в ВикиВики новую статью или новую фотографию, то эта фотография или статья перестает быть их собственностью. Теперь она является общим достоянием и может быть включена в состав новых статей. Возможность использовать страницы ВикиВики как строительные блоки наиболее полно проявляется благодаря встроенному в МедиаВики механизму шаблонов. Шаблоны МедиаВики особые страницы, содержимое которых можно вставить в другие страницы. Изменения в шаблоне отражаются на всех страницах, в которые они встроены. Шаблоны позволяют создавать образцы и повторно использовать их на страницах. Благодаря технологии шаблонов МедиаВики мы можем собирать новые статьи Летописи, используя для их построения уже готовые кирпичики статей.
Наполнение всероссийской учебной энциклопедии на базе проекта Летописи стимулировало создание и использование региональных образовательных сред на этой же основе в нескольких регионах России. В настоящее время учебные площадки такого рода действуют в Саратове, Пскове, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Тольятти и Нижнем Новгороде. АстроВики Нижегородского педагогического университета была открыта в апреле 2006 года. Изначально среда использовалась для знакомства студентов с современными информационными технологиями и представлением материалов по курсу Технические и Аудиовизуальные средства обучения.
Начав использование МедиаВики в локальной сети ВУЗа мы выделили несколько дополнительных отличий, которые делают среду еще более привлекательной для педагогического использования:
- Оболочка может быть настроена таким образом, чтобы доступ предоставлялся только определенному кругу лиц;
- Все действия участников и история этих действий хранится в системе и может быть проанализирована;
- Система легко расширяется и может быть настроена на поддержание самых разных форматов представления данных.
Перечислим задачи учебного процесса, в осуществлении которых МедиаВики может быть особенно полезной:
- Актуализация информации, когда нам необходимо найти информацию в хранилищах, перевести информацию в форму цифровых объектов и сделать эти цифровые объекты доступными для дальнейшего использования;
- Расширение сообщений, когда нам нужно обогатить лекционные материалы фотографии, аудиозаписями и видеофрагментами, совместить внутри одного рассказа различные точки зрения, различные научные подходы;
- Визуализация размышления и обучения, когда нам нужно сделать идеи видимыми и доступными для манипулирования, показать связи между различными учебными курсами;
- Региональный контекст обучения, когда нам нужно показать связь знаний и событий с местом, где события происходят, с историческим контекст обучения;
- Совместный характер знания и обучения, когда мы стремимся включить в учебный процесс совместное творчество, критическое мышление, толерантность и понимание относительности и нечеткости любого знания.
АстроВики предоставляет для решения перечисленных задач стандартные возможности системы коллективного управления содержанием:
- Возможность коллективно редактировать тексты статей и отслеживать историю видоизменения текстов;
- Возможность хранения рисунков и фотографий. В коллекции фотографий размещены: фотографии, связанные с историей Нижегородского кружка любителей физики и астрономии, фотографии зоологического музея НГПУ и т.д. Все они отмечены метками, облегчающими поиск и категоризацию и доступны для повторного использования;
- Возможность создания и расширения шаблонов и категорий.
Сегодня АстроВики одна из наиболее технологически оснащенных Вики-площадок российских ВУЗов, развитие которой определяется пропускной способностью локальной сети университета. Развитие этой сети и наполнение внутренней коллекции всё большим числом разнообразных цифровых объектов делает внутреннюю цифровую среду университета насыщенной и независимой от внешнего мира.
Кроме стандартных возможностей МедиаВики внутри АстроВики НГПУ действуют следующие расширения:
- Возможность загружать и скачивать видео в формате flv;
- Возможность использовать аудио записи в открытом формате ogg;
li>Возможность использовать карты знаний;
li>Возможность использовать анимации и презентации в формате swf;
li>Возможность хранить проекты, созданные в среде Scratch.
Скретч (Scratch) это новая среда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные интерактивные истории, игры и модели. Этими произведениями можно обмениваться с сообществом автором Скретч-проектов по всему миру. В Скретче можно играть с различными объектами, видоизменять их вид, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами. Это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд.
Скретч используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Дети могут собирать свои программы-процедуры из блоков так же, как они собирали конструкции из разноцветных кирпичиков. Из конструкций и управляющих структур могут быть собраны различные агенты, выполняющие простые инструкции. Эти агенты могут взаимодействовать между собой и воссоздавать сообщество в среде Скретч. В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами. Начальный уровень программирования столь прост и доступен, что Скретч рассматривается в качестве средства обучения не только студентов, но и младших школьников.
Скретч интересен и сам по себе и тем сообществом, которое сложилось вокруг этого средства. В этом сообществе участники обмениваются и обсуждают результаты своей деятельности - конкретные объекты, программы, рисунки и т.п. В основании использования таких сообществ в образовании лежит философия конструкционизма и технология обмена идеями. Мы можем наблюдать, использовать и копировать небольшие фрагменты действий, которые ежедневно совершают в сети другие люди. В результате повторения простых операций мы можем через сеть постепенно перенимать способы деятельности людей умеющих и знающих больше чем нашего.
Все члены сообщества делятся своими пирожками и их рецептами. Это значит, что Вы можете попробовать пирожок и узнать, как испечь пирожки самому. Нет никаких секретных рецептов, все рецепты открыты для всех. Каждый рецепт можно использовать и видоизменять. Рецепты могут служить источников вдохновения для новых идей. Вы можете есть пирожки и копировать чужие рецепты для создания своих собственных пирожков с другими составляющими. Изучение поведения и построение моделей более не ограничивается отдельным компьютером. Мы можем предложить свое произведение другим членам сообщества, и они смогут не только посмотреть, как работает модель, но и разобраться в том, как сложены кирпичики модели, смогут взять эти кирпичики и строительные блоки и построить из них свое собственное здание.
Работа в учебной среде Скретч и МедиаВики приучает студентов собирать проекты из кирпичиков и делиться результатами своих действий с другими людьми. Эти навыки важны не только внутри специальных сред программирования, но и в современных сетевых сообществах. Единство процессов создания, поиска и хранения информационных кирпичиков все чаще можно наблюдать на страницах современных сайтов, использующих концепцию Веб 2.0. Метафора маленьких кирпичиков, из которых дети и взрослые могут собрать простые и очень сложные конструкции, присутствует не только в учебных проектах, но и в большинстве современных сетевых сервисов формата Веб2.0, предназначенных для поддержки организаций и сетевых сообществ обмена знаниями.
|