ОБ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Сабаева Татьяна Анатольевна
к.ф.-м.н., доцент
Чекмарев Дмитрий Тимофеевич (ELavrenova@it.ru)
д.ф.-м.н., профессор
e-mail: 4ekm@mm.unn.ru
Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Аннотация Обсуждается проблема подготовки студентов в области разработки и реализации алгоритмов. Рассматривается связь данной проблемы с изменением системы вступительных испытаний в ВУЗы.
Рассматривается проблема алгоритмической подготовки студентов, включающая в себя знание порядка двух десятков базовых алгоритмов и способность самостоятельной разработки алгоритмов решения сложных задач. Анализируется имеющийся у авторов широкий опыт преподавания программирования и дисциплин, в которых оно используется(курс "Методы вычислений" и другие ). на механико-математическом факультете ННГУ. А также опыт работы со школьниками, включающий в себя работу в приемной комиссии по информатике, на подготовительных курсах, по программе ННГУ "Одаренные дети" и т.д.
На основе данного опыта можно сделать следующие выводы.
- При существующей в последние годы системе вступительных экзаменов ННГУ на компьютерные и физико-математические специальности данная проблема в значительной степени решалась за счет довузовской подготовки на подготовительных курсах ННГУ. Это связано со следующими факторами:
- наличие вступительного экзамена по информатике;
- сравнительно высоким конкурсом на компьютерные специальности;
- высоким уровнем и содержанием задач вступительных экзаменов [1,2].
- В связи с отменой с 2008 года вступительного экзамена по информатике и грядущим переходом на ЕГЭ следует ожидать существенного снижения уровня алгоритмической подготовки абитуриентов. Это связано прежде всего со слабой (и неодинаковой для разных школ) школьной подготовкой в данном направлении. Подтверждением этого служит существенная разница в усвоении курса программирования у студентов-математиков, сдававших и не сдававших информатику на вступительных экзаменах.
- С целью сохранения (еще лучше - повышения) существующего уровня алгоритмической подготовки следует предусмотреть ряд мер как в самой высшей школе, так и во взаимодействии ее со средней школой. К ним можно отнести, например, следующие:
- переработка начального ВУЗовского курса программирования с упором на алгоритмическую подготовку;
- организация приема части студентов на компьютерные специальности через олимпиады по информатике и соответствующих подготовительных курсов к таким олимпиадам;
- организация соответствующей подготовки в профильных классах средней школы.
Литература
- Информатика от школы к вузу. По материалам конкурсных экзаменов в ННГУ. / Барышева И.В., Городецкий С.Ю., Гергель В.П. и др. - Н.Новгород: ННГУ, 2000.- 169 с
- Информатика для абитуриента. Задачи и решения. / Барышева И.В., Городецкий С.Ю., Гергель В.П. и др. - Н.Новгород: ННГУ, 2007.- 360 с
|