home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

СТРАТЕГИЯ УСПЕХА: IT-КОМПЕТЕНЦИИ И ПОСТРОЕНИЕ КАРЬЕРЫ

Шамина Ольга Борисовна (Olga.Shamina@itdrom.com)
к.т.н., заместитель директора по проектам
Дмитриев Игорь Вячеславович (Igor.Dmitriev@itdrom.com)
Образовательный центр "Школьный университет", г. Томск

Аннотация
По данным форсайта Cordis в ближайшие годы наиболее востребованными в числе прочих будут информационные технологии и науки о мышлении. Информатика и ИКТ, новые технологии и методики в обучении находятся в центре внимания как школьных, так и вузовских педагогов. Складывается парадоксальная ситуация - политике в области образования уделяется значительное внимание, но специалистов мирового уровня, необходимых работодателям, катастрофически не хватает.

Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять.
Рене Декарт)

Инновации в образовании, личный потенциал, возможности развития, создание собственного бизнеса. Что является составляющими карьеры? Что позволит удержать молодежь в России и сделать жизнь интересной, успешной?

Образование (как и спорт) является той "лакмусовой бумажкой", которая достаточно быстро реагирует на внимание "власть предержащих". Как только это самое внимание ослабевает, а то и гаснет - тут же результат налицо. Сложилась парадоксальная ситуация. В 2005 году на 10 тысяч жителей в России получали высшее образование 495 студентов, в то время как в США - 445, в Германии - 290, в Великобритании - 276, Японии - 233. При этом - и это ни для кого не секрет - многие предприятия и организации России испытывают нарастающий дефицит специалистов высокого уровня. Кстати, Школьный университет также испытывает потребность в классных специалистах. В чем же дело? Отток кадров за рубеж? Недостаточный уровень подготовки в вузах? Отсутствие стратегии и политики в образовании?

За последние десять лет многое сделано в области образования, и один из примеров - комплексная программа модернизации образования. Осознание проблемы и пути решения есть, а специалистов, профессионалов мирового уровня - "кот наплакал". Не выращиваются они, оказывается, (как, впрочем, и спортсмены) ни за один год, ни за десять лет.

На повестке дня извечные вопросы русской интеллигенции - как быть и что делать? Где найти эти самые "ускорители роста"? По данным форсайта Cordis в ближайшее время на рынке труда будут востребованы специалисты в таких областях как

  • информационные технологии;
  • биотехнологии;
  • нанотехнологии;
  • науки о мышлении.

Из вышеперечисленного первое и последнее лежат и в плоскости наших интересов. Не будем говорить об образовании вообще - поговорим о подготовке молодежи в сфере информационных технологий и науках о мышлении. И предмет знакомый, и бизнес быстро развивающийся.

Та благородная цель, которая оправдывает средства, тот результат, который поможет "выстрелить" нашей экономике, - они ведь ни для кого не секрет - это кадры, или, другими словами, люди, люди и ещё раз люди. Их успех. Их карьера. Их занятость. Интересы людей. которые надо обеспечить. Сами люди, которых надо мотивировать.

Сегодня по данным педагогических исследований к базовым компетентностям относят следующие:

  • информационная (поиск, анализ и использование информации);
  • коммуникативная (сотрудничество, командная работа);
  • самоорганизация (целеполагание);
  • самообразование (long-life-learning).

С одной стороны, владение информационными технологиями рассматривается как новая составляющая качества образования. С другой отмечается переход общеобразовательных учреждений в рамках инновационных образовательных программ к иным, продуктивным видам образовательной деятельности - проектным, творческим, исследовательским.

А вот что ожидают (по результатам исследований) от персонала работодатели [1]. Опрос позволил определить десятку важнейших квалификаций:

  • Клиентоориентированность - 77%;
  • Приверженность работе/заангажированность - 75%;
  • Умение работать в команде/ сотрудничество - 71%;
  • Склонность к обучению/ потенциал - 62%;
  • Коммуникативные навыки - 62%;
  • Системное мышление - 60%;
  • Компетентность в решении задач - 57%;
  • Навыки пользователя ПК - 56%;
  • Способность брать на себя ответственность - 56%;
  • Самостоятельность - 53%.

Четыре основных принципа необходимо заложить в основу подготовки специалистов мирового уровня [2] - принцип опережающего образования, использование активных продуктивных методов развития личностных качеств и мировых информационных ресурсов, принцип элитности научных, инженерных и педагогических школ и принцип стратегического партнерства.

В первую очередь, конечно, описанные принципы относятся к вузовской подготовке. Но в равной степени они могут быть развернуты и в области довузовской школьной подготовки.

Первое. Информационные технологии развиваются настолько динамично, что ежегодно появляются программные и технические новинки. Зачастую школьные учебники в сфере ИКТ просто не успевают за развитием этой области знаний. В сложившейся ситуации организация, которая строит свой бизнес на отборе, анализе и разработке методики изучения программных продуктов, находится в режиме постоянного поиска и непрерывной доработки методических материалов. Школьники открыты всему новому - у них нет барьеров, ум пытлив, отдельные усталые преподаватели ещё не погасили творческое горение. И в этой ситуации принцип опережения срабатывает на все сто процентов. Осталось только определиться со стандартами.

Второе. Активные методы обучения (науки о мышлении). Молодые люди, объединенные общей целью и нацеленные на результат - это фонтан идей, море эмоций и неожиданные решения. Пример. В ноябре 2007 года мы впервые провели форум "Школа делового успеха" для старшеклассников школ, сотрудничающих со Школьным университетом. В рамках технического задания необходимо было разработать бизнес-план, составить смету доходов-расходов для осуществления идеи, разработать логотип и создать web-страницу в качестве рекламы своей идеи. Результат превзошел все ожидания - сработал синергетический эффект.

Третье. "Элитность". Само слово как-то не вяжется с понятием всеобщего среднего, но следует подразумевать не обучение отдельных избранных, а обучение действительно качественное, элитное - заинтересованными высококвалифицированными педагогами (которых, как показывает наш опыт, немало) и на основе элитных, уникальных, современных, методических материалов.

Последнее. Стратегическое партнерство. Только партнеры (под партнерством следует понимать триединство власти, образования и бизнеса) способны, объединившись, создать нечто качественно новое, что не по силам вытянуть в одиночку - тем более российской школе где-то в глубинке. Технологии позволяют не отдельным Ломоносовым прийти в столицу "с обозом", а доставить элитный продукт этим самым Ломоносовым в глубинку. Как? Всё тем же "обозом" - но новым высокотехнологичным и качественным, подкрепленным соответствующими документами и приказами.

Сегодня есть и экспериментальные школы, и соответствующие требованию времени учебные материалы, и, главное, желание учить и учиться новому. Но часто есть и запрет - "что не разрешено, то нельзя". Преодолеть запрет, встать выше собственных амбиций - тогда сложится мозаика и выстроится траектория успешного построения карьеры от ИКТ-компетенций, приобретенных в процессе обучения, к ожиданиям работодателей.

Почти по Ленину, только со знаком плюс: и низы хотят получить, и верхи в состоянии предоставить…

Литература

  1. http://make-money.net.ua/pages/2_net_17.html
  2. Ю. Похолков, Б. Агранович. Опережающее образование. Принципы подготовки элитных специалистов мирового уровня. // Томский потенциал: образование, наука, технологии. Вып. 10. - Томск, 2007
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga