ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ АВТОРИЗОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ВЕДУЩИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ
Шухман Александр Евгеньевич (alex58@mail.ru),
Милохин Денис Борисович (iam@deniskin.com)
ГОУ ВПО "Оренбургский государственный университет", г. Оренбург
Аннотация Проанализированы преимущества и недостатки использования авторизованных курсов в системе образования. Произведен анализ доступных авторизованных курсов. Определено место авторизованных курсов в учебных планах подготовки. Предложена блочно-модульная структура подготовки. На основе профессиональных стандартов ИТ-отрасли разработаны учебные планы дополнительной квалификации по наиболее востребованным профессиям, в которых блок специальных дисциплин полностью формируется из авторизованных курсов.
Отрасль информационных технологий в настоящее время выходит на передовые позиции в высокотехнологичной инновационной экономике и во многом определяет уровень развития страны. Основной проблемой, с которой столкнулась бурно растущая индустрия информационных технологий, стала нехватка высококвалифицированных кадров. Большой проблемой остается несоответствие уровня подготовки выпускников требованиям работодателей. В развитии отрасли информационных технологий, как ни в какой другой, важнейшую роль играет система непрерывного образования, сопровождающая специалиста со студенческой скамьи все время его активной профессиональной деятельности.
В системе дополнительного профессионального образования очень большой сегмент занимает авторизованное обучение производителей аппаратного и программного обучения (вендоров). Рассмотрим преимущества авторизованного обучения в области информационных технологий в сравнении с обычными курсами повышения квалификации:
- Авторизованные курсы появляются практически одновременно с выпуском новых продуктов и технологий, отражают самые последние достижения в области информационных технологий;
- Содержание авторизованных курсов имеет практико-ориентированный характер, формирует профессиональные компетенции специалиста;
- Вендоры стараются обеспечить одинаково высокий уровень обучения, независимо от месторасположения учебного центра;
- Вендоры контролируют содержание курсов, обеспечивают учебно-методическую и программно-техническую поддержку;
- Существует система подготовки преподавателей курсов, программы сертификации преподавателей;
- Независимая система сертификации позволяет слушателям получить документы, имеющие широкое международное признание среди работодателей;
- Многообразие форм обучения (краткосрочные, долгосрочные, дистанционные) позволяет слушателям выбрать удобный вариант подготовки;
- Наличие разработанного содержания и готовых учебно-методических материалов позволяет широко распространять курсы, быстро внедрять их в практику обучения.
Несмотря на выделенные преимущества, следует отметить некоторые недостатки авторизованных курсов:
- Авторизованные курсы обычно посвящены определенным программным продуктам или технологиям. Небольшое количество курсов имеют фундаментальный характер и могут служить базой для других курсов;
- Быстрая эволюция программных продуктов и информационных технологий приводит к тому, что с выходом новых продуктов содержание авторизованных курсов изменяется. Также необходимо постоянное обновление учебно-методических материалов, непрерывная переподготовка преподавателей;
- Постоянное обновление учебно-методических материалов не всегда положительно сказывается на их качестве. Учебные пособия для авторизованных курсов чаще всего содержательно уступают лучшим вузовским учебникам;
- Основная масса вендоров - международные корпорации. Учебно-методическое обеспечение авторизованных курсов очень часто существует только в англоязычном варианте и не адаптировано для локализованных версий программных продуктов, сертификационные экзамены также чаще всего проходят на английском языке;
- Конкретные авторизованные курсы чаще всего самодостаточны, и не предполагают целостной системы обучения. Поэтому разные курсы могут содержать общие модули. Тем не менее, многие вендоры объединяют логически связанные курсы в, так называемые, треки, которые предполагают определенную последовательность обучения;
- Авторизованные курсы имеют довольно высокую стоимость академического часа, которая обусловлена лицензионными отчислениями вендорам, дорогими учебно-методическими материалами, необходимостью дорогостоящего обучения преподавателей, обычно в ведущих учебных центрах крупных городов, а также часто рекомендуемым вендором минимальным уровнем цены.
При всех вышеперечисленных недостатках, система авторизованного обучения востребована на российском рынке, потому что позволяет быстро и качественно познакомить специалиста с самыми актуальными технологиями и новыми продуктами.
Многих недостатков удастся избежать, если использовать авторизованные курсы в качестве составляющих в университетском курсе или системе повышения квалификации. Это позволяет студентам параллельно с получением государственного документа об образовании получить сертификаты по курсам вендоров, что резко расширяет возможности трудоустройства. В настоящее время имеется удачный опыт взаимодействия Microsoft и МГТУ им. Баумана (головного вуза УМО по техническому образованию) по внедрению учебного курса "Управление и поддержка среды Microsoft Windows Server 2003" в учебные планы по направлениям ВПО "Информатика и вычислительная техника" и "Информационные системы и технологии", опыт взаимодействия факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ и ЛАНИТ по реализации дополнительного профессионального образования, однако не разработаны общие подходы по использованию подобных курсов.
Для оценки возможности интеграции авторизованных курсов в систему российского образования была разработана система из 12-ти критериев, произведен анализ 123-х присутствующих на российском рынке авторизованных курсов вендоров, отобраны курсы, которые возможно использовать в непрерывной системе образования. Наиболее легко интегрируются с учебными программами высшего и дополнительного профессионального образования учебные курсы вендоров 1С, Microsoft, ASPLinux, IBM.
В результате анализа государственных образовательных стандартов было определено возможное место курсов вендоров в учебных планах подготовки. Учебные курсы вендоров позволяют освоить конкретные продукты и технологии, поэтому относятся только к специальным или факультативным дисциплинам. В цикле специальных дисциплин учебные курсы вендоров могут располагаться в региональном компоненте или выступать в качестве курсов по выбору. В учебных планах специалистов вариативная часть в цикле специальных дисциплин образует специализацию, которая может быть полностью выстроена из курсов вендоров. В цикле факультативных дисциплин курсы вендоров могут занять весь цикл целиком.
Отметим, что в подготовке студентов большое место занимает самостоятельная работа - в среднем 50% учебных часов. Краткосрочные авторизованные курсы вендоров обычно не предусматривают самостоятельную работу в принципе. Поэтому необходима адаптация курсов для использования в вузах. Прежде всего, требуется разработка заданий для самостоятельной работы, тем для проектов. Многие учебные пособия вендоров уже содержат такие задания, также полезны самоучители для подготовки к сертификационным экзаменам.
Учебные планы образовательных программ дополнительной квалификации также содержат большой блок (до 1000 часов) специальных дисциплин. Содержание цикла специальных дисциплин определяется вузом, исходя из сферы деятельности будущего специалиста. Блок специальных дисциплин может быть полностью выстроен на основе авторизованных курсов вендоров.
Отметим, что цикл дисциплин, основанный на курсах вендоров, будет эффективно структурирован, если использовать блочно-модульную структуру построения цикла.
Цели блочно-модульной структуры построения программ обучения:
- отражение основных компонентов деятельности IT-специалиста;
- обеспечение основы для разработки учебных планов и программ обучения слушателей с учетом потребностей профессиональной сферы их будущей деятельности.
Блочно-модульный подход к разработке программ учебных курсов основывается на следующих особенностях:
- каждое направление деятельности специалиста представлено в виде отдельного блока;
- каждый блок состоит из отдельных модулей, отражающих конкретные темы, подлежащие изучению;
- построенная программа обучения из набора модулей учитывает требования к подготовке специалиста на конкретном этапе его обучения с учетом профильных предпочтений студентов и отводимых учебных часов;
- содержание блоков может быть скорректировано в зависимости от конкретных условий;
- различные комбинации модулей могут быть использованы для обучения студентов на различных этапах и уровнях обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования;
- обеспечивается открытость программ для внесения новых направлений обучения - блоков и корректировки содержания обучения (модулей).
При разработке блочно-модульной структуры подготовки на основе авторизованных курсов блоки будут соответствовать основным профессиональным компетенциям (или укрупненным группам компетенций): IT-менеджмент, проектирование и разработка ПО, проектирование и администрирование баз данных, системное администрирование, эксплуатация вычислительной техники и компьютерных сетей и т.д.
Такой подход позволяет представить все основные компоненты образовательной подготовки IT-специалиста в единой системе. Основополагающие профессиональные компетенции находят свое отражение в блоках, соответствующих определенному направлению деятельности.
Каждый блок будет содержать отдельные модули подготовки, соответствующие определенным темам, выделенным для некоторых компетенций на основе их сложной внутренней структуры. Каждый модуль содержит несколько курсов вендоров.
Можно выделить три уровня дисциплин внутри модуля:
- дисциплины начального уровня - не требуют специальной подготовки слушателей, предназначены для первоначального знакомства с продуктами и технологиями;
- дисциплины базового уровня - требуют наличия общих знаний в предметной области, возможно по другим продуктам и технологиям;
- дисциплины углубленного уровня - требуют базовых знаний по данному продукту или технологии, желателен опыт практической работы.
Приведем в качестве примера описание блока "Системное администрирование"
Модули | Начальный уровень | Базовый уровень | Углубленный уровень |
Администрирование Windows | Управление и поддержка среды Microsoft Windows Server 2003 (40 часов) (MS) | Настройка, управление и сопровождение сетевой инфраструктуры Microsoft Windows Server 2003: сетевые службы (40 часов) (MS) | Основы сетевой безопасности (32 часа) (MS) |
Установка, настройка и администрирование Microsoft Windows XP Professional (24 часа) (MS) | Внедрение Microsoft Internet Security and Acceleration Server 2004 (40 часов) (MS) | Развертывание службы управления правами (RMS) Microsoft Windows (24 часа) (MS) |
Настройка сетевой инфраструктуры Microsoft Windows Server 2003: Сетевые узлы. (16 часов) (MS) | | Проектирование и управление инфраструктурой открытых ключей (32 часа) (MS) |
Администрирование Linux/Unix | Основы администрирования Linux (40 часов) (ASP) | Безопасность в Linux (40 часов) (ASP) | HP-UX: Администрирование систем и сетей - Часть I (40 часов) (HP)) |
Администрирование ASPLinux (40 часов) (ASP) | Основы UNIX (40 часов) (HP) | HP-UX: Администрирование систем и сетей - Часть II (40 часов) (HP) |
Содержание модуля может изменяться в зависимости от объема учебной нагрузки и уровня подготовки слушателей. Для студентов целесообразно, в основном, включать в учебные программы дисциплины начального и базового уровня, в программах повышения квалификации возможно использовать дисциплины углубленного уровня.
Каждый отдельный модуль на определенном уровне фактически определяет программу повышения квалификации. Все уровни одного модуля определяют программу переподготовки. Программы переподготовки могут содержать как курсы одного вендора (треки), так и курсы нескольких вендоров. Программа переподготовки получается также при выделении одного уровня по нескольким модулям. В этом случае, программа переподготовки будет иметь более общий характер, но менее сильно углубляться в отдельные направления.
Наконец, из дисциплин начального и базового уровня можно сформировать программы дополнительной квалификации и программы специализаций для студентов.
При разработке конкретных учебных планов дополнительного профессионального образования или блока факультативных дисциплин, целесообразно ориентироваться на структуру профессий в области информационных технологий, описанную в проекте профессиональных стандартов АП КИТ (http://www.apkit.ru/default.asp?artID=5573).
Применяя изложенные подходы, на базе стандартного учебного плана дополнительной квалификации "ИТ-специалист" были сформированы учебные планы по направлениям подготовки "Разработка ПО" (профессия "Программист"), "Проектирование ПО" (профессия "Системный архитектор"), "Проектирование и администрирование баз данных" (профессия "Администратор БД") и "Системное администрирование" (профессия "Специалист по системному администрированию".
Разработанная блочно-модульная система подготовки специалистов позволяет на основе модели профессиональных компетенций строить индивидуальные образовательные траектории в условиях непрерывного профессионального обучения. Такой подход позволяет, не изменяя структуры и содержания, актуализировать необходимую составляющую компоненту подготовки специалиста.
Наиболее оптимально использование разработанных модулей в цикле специальных дисциплин в программах высшего и дополнительного образования. Сочетание фундаментальных общепрофессиональных дисциплин, научно-исследовательской работы и практико-ориентированных специальных дисциплин позволит сформировать и общепрофессиональные, и профильные компетенции, сделает подготовку более сбалансированной и позволит устранить разрыв между уровнем подготовки выпускников и требованиями работодателей.
|