ПЕРЕХОД ВУЗОВ К ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Сурхаев Магомед Абдулаевич (surhaev@mail.ru)
к.п.н., Докторант института содержания и методов РАО,программист МГПУ
РАО, г. Москва
Сегодня важной категорией образованного человека, наряду с профессионализмом, является компетентность, которая подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих в основном надпрофессиональный характер. Это такие качества личности, как: самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться, гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления, умение диалога и коммуникабельность, сотрудничество и т.д.
Традиционная система образования, многие десятилетия успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры, сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение новых образовательных результатов в рамках традиционного содержания образования и традиционной образовательной среды.
Системе образования предстоит найти новую форму существования, позволяющую ей сохранить и усилить свой статус механизма социального воспроизводства и развития. А стихийное и бессистемное внедрение в школу различных инноваций не может принципиально решить проблему. Это связано с тем, что при всем огромном потенциале этих инноваций они не могут повысить эффективность образовательного процесса, поскольку новые технологии не могут гармонично влиться в старую среду. Следовательно, нужно говорить о создании новой образовательной системы, новой информационно-образовательной среды.
В этих условиях актуальна проблема подготовки будущего учителя информатики с учетом того, что ему придется работать в этой новой образовательной среде. Необходимость создания такой среды обусловлена следующими противоречиями:
- между новыми средствами и технологиями обучения и старой образовательной средой, неспособной реализовать возможности новых технологий;
- между ориентацией образования на усвоение как можно большего объема информации и лавинообразным увеличением производимой информации;
- между "поддерживающим" образованием, рассчитанным на относительную стабильность ситуации, и быстро меняющимся и усложняющимся социальным миром;
- между установкой на профессионализацию и узкую специализацию и потребностью в целостном, системном видении мира;
- между культурно-национальной спецификой образования и потребностью современного технологического развития в единых образовательных стандартах;
- между безработицей и нехваткой квалифицированной рабочей силы.
Сегодня во всем мире образовательное сообщество ищет пути выхода из кризиса связанного с тем, что в условиях информационного общества привычная образовательная среда теряет свою актуальность и эффективность. Это связано с тем, что новые методы, средства и технологии обучения не могут гармонично вписаться в старую, привычную образовательную среду. В России ситуация усугубляется в связи с тем, что происходит наложение двух очень динамичных процессов: кардинальные изменения происходящие во всем мире и обусловленные с переходом к информационному обществу с одной стороны и социально-экономические и политические преобразования, которые протекают не первый год, но не становятся от этого менее значимыми и динамичными.
В сложившихся условиях задача поиска нового облика образования, адекватного возникшим проблемам и устремленного в ХХI век, требует большей концентрации интеллектуального, организационного и деятельностного ресурса. Системе образования предстоит в сжатые сроки, найти новую форму существования, позволяющую ей сохранить и усилить свой статус механизма социального развития. Однако, стихийное внедрение в высшую школу различных инноваций таит в себе риск еще более усугубить положение. Поэтому сегодня как никогда ранее требуется глубокий, всесторонний анализ происходящих в высшей школе процессов, скрупулезное их исследование и обоснованный прогноз характера возможных изменений.
Все изменения в системе образования, в конечном счете, должны привести к повышению качества образования. Качество образования может быть определено, прежде всего, мерой реализации его потенциала в соответствии с меняющимися социальными запросами. Конечным образовательным результатом высшего образования является мобильная, разносторонне развитая личность, способная адаптироваться в современном жизненном пространстве. Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов.
По мнению А.М.Новикова [5], до недавнего времени основная цель обучения сводилась к освоению обобщенных результатов того, что создано предшествующим опытом человечества. Но обобщенные результаты выражены в научных знаниях, а вопросы освоения самой деятельности, процесса, способов и средств ее осуществления оставались за рамками учебно-воспитательного процесса. Но в развитии личности в процессе обучения важнейшим компонентом является овладение процессом, способами и средствами деятельности, а не только усвоение знаний. И учение как процесс состоит в том, что студент не только осваивает конкретные знания, но и овладевает деятельностью. Овладение способами мыслительной деятельности направлено на умственное развитие студентов; овладение способами предметной деятельности непосредственно связано с формированием практических умений [2].
Ориентация на новые образовательные результаты повлечет за собой существенные изменения в традиционной методической системе обучения. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основой целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала обучаемых. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых потребует осуществления личностно-ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучаемого.
Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны новые средства и построенные на их основе новые технологии обучения. Как показывают проведенные исследования необходимым потенциалом обладают средства обучения и технологии на основе ИКТ [6], т.к. именно они смогут обеспечить индивидуализацию обучения, адаптивность к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам учебной информации, использование информационного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Фактически надо говорить о необходимости создания новой среды обучения на основе средств информационных технологий, направленной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей и личности обучаемых.
В связи с этим необходимо подчеркнуть все более возрастающую роль информационных технологий в подготовке будущих специалистов, проведение методически грамотной организации учебных занятий в условиях широкого использования средств ИКТ в учебном заведении: в условиях использования технологии мультимедиа, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе средств ИКТ, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией; развитием творческого потенциала, необходимого будущему специалисту для дальнейшего самообразования, саморазвития и самореализации в условиях динамичного развития и совершенствования средств ИКТ.
Новая образовательная парадигма, утверждая приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляется поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы, требует произвести основательную ревизию имеющихся в распоряжении традиционных подходов к содержанию, формам и методам современного образования.
Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих обучаемых. Это различные формы открытого, проектного и проблемноориентированного обучения. Основание новой образовательной среды - это смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное обучение, ответственность и активность самих обучаемых, предоставление возможности для реализации и развития познавательных потребностей обучаемых. В новой образовательной среде акцент делается не только и не столько на результат обучения, как овладение определенным набором знаний и умений, а на сам процесс обучения, который должен способствовать развитию личности обучаемого.
Литература
- Зайцева Ж. Н., Рубин Ю. Б., Титарев Л. Г., Тихомиров В. П., Хорошилов А. В., Усков В. Л. Открытое образование - объективная парадигма XXI века // МЭСИ, -М.: 2000
- Коржуев А.В., Попков В.А. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: критическое осмысление проблем, поиск решений. -М., 2002. - 232 с
- Лобачев С. Л., Поляков А. А. Универсальная инструментальная информационно-образовательная среда системы открытого образования Российской Федерации. Лекция-доклад // Третья Всеросс. Школа-семинар "Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства". - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 40 с
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов Пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М., 2001. 272 с
- Новиков А.М. Развитие отечественного образования /Полемические размышления. - М., 2005. - 176 с
- Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М, 2007. - 234 с
|