home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ПЕРЕХОД ВУЗОВ К ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Сурхаев Магомед Абдулаевич (surhaev@mail.ru)
к.п.н., Докторант института содержания и методов РАО,программист МГПУ
РАО, г. Москва

Сегодня важной категорией образованного человека, наряду с профессионализмом, является компетентность, которая подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих в основном надпрофессиональный характер. Это такие качества личности, как: самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться, гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления, умение диалога и коммуникабельность, сотрудничество и т.д.

Традиционная система образования, многие десятилетия успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры, сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение новых образовательных результатов в рамках традиционного содержания образования и традиционной образовательной среды.

Системе образования предстоит найти новую форму существования, позволяющую ей сохранить и усилить свой статус механизма социального воспроизводства и развития. А стихийное и бессистемное внедрение в школу различных инноваций не может принципиально решить проблему. Это связано с тем, что при всем огромном потенциале этих инноваций они не могут повысить эффективность образовательного процесса, поскольку новые технологии не могут гармонично влиться в старую среду. Следовательно, нужно говорить о создании новой образовательной системы, новой информационно-образовательной среды.

В этих условиях актуальна проблема подготовки будущего учителя информатики с учетом того, что ему придется работать в этой новой образовательной среде. Необходимость создания такой среды обусловлена следующими противоречиями:

  • между новыми средствами и технологиями обучения и старой образовательной средой, неспособной реализовать возможности новых технологий;
  • между ориентацией образования на усвоение как можно большего объема информации и лавинообразным увеличением производимой информации;
  • между "поддерживающим" образованием, рассчитанным на относительную стабильность ситуации, и быстро меняющимся и усложняющимся социальным миром;
  • между установкой на профессионализацию и узкую специализацию и потребностью в целостном, системном видении мира;
  • между культурно-национальной спецификой образования и потребностью современного технологического развития в единых образовательных стандартах;
  • между безработицей и нехваткой квалифицированной рабочей силы.

Сегодня во всем мире образовательное сообщество ищет пути выхода из кризиса связанного с тем, что в условиях информационного общества привычная образовательная среда теряет свою актуальность и эффективность. Это связано с тем, что новые методы, средства и технологии обучения не могут гармонично вписаться в старую, привычную образовательную среду. В России ситуация усугубляется в связи с тем, что происходит наложение двух очень динамичных процессов: кардинальные изменения происходящие во всем мире и обусловленные с переходом к информационному обществу с одной стороны и социально-экономические и политические преобразования, которые протекают не первый год, но не становятся от этого менее значимыми и динамичными.

В сложившихся условиях задача поиска нового облика образования, адекватного возникшим проблемам и устремленного в ХХI век, требует большей концентрации интеллектуального, организационного и деятельностного ресурса. Системе образования предстоит в сжатые сроки, найти новую форму существования, позволяющую ей сохранить и усилить свой статус механизма социального развития. Однако, стихийное внедрение в высшую школу различных инноваций таит в себе риск еще более усугубить положение. Поэтому сегодня как никогда ранее требуется глубокий, всесторонний анализ происходящих в высшей школе процессов, скрупулезное их исследование и обоснованный прогноз характера возможных изменений.

Все изменения в системе образования, в конечном счете, должны привести к повышению качества образования. Качество образования может быть определено, прежде всего, мерой реализации его потенциала в соответствии с меняющимися социальными запросами. Конечным образовательным результатом высшего образования является мобильная, разносторонне развитая личность, способная адаптироваться в современном жизненном пространстве. Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов.

По мнению А.М.Новикова [5], до недавнего времени основная цель обучения сводилась к освоению обобщенных результатов того, что создано предшествующим опытом человечества. Но обобщенные результаты выражены в научных знаниях, а вопросы освоения самой деятельности, процесса, способов и средств ее осуществления оставались за рамками учебно-воспитательного процесса. Но в развитии личности в процессе обучения важнейшим компонентом является овладение процессом, способами и средствами деятельности, а не только усвоение знаний. И учение как процесс состоит в том, что студент не только осваивает конкретные знания, но и овладевает деятельностью. Овладение способами мыслительной деятельности направлено на умственное развитие студентов; овладение способами предметной деятельности непосредственно связано с формированием практических умений [2].

Ориентация на новые образовательные результаты повлечет за собой существенные изменения в традиционной методической системе обучения. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основой целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала обучаемых. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых потребует осуществления личностно-ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучаемого.

Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны новые средства и построенные на их основе новые технологии обучения. Как показывают проведенные исследования необходимым потенциалом обладают средства обучения и технологии на основе ИКТ [6], т.к. именно они смогут обеспечить индивидуализацию обучения, адаптивность к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам учебной информации, использование информационного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Фактически надо говорить о необходимости создания новой среды обучения на основе средств информационных технологий, направленной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей и личности обучаемых.

В связи с этим необходимо подчеркнуть все более возрастающую роль информационных технологий в подготовке будущих специалистов, проведение методически грамотной организации учебных занятий в условиях широкого использования средств ИКТ в учебном заведении: в условиях использования технологии мультимедиа, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе средств ИКТ, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией; развитием творческого потенциала, необходимого будущему специалисту для дальнейшего самообразования, саморазвития и самореализации в условиях динамичного развития и совершенствования средств ИКТ.

Новая образовательная парадигма, утверждая приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляется поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы, требует произвести основательную ревизию имеющихся в распоряжении традиционных подходов к содержанию, формам и методам современного образования.

Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих обучаемых. Это различные формы открытого, проектного и проблемноориентированного обучения. Основание новой образовательной среды - это смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное обучение, ответственность и активность самих обучаемых, предоставление возможности для реализации и развития познавательных потребностей обучаемых. В новой образовательной среде акцент делается не только и не столько на результат обучения, как овладение определенным набором знаний и умений, а на сам процесс обучения, который должен способствовать развитию личности обучаемого.

Литература

  1. Зайцева Ж. Н., Рубин Ю. Б., Титарев Л. Г., Тихомиров В. П., Хорошилов А. В., Усков В. Л. Открытое образование - объективная парадигма XXI века // МЭСИ, -М.: 2000
  2. Коржуев А.В., Попков В.А. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: критическое осмысление проблем, поиск решений. -М., 2002. - 232 с
  3. Лобачев С. Л., Поляков А. А. Универсальная инструментальная информационно-образовательная среда системы открытого образования Российской Федерации. Лекция-доклад // Третья Всеросс. Школа-семинар "Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства". - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 40 с
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов Пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М., 2001. 272 с
  5. Новиков А.М. Развитие отечественного образования /Полемические размышления. - М., 2005. - 176 с
  6. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М, 2007. - 234 с
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga