ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Витченко Ольга Викторовна (owinf@mail.ru)
ГОУ СПО "Зимовниковский педагогический колледж"
Современная информатика рассматривается как наука с ярко выраженными интеграционными связями с другими науками. Это отражается и в школьной образовательной области "Информатика" на всех ее уровнях, в том числе и пропедевтическом - в курсе начальной школы.
Информатика в начальной школе - это особый предмет, имеющий как самостоятельное значение, так и предмет обобщающий, интегрирующий другие общеобразовательные дисциплины для формирования различных индивидуальных качеств учащихся. Особая роль курса информатики в начальной школе заключается, прежде всего, в том, что именно здесь происходит формирование не только учебной деятельности, но и мыслительной сферы, определяющее развитие учащихся в последующие периоды.
Межпредметная интеграция информатики с другими предметами начальной школы требует соответствующего уровня информационной культуры современного учителя начальных классов, профессиональная подготовка которого начинается в педагогическом колледже - учебном заведении среднего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование характеризуется как образование, направленное на подготовку к профессиональной практической деятельности, имеющее в качестве приоритетного и системообразующего практико-ориентированный прикладной аспект.
Исходя из общих задач практикоориентированного образования в среднем профессиональном учебном заведении, мы определили их специфику в подготовке учителя в педагогическом колледже, в том числе и в области информатики и информационных технологий:
- адаптация студентов к будущей профессиональной деятельности;
- придание знаниям, умениям и навыкам междисциплинарного характера путем интеграции их теоретической и профессиональной подготовки;
- изучение и анализ передового педагогического опыта, инновационной деятельности ведущих преподавателей информатики;
- повышение уровня информационной культуры будущего учителя;
- усиление творческого начала в профессиональном обучении: формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;
- развитие потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенстве;
- повышение конкурентоспособности специалистов, расширение возможности трудоустройства выпускников.
Подготовку учителей в педагогическом колледже в области информатики и ИТ мы осуществляем на трех уровнях: теоретическом и прикладном в рамках дисциплины "Информатика" (1,2 курс), профессиональном - в рамках дисциплины "Информатика с методикой преподавания информатики в начальных классах" и в ходе педагогической практики (3,4 курс). На всех трех уровнях она осуществляется с учетом ее специфики - интегративности, что предполагает выявление и реализацию межпредметных связей указанных учебных дисциплин с другими в рамках учебного плана педагогического колледжа.
Необходимо отметить тот факт, что интеграционные связи информатики, а уж тем более методики преподавания информатики с другими учебными предметами мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди педагогов, методистов в понимании сущности этих связей.
Следствием этого является слабая методическая подготовка (практически ее полное отсутствие) будущих учителей в педагогических учебных заведениях, в том числе и в педагогических колледжах в данном аспекте. Выпускники этих учебных заведений, придя в школу, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.
С целью разрешения этих проблем и противоречий на занятиях по информатике и методике преподавания информатики нами рассматриваются дополнительные вопросы, раскрывающие интегративный характер информатики как науки, межпредметные связи информатики как учебного предмета и методические особенности их реализации в процессе обучения информатике в начальной школе.
Таким образом, нами спроектирована и реализуется одна из моделей целостной системы методической работы в педагогическом колледже по подготовке будущих учителей к осуществлению интегративного подхода к обучению информатике.
|