OLPC КАК МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Ярмахов Борис Борисович(yarmakhov@gmail.com)
к.ф.н., доцент
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ФСН), г. Нижний Новгород
OLPC www.laptop.org
Аннотация Созданный учеными Массачуссетского Технологического Института проект "Ноутбук каждому ребенку" (OLPC) построен на принципах конструкционизма и предполагает внедрение в практику образования модели "1 учащийся : 1 компьютер". Основным инструментом проекта является ноутбук XO - ультрапортативный компьютер с операционной системой Sugar (разработанной на основе Red Hat Linux) и предустановленным программным обеспечением, ориентированном на самостоятельную творческую работу учащегося в сотрудничестве с учителями и другими учащимися. В настоящее время в России ведутся работы по локализации программного обеспечения ноутбука, складывается сообщество заинтересованных в проекте преподавателей и ИТ специалистов.
Массачусетский Технологический Институт (MIT) сегодня является крупнейшим университетским центром, реализующим научные разработки в самых различных областях промышленности и в социальной сфере. При университете существует ряд структур, занимающихся внедрением наукоемких технологий и разработкой бизнес проектов, ориентированных на получение прибыли (Центр технологических инноваций, форум предпринимателей MIT и т.д.). Объединенный оборот всех компаний, основанных выпускниками и преподавателями MIT позволяет готовить об институте как о 24-й по величине в мире экономической системой, в которой работает 1,1 миллиона людей и ежегодный объем продаж которой по всему миру составляет 232 миллиарда долларов.
Вместе с этим, MIT является активным инициатором некоммерческих проектов, ориентированных на масштабные социально-культурные изменения. Одним из наиболее активных инициаторов такого рода проектов является Лаборатория Медиа Исследований (MediaLab). Лаборатория, основанная в 1980 году, стала крупнейшим центром конструкционизма – образовательной методологии, предполагающей освоение знания ребенком не в результате заучивания учебного материала наизусть, а в процессе его воссоздания.
С 2005 года учеными Media Lab MIT реализуется проект One Laptop Per Child (OLPC), ключевым компонентом которого является разработка и создание портативного компьютера-ноутбука для учащихся начальных классов развивающихся стран. Инициатива по созданию и внедрению в образовательную практику недорогих, но, в то же время, функциональных портативных компьютеров – ноутбуков была представлена мировому сообществу на Мировом саммите по созданию информационного общества, который прошел в ноябре 2005 года в Тунисе. Говоря о важности этого начинания, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подчеркнул: "попадая в руки детей, эти надежные и многофункциональные компьютеры помогут им быть более вовлеченными в учебный процесс. Благодаря им дети смогут осваивать учебный материал не зубрежкой, а через практику. Изменится и само образование – с их помощью дети смогут учиться друг у друга".
Ноутбук XO представляет собой ультропортативное устройство (диагональ экрана 7 дюймов), обладающее рядом преимуществ по сравнению с обычными ноутбуками. Он выполнен в прочном корпусе, водоустойчив, его экран работает в двух режимах – при комнатном и солнечном освещении. Кроме этого он может быть легко трансформирован в планшетную конструкцию, что позволяет использовать его в качестве устройства для чтения книг.
Ноутбук обладает повышенной коннективностью (за счет использования ячеистой сети). Это позволяет организовывать работу школьников в различных режимах - как в индивидуальном, так и в парном и в групповом.
Первоначальная комплектация ноутбука предполагала оснащение его мускульным генератором. Несмотря на то, что настоящее время мускульный генератор не входит в базовую комплектацию модели, он может быть поставлен в виде дополнительного устройства. Кроме того, ведутся разработки по обеспечению питания ноутбука с помощью альтернативных источников энергии (например, тягловой силы).
Проект OLPC построен на принципах свободно-распространяемого программного обеспечения. Создатели ноутбука утверждают, что их приверженность свободному программному обеспечению носит "не религиозный, но прагматический" характер, поскольку оно более соответствует образовательным потребностям.
В качестве операционной системы ноутбука используется вариант Red Hat Linux – Sugar. При создании интерфейса ноутбука его создатели осознан отходили от офисного набора метафор, характерных для "больших" коммерческих компьютеров. Понятия "рабочий стол", "приложение", "папка", "директория", привычные пользователям Windows сменили "занятие", "дневник", "мой дом" и т.д. В комплект поставки входит ряд специализированных программ ("занятий"), разработанных специально для использования их в начальной школе: Etoys – визуальное средство, созданное на базе языка LOGO, TamTam – детский мультимедийный редактор, Measure – программа для обработки данных, получаемых с помощью сенсорных датчиков, текстовый редактор Write, браузер и ряд других программ, необходимых для успешной работы школьника в современных информационных средах.
В своей работе OLPC руководствуется пятью основными принципами:
- Ноутбук должен становиться собственностью школьника, который использует его в обучении;
- Ноутбук ориентирован на школьников младшего возраста:
- Ноутбук является инструментом развития всего сообщества, в котором живет ребенок;
- Ноутбук должен обеспечить школьника максимально возможной связью;
- Он ориентирован на использование бесплатного ПО с открытым кодом (FOSS).
Предлагая предоставлять ноутбук XO в собственное пользование детям, создатели OLPC предлагают сделать следующий, по сравнению с традиционной концепцией компьютерных классов, шаг. Они считают, что для школьника младшего возраста этот ноутбук станет привычным инструментом для игры и обучения. Делая его инструментом освоения культуры и общества они, таким образом, будут способствовать позитивным изменениям в своем сообществе и своей стране.
Пилотное внедрение ноутбука OLPC осуществляется в ряде стран Африки, Азии и Латинской Америки. С осени 2007 года началось массовое внедрение ноутбука в школах Уругвая. Мониторинг проекта показывает значительное повышения мотивации обучения у школьников, которые используют ноутбук.
В настоящее время силами волонтерского сообщества ведутся работы по локализации программного обеспечения для ноутбука на русский язык. Ноутбук XO может стать ключевым средством для предотвращения "цифрового неравенства", особенно в удаленных и плохо обеспеченных компьютерной техникой регионах страны.
|