home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ЧТО ПРОФСТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МОГУТ ДАТЬ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Жеребина Ольга Георгиевна (zheo@1c.ru)
Фирма "1С", г. Москва

Аннотация
Профстандарты в области ИТ предоставляют сфере образования информацию, необходимую для создания качественных образовательных стандартов ВПО и СПО, различных учебных программ - краткосрочного обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, долгосрочного обучения, а также позволяют выстроить систему оценки качества обучения в соответствии с требованиями работодателей.

Что такое профессиональные стандарты? Профессиональные стандарты - это ориентир по профессиям в области ИТ. Это результат систематизации, идентификации и определения профессий, как традиционных, так и динамично формирующихся в бурно развивающейся ИТ-отрасли. При этом каждый профессиональный стандарт - это нормативный документ рекомендательного характера, отражающий минимально необходимые требования к профессии, должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации в соответствии с квалификационными уровнями. На данном этапе разработаны стандарты для 9-ти наиболее массовых и востребованных профессий в области ИТ:

  1. Программист;
  2. Системный архитектор;
  3. Специалист по информационным системам;
  4. Системный аналитик;
  5. Специалист по системному администрированию;
  6. Менеджер информационных технологий;
  7. Менеджер по продажам решений и сложных технических систем;
  8. Специалист по информационным ресурсам;
  9. Администратор баз данных.

Что профстандарты могут дать сфере образования? В силу единого, компетентностного, подхода к разработке профессиональных и образовательных стандартов, сведения о профессиях, представленные в профстандартах, могут быть использованы при разработке ГОС нового поколения ВПО и СПО, при составлении программ обучения в рамках профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Профстандарты предоставляют сфере образования необходимые сведения об областях профессиональной деятельности выпускников, объектах этой деятельности, ее видах и задачах, требуемых компетенциях будущих специалистов.

Каждый из профессиональных стандартов задает:

  • Общие требования по уровням квалификации;
  • Необходимый образовательный ценз (по каждому квалификационному уровню);
  • Перечень должностных обязанностей (для каждого квалификационного уровня);
  • Перечень знаний, умений и навыков, требуемых для исполнения каждой должностной обязанности (для каждого квалификационного уровня);
  • Требования к практическому опыту (количество лет);
  • Требования к необходимости сертификации (подлежит/не подлежит);
  • Необходимые качества личности (отражены в должностной обязанности "Саморазвитие" на каждом квалификационном уровне).

Для наглядности сведем информацию о требованиях каждой профессии к уровню образования в разрезе "профессия/квалификационные уровни/образование".

Требования ИТ-профессий к уровню образования
Профессия / квалификационные уровни1234567
ПрограммистСПОБ, ДСМ, ДСМ, ДСххх
Системный архитекторххБ, ДСМ, ДСМ, ДСМ, ДСх
Специалист по информационным системамСПОБ, ДСБ, ДСМ, ДСМ, ДСхх
Системный аналитикхБ, ДСМ, ДСМ, ДСМ, ДСхх
Специалист по системному администрированиюСПОБ, ДСМ, ДСМ, ДСМ, ДСхх
Менеджер информационных технологийхххМ, ДСМ, ДСМ, ДСМ, ДС
Менеджер по продажам решений и сложных технических системСПОБ, ДСБ, ДСМ, ДСМ, ДСМ, ДСМ, ДС
Специалист по информационным ресурсамНПОСПОСПОББ, ДСМ, ДСМ, ДСхх
Администратор баз данныххБ, ДСБ, ДСМ, ДСМ, ДСхх
Условные обозначения: НПО - начальное профессиональное образование; СПО - среднее профессиональное образование; Б - высшее профессиональное образование, квалификация (степень) Бакалавр; ДС - высшее профессиональное образование, квалификация (степень) Дипломированный специалист; М - высшее профессиональное образование: квалификация (степень) Магистр.

Из таблицы видно, что на первых квалификационных уровнях для пяти из перечисленных профессий востребованы выпускники системы среднего профобразования, для одной - в том числе начального. Начиная же со второго квалификационного уровня, для всех профессий требуются выпускники системы высшего профобразования. При этом во всех профстандартах также отражена потребность в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной переподготовке (для случаев непрофильного базового образования) и повышении квалификации.

Рассмотрим, как можно использовать профстандарты при разработке образовательных стандартов на примере макета ФГОС ВПО и профстандарта "Специалист по информационным системам".

Как следует из аннотации к профстандарту, специалист по информационным системам - это специалист, принимающий участие в создании и эксплуатации информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления коммерческих предприятий и бюджетных учреждений. При этом практика многих лет показала, что для создания и сопровождения названных систем в период эксплуатации необходимы специалисты широкого профиля. Они должны владеть широким спектром современных информационных технологий, навыками проектирования, программирования и сопровождения систем, пониманием предметной области автоматизируемой задачи организационного управления деятельностью (учета, анализа, планирования, контроля, реализации и т.д.), а также методами и технологиями проектного управления ведением работ.

Специалисту по информационным системам 1-го квалификационного уровня достаточно иметь среднее профессиональное образование. К специалисту со 2-го по 5-ый квалификационный уровень предъявляется требование об обязательном наличии высшего образования - либо наличие квалификации (степени) "Дипломированный специалист", либо "Бакалавр" для уровней 2-3 и "Магистр" для уровней 4-5.

Пройдем по структуре макета ФГОС ВПО и посмотрим, какая именно информация из профстандарта и как именно может быть задействована для его заполнения.

3.3 Область профессиональной деятельности выпускников_____ включает:
(Перечисляются области профессиональной деятельности, для которых ведется подготовка специалистов)
Берем информацию из раздела "Краткое описание содержания профессии "Специалист по информационным системам":
планирование, руководство и координацию различных видов деятельности в сфере создания и эксплуатации бизнес-приложений, а именно:
  • анализ требований к бизнес-приложениям;
  • определение и обеспечение реализации проектных спецификаций и архитектуры бизнес-приложений;
  • производство бизнес-приложений;
  • внедрение бизнес-приложений;
  • определение регламентов модификации, оптимизации и развития бизнес-приложений;
  • консультационную деятельность.
3.4 Объекты профессиональной деятельности выпускников
Объектами профессиональной деятельности выпускников_____ являются:

(Указываются объекты профессиональной деятельности выпускников)
Берем информацию из раздела "Краткое описание содержания профессии "Специалист по информационным системам":
программы и программные компоненты бизнес-приложений; языки и системы программирования бизнес-приложений; задания на модификацию, оптимизацию и развитие бизнес-приложений, инструментальные средства для документирования, описания, анализа и моделирования информационных и коммуникационных процессов в информационных системах; инструментальные средства управления проектами; стандарты и методы организации управления, учета и отчетности на предприятиях; стандарты и методы информационного взаимодействия систем.
3.5 Виды профессиональной деятельности выпускников:
(Указываются виды профессиональной деятельности выпускников. Например: научно-исследовательская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; проектная и др.)
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.
Добавляем к указанным в макете видам деятельности раздел "аналитическая деятельность":
проектная; аналитическая; производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская.
3.6 Задачи профессиональной деятельности выпускников
(разрабатываются с участием заинтересованных работодателей)
Как уже было отмечено выше, квалификация (степень) "Бакалавр" необходима для 2 и 3 квалификационных уровней специалиста по информационным системам, "Магистр" - для 4 и 5 уровней. Таким образом, задачи профессиональной деятельности бакалавра соответствуют должностным обязанностям 2 и 3 уровней, задачи магистра - должностным обязанностям 4 и 5 уровней профессии. Остается сгруппировать должностные обязанности профессии по видам профессиональной деятельности выпускников, указанных в п. 3.5, и кратко их переформулировать. Пример результатов такой обработки должностных обязанностей приведен в таблицах 2 и 3 соответственно.
3.6.1 Задачи профессиональной деятельности бакалавра
(Указываются задачи в соответствии с перечисленными в п.3.5 видами профессиональной деятельности)

Задачи профессиональной деятельности БАКАЛАВРА из Должностных обязанностей
2-го и 3-го квалификационных уровней профстандарта "Специалист по информационным системам"

Должностные обязанности 2 и 3 квалификационных уровней из профстандарта "Специалист по информационным системам"Задачи бакалавра
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Проведение экспресс-обследования;
  • Формализация предметной области проекта и требований пользователей заказчика по результатам экспресс-обследования
  • Формирование внутренней документации по результатам выполнения работ;
  • Сбор детальной информации для формализации предметной области проекта и требований пользователей заказчика;
  • Интервьюирование ключевых сотрудников заказчика для получения детальной информации для формализации предметной области проекта и требований пользователей заказчика;
  • Проведение работ по описанию устройства и информационного обеспечения бизнес-процессов предприятия заказчика;
  • Формирование требований к организации системы управления заказчика в области бизнес-задачи;
  • Формирование требований к информационной системе;
  • Проведение работ по описанию реализации бизнес-процессов предприятия заказчика в информационной системе;
  • Формирование требований к содержанию работ;
  • Формирование требований к итоговым и промежуточным результатам работ;
  • Составление технического задания на разработку информационной системы;
  • Прототипирование информационной системы;
  • Программирование в ходе разработки информационной системы;
  • Создание документации по эксплуатации информационной системы;
  • Проведение внутреннего тестирования информационной системы;
  • Проведение и анализ экспертного тестирования информационной системы на этапе опытной эксплуатации;
  • Устранение замечаний пользователей по результатам экспертного тестирования информационной системы на этапе опытной эксплуатации.
Проведение обследования прикладной области задачи автоматизации; формализация предметной области проекта и требований к информационной системе; описание бизнес-процессов прикладной области "как есть" и "как должно быть"; формирование требований к информационной системе; составление технического задания на разработку информационной системы; прототипирование, программирование, тестирование и внутреннее документирование информационной системы; разработка документации для пользователей
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Анализ требований к информационной системе;
  • Разработка вариантов решения выявленных бизнес-задач на основе результатов экспресс-обследования;
  • Оценка и выбор информационной системы для решения бизнес-задач заказчика;
  • Формирование требований к используемым технологиям и методикам выполнения работ;
  • Участие в разработке и совершенствовании методик обучения пользователей информационной системы.
Анализ требований к информационной системе; разработка вариантов реализации информационной системы; анализ и выбор современных технологий и методик выполнения работ по реализации информационной системы; оценка качества, надежности и эффективности информационной системы
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Инсталляция и администрирование информационных систем;
  • Настройка параметров информационной системы;
  • Интеграция информационной системы с аппаратно-программными комплексами заказчика;
  • Техническое сопровождение информационной системы в процессе ее эксплуатации.
Инсталляция, администрирование, настройка информационных систем; реализации интеграции информационных систем с используемыми аппаратно-программными комплексами; техническое сопровождение информационных систем в процессе их эксплуатации
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Участие в проведении переговоров с заказчиком и выяснении его первоначальных потребностей и бизнес-задач;
  • Участие в составлении коммерческого предложения с вариантами решения;
  • Презентация коммерческого предложения заказчику;
  • Содействие заказчику в выборе варианта решения по построению информационной системы;
  • Взаимодействие с заказчиком в процессе реализации проекта;
  • Проведение обучения и аттестации пользователей информационной системы;
  • Консультирование пользователей в процессе эксплуатации информационной системы;
  • Участие в согласовании пакета договорных документов;
  • Управление частью команды исполнителей проекта;
  • Управление расписанием проекта;
  • Управление работами по инсталляции и администрированию информационных систем.
Участие в переговорах с заказчиком на этапе инициации проекта и в процессе его реализации; презентации вариантов решений и результатов реализации проектов; консультирование, обучение и аттестация пользователей в процессе внедрения и эксплуатации информационной системы; управление подпроектами (самостоятельными частями проекта); участие в организации и управлении работами по техническому сопровождению информационных систем
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Из перечня умений для должностной обязанности "Саморазвитие":
  • Совершенствовать объективность восприятия, гибкость мышления, системность мышления, нацеленность на результат, инициативность, обучаемость, умение принимать других, уверенность в себе, ответственность, адаптивность, аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность, коммуникабельность, стрессоустойчивость;
  • Передавать знания и опыт работы;
  • Анализировать собственный профессиональный опыт и совершенствовать свою деятельность;
  • " Осваивать новые методы и технологии в области информационных систем и управления проектами;
  • Читать профессиональную литературу.
Использование системного подхода к построению информационных систем; подготовка обзоров на основе собственного профессионального опыта и изучения современного отечественного и зарубежного опыта в области информационных технологий и управления проектами

3.6.2 Задачи профессиональной деятельности магистра
(Указываются задачи, развивающие и дополняющие задачи предшествующего уровня высшего профессионального образования в соответствии с перечисленными в п. 3.5 видами профессиональной деятельности)

Задачи профессиональной деятельности МАГИСТРА из Должностных обязанностей 4-го и 5-го квалификационных уровней профстандарта "Специалист по информационным системам"

Должностные обязанности 4 и 5 квалификационных уровней из профстандарта "Специалист по информационным системам"Задачи магистра
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Анализ бизнес-процессов предприятия заказчика и их информационного обеспечения с выявлением проблем;
  • Анализ результатов экспертного тестирования информационной системы на этапе опытной эксплуатации;
  • Формирование рекомендаций по оптимизации бизнес-процессов заказчика;
  • Разработка концепции будущей информационной системы заказчика
Комплексный анализ проблем в организации работы предприятия заказчика и выявление причин их возникновения; разработка вариантов повышения эффективности деятельности предприятия с использованием возможностей информационных систем; формирование рекомендаций по реинжинирингу и оптимизации бизнес-процессов предприятия заказчика; разработка вариантов реализации бизнес-задач и технических требований заказчика в программно-аппаратном комплексе
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Методологическое обеспечение ведения работ в проекте;
  • Методологическое обеспечение управления проектом;
  • Разработка методики обучения и аттестации пользователей информационной системы;
  • Разработка методики экспертного тестирования информационной системы на этапе опытной эксплуатации.
Анализ и выбор методологий ведения работ и управления проектами; анализ и обоснование архитектуры разрабатываемой информационной системы заказчика; анализ и разработка методик обучения и аттестации пользователей информационной системы; анализ и разработка методик экспертного тестирования информационной системы на этапе опытной эксплуатации
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Интеграция информационной системы с аппаратно-программными комплексами заказчика
Интеграция информационной системы с аппаратно-программными комплексами заказчика на основе современных технологических средств и стандартов
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Управление портфелем проектов;
  • Управление проектами;
  • Проведение переговоров с заказчиком и выяснение его первоначальных потребностей и бизнес-задач;
  • Составление коммерческого предложения с вариантами решения;
  • Содействие заказчику в выборе варианта решения с использованием информационной системы;
  • Участие в подготовке пакета договорных документов.
Организация управления проектами в целях основной стратегии компании на основе современных стандартов и методик управления портфелем проектов; управление проектами с использованием технологий проектного управления; управление ИТ-персоналом; ведение переговоров с заказчиками по ключевым вопросам реализации проектов; организация и управление работами по сопровождению информационных систем; консультирование предприятий по вопросам повышения эффективности их деятельности за счет применения информационных технологий (ИТ-консалтинг)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Из перечня умений для должностной обязанности "Саморазвитие":
  • Участвовать в конференциях, семинарах, симпозиумах;
  • Передавать знания и опыт работы;
  • Анализировать собственный профессиональный опыт и совершенствовать свою деятельность;
  • Осваивать новые методы и технологии в области информационных систем и управления проектами;
  • Читать профессиональную литературу.
Анализ достижений в области информационных технологий, управления проектами, управления портфелями и программами проектов, ИТ-консалтинга; исследование сферы применения различных ИТ-стандартов; анализ и адаптация методик управления ИТ-сервисами, методик управления проектными рисками, методик оценки экономической и технологической эффективности информационных систем и ИТ-сервисов; разработка методических материалов и подготовка публикаций по темам работы

Модель компетенций выпускника, согласно макету ФГОС ВПО, складывается из 2 групп компетенций:

  • универсальные: общенаучные (ОНК), инструментальные (ИК), социально-личностные и общекультурные (СЛК);
  • профессиональные: проектная; аналитическая; производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская.

В ходе разработки профессионального стандарта "Специалист по информационным системам" была использована модель областей компетенций, представленная на рис. 1. При этом Специалисты по информационным системам могут быть как внешними поставщиками услуг, так и сотрудниками предприятия заказчика.

Были выделены 5 областей компетенций:

  1. Современные информационные технологии;
  2. Макро- и микроэкономика (функционирование предприятий на рынке);
  3. Особенности отрасли, вида деятельности предприятий-заказчиков;
  4. Взаимодействие с заказчиком: предприятием в целом и его представителями (коммуникативные навыки);
  5. Управление проектами, организация работ (в том числе технологии проектного внедрения).

Модель областей компетенций, используемая при разработке профстандарта Специалист по информационным системам

Хочется особо отметить огромную востребованность наряду с традиционными знаниями в области информационных технологий таких универсальных компетенций выпускников, как:

  • коммуникативные навыки;
  • способность эффективно работать в команде;
  • способность проводить обучение и консультирование взрослых;
  • способность управлять проектами;
а также подчеркнуть важность и актуальность ряда профессиональных компетенций:
  • владение спецификой предметной области субъекта автоматизации;
  • способность диагностировать область задач автоматизации и бизнес-процессы субъекта автоматизации;
  • способность проектировать оптимальный вариант информационной системы в соответствии с требованиями бизнес-задачи;
  • способность осуществлять сопровождение информационной системы на всех этапах ее жизненного цикла.

Для каждой из перечисленных областей компетенций в профстандарте представлены перечни знаний, умений, навыков, свойств личности, требуемых для успешной реализации должностных обязанностей на каждом квалификационном уровне, при этом, разумеется, их необходимо трансформировать в формат модели компетенций образовательного стандарта.

Таким образом, мы видим, что профессиональный стандарт "Специалист по информационным системам" через описания должностных обязанностей и соответствующих им знаний, умений и навыков, свойств личности содержит детальную расшифровку всех востребованных групп профессиональных компетенций, а также большинства универсальных компетенций, необходимых выпускнику для эффективной реализации своих рабочих задач в трудовом коллективе.

Литература

  1. Профессиональные стандарты в области информационных технологий, http://www.apkit.ru/default.asp?artID=5573
  2. Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm
  3. Методические рекомендации по разработке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Проект - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМО и НМС высшей школы, 2007. - 30 с
  4. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект Tuning) / Под научн. ред. В.И. Байденко - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga