ЧТО ПРОФСТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МОГУТ ДАТЬ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Жеребина Ольга Георгиевна (zheo@1c.ru)
Фирма "1С", г. Москва
Аннотация Профстандарты в области ИТ предоставляют сфере образования информацию, необходимую для создания качественных образовательных стандартов ВПО и СПО, различных учебных программ - краткосрочного обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, долгосрочного обучения, а также позволяют выстроить систему оценки качества обучения в соответствии с требованиями работодателей.
Что такое профессиональные стандарты? Профессиональные стандарты - это ориентир по профессиям в области ИТ. Это результат систематизации, идентификации и определения профессий, как традиционных, так и динамично формирующихся в бурно развивающейся ИТ-отрасли. При этом каждый профессиональный стандарт - это нормативный документ рекомендательного характера, отражающий минимально необходимые требования к профессии, должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации в соответствии с квалификационными уровнями. На данном этапе разработаны стандарты для 9-ти наиболее массовых и востребованных профессий в области ИТ:
- Программист;
- Системный архитектор;
- Специалист по информационным системам;
- Системный аналитик;
- Специалист по системному администрированию;
- Менеджер информационных технологий;
- Менеджер по продажам решений и сложных технических систем;
- Специалист по информационным ресурсам;
- Администратор баз данных.
Что профстандарты могут дать сфере образования? В силу единого, компетентностного, подхода к разработке профессиональных и образовательных стандартов, сведения о профессиях, представленные в профстандартах, могут быть использованы при разработке ГОС нового поколения ВПО и СПО, при составлении программ обучения в рамках профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Профстандарты предоставляют сфере образования необходимые сведения об областях профессиональной деятельности выпускников, объектах этой деятельности, ее видах и задачах, требуемых компетенциях будущих специалистов.
Каждый из профессиональных стандартов задает:
- Общие требования по уровням квалификации;
- Необходимый образовательный ценз (по каждому квалификационному уровню);
- Перечень должностных обязанностей (для каждого квалификационного уровня);
- Перечень знаний, умений и навыков, требуемых для исполнения каждой должностной обязанности (для каждого квалификационного уровня);
- Требования к практическому опыту (количество лет);
- Требования к необходимости сертификации (подлежит/не подлежит);
- Необходимые качества личности (отражены в должностной обязанности "Саморазвитие" на каждом квалификационном уровне).
Для наглядности сведем информацию о требованиях каждой профессии к уровню образования в разрезе "профессия/квалификационные уровни/образование".
Требования ИТ-профессий к уровню образования
Профессия / квалификационные уровни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Программист | СПО | Б, ДС | М, ДС | М, ДС | х | х | х |
Системный архитектор | х | х | Б, ДС | М, ДС | М, ДС | М, ДС | х |
Специалист по информационным системам | СПО | Б, ДС | Б, ДС | М, ДС | М, ДС | х | х |
Системный аналитик | х | Б, ДС | М, ДС | М, ДС | М, ДС | х | х |
Специалист по системному администрированию | СПО | Б, ДС | М, ДС | М, ДС | М, ДС | х | х |
Менеджер информационных технологий | х | х | х | М, ДС | М, ДС | М, ДС | М, ДС |
Менеджер по продажам решений и сложных технических систем | СПО | Б, ДС | Б, ДС | М, ДС | М, ДС | М, ДС | М, ДС |
Специалист по информационным ресурсам | НПО | СПО | СПО | Б | Б, ДС | М, ДС | М, ДС | х | х |
Администратор баз данных | х | Б, ДС | Б, ДС | М, ДС | М, ДС | х | х |
Условные обозначения: НПО - начальное профессиональное образование; СПО - среднее профессиональное образование; Б - высшее профессиональное образование, квалификация (степень) Бакалавр; ДС - высшее профессиональное образование, квалификация (степень) Дипломированный специалист; М - высшее профессиональное образование: квалификация (степень) Магистр. |
Из таблицы видно, что на первых квалификационных уровнях для пяти из перечисленных профессий востребованы выпускники системы среднего профобразования, для одной - в том числе начального. Начиная же со второго квалификационного уровня, для всех профессий требуются выпускники системы высшего профобразования. При этом во всех профстандартах также отражена потребность в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной переподготовке (для случаев непрофильного базового образования) и повышении квалификации.
Рассмотрим, как можно использовать профстандарты при разработке образовательных стандартов на примере макета ФГОС ВПО и профстандарта "Специалист по информационным системам".
Как следует из аннотации к профстандарту, специалист по информационным системам - это специалист, принимающий участие в создании и эксплуатации информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления коммерческих предприятий и бюджетных учреждений. При этом практика многих лет показала, что для создания и сопровождения названных систем в период эксплуатации необходимы специалисты широкого профиля. Они должны владеть широким спектром современных информационных технологий, навыками проектирования, программирования и сопровождения систем, пониманием предметной области автоматизируемой задачи организационного управления деятельностью (учета, анализа, планирования, контроля, реализации и т.д.), а также методами и технологиями проектного управления ведением работ.
Специалисту по информационным системам 1-го квалификационного уровня достаточно иметь среднее профессиональное образование. К специалисту со 2-го по 5-ый квалификационный уровень предъявляется требование об обязательном наличии высшего образования - либо наличие квалификации (степени) "Дипломированный специалист", либо "Бакалавр" для уровней 2-3 и "Магистр" для уровней 4-5.
Пройдем по структуре макета ФГОС ВПО и посмотрим, какая именно информация из профстандарта и как именно может быть задействована для его заполнения.
3.3 Область профессиональной деятельности выпускников_____ включает:
(Перечисляются области профессиональной деятельности, для которых ведется подготовка специалистов) |
| Берем информацию из раздела "Краткое описание содержания профессии "Специалист по информационным системам":
планирование, руководство и координацию различных видов деятельности в сфере создания и эксплуатации бизнес-приложений, а именно:
- анализ требований к бизнес-приложениям;
- определение и обеспечение реализации проектных спецификаций и архитектуры бизнес-приложений;
- производство бизнес-приложений;
- внедрение бизнес-приложений;
- определение регламентов модификации, оптимизации и развития бизнес-приложений;
- консультационную деятельность.
| |
3.4 Объекты профессиональной деятельности выпускников Объектами профессиональной деятельности выпускников_____ являются:
(Указываются объекты профессиональной деятельности выпускников) |
| Берем информацию из раздела "Краткое описание содержания профессии "Специалист по информационным системам":
программы и программные компоненты бизнес-приложений; языки и системы программирования бизнес-приложений; задания на модификацию, оптимизацию и развитие бизнес-приложений, инструментальные средства для документирования, описания, анализа и моделирования информационных и коммуникационных процессов в информационных системах; инструментальные средства управления проектами; стандарты и методы организации управления, учета и отчетности на предприятиях; стандарты и методы информационного взаимодействия систем. | |
3.5 Виды профессиональной деятельности выпускников:
(Указываются виды профессиональной деятельности выпускников. Например: научно-исследовательская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; проектная и др.)
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.
|
| Добавляем к указанным в макете видам деятельности раздел "аналитическая деятельность":
проектная; аналитическая; производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская. | |
3.6 Задачи профессиональной деятельности выпускников
(разрабатываются с участием заинтересованных работодателей) |
| Как уже было отмечено выше, квалификация (степень) "Бакалавр" необходима для 2 и 3 квалификационных уровней специалиста по информационным системам, "Магистр" - для 4 и 5 уровней. Таким образом, задачи профессиональной деятельности бакалавра соответствуют должностным обязанностям 2 и 3 уровней, задачи магистра - должностным обязанностям 4 и 5 уровней профессии. Остается сгруппировать должностные обязанности профессии по видам профессиональной деятельности выпускников, указанных в п. 3.5, и кратко их переформулировать. Пример результатов такой обработки должностных обязанностей приведен в таблицах 2 и 3 соответственно. | |
3.6.1 Задачи профессиональной деятельности бакалавра
(Указываются задачи в соответствии с перечисленными в п.3.5 видами профессиональной деятельности) |
Задачи профессиональной деятельности БАКАЛАВРА из Должностных обязанностей
2-го и 3-го квалификационных уровней профстандарта "Специалист по информационным системам"
Должностные обязанности 2 и 3 квалификационных уровней из профстандарта "Специалист по информационным системам" | Задачи бакалавра |
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
- Проведение экспресс-обследования;
- Формализация предметной области проекта и требований пользователей заказчика по результатам экспресс-обследования
- Формирование внутренней документации по результатам выполнения работ;
- Сбор детальной информации для формализации предметной области проекта и требований пользователей заказчика;
- Интервьюирование ключевых сотрудников заказчика для получения детальной информации для формализации предметной области проекта и требований пользователей заказчика;
- Проведение работ по описанию устройства и информационного обеспечения бизнес-процессов предприятия заказчика;
- Формирование требований к организации системы управления заказчика в области бизнес-задачи;
- Формирование требований к информационной системе;
- Проведение работ по описанию реализации бизнес-процессов предприятия заказчика в информационной системе;
- Формирование требований к содержанию работ;
- Формирование требований к итоговым и промежуточным результатам работ;
- Составление технического задания на разработку информационной системы;
- Прототипирование информационной системы;
- Программирование в ходе разработки информационной системы;
- Создание документации по эксплуатации информационной системы;
- Проведение внутреннего тестирования информационной системы;
- Проведение и анализ экспертного тестирования информационной системы на этапе опытной эксплуатации;
- Устранение замечаний пользователей по результатам экспертного тестирования информационной системы на этапе опытной эксплуатации.
| Проведение обследования прикладной области задачи автоматизации; формализация предметной области проекта и требований к информационной системе; описание бизнес-процессов прикладной области "как есть" и "как должно быть"; формирование требований к информационной системе; составление технического задания на разработку информационной системы; прототипирование, программирование, тестирование и внутреннее документирование информационной системы; разработка документации для пользователей |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
- Анализ требований к информационной системе;
- Разработка вариантов решения выявленных бизнес-задач на основе результатов экспресс-обследования;
- Оценка и выбор информационной системы для решения бизнес-задач заказчика;
- Формирование требований к используемым технологиям и методикам выполнения работ;
- Участие в разработке и совершенствовании методик обучения пользователей информационной системы.
|
Анализ требований к информационной системе; разработка вариантов реализации информационной системы; анализ и выбор современных технологий и методик выполнения работ по реализации информационной системы; оценка качества, надежности и эффективности информационной системы |
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
- Инсталляция и администрирование информационных систем;
- Настройка параметров информационной системы;
- Интеграция информационной системы с аппаратно-программными комплексами заказчика;
- Техническое сопровождение информационной системы в процессе ее эксплуатации.
|
Инсталляция, администрирование, настройка информационных систем; реализации интеграции информационных систем с используемыми аппаратно-программными комплексами; техническое сопровождение информационных систем в процессе их эксплуатации |
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
- Участие в проведении переговоров с заказчиком и выяснении его первоначальных потребностей и бизнес-задач;
- Участие в составлении коммерческого предложения с вариантами решения;
- Презентация коммерческого предложения заказчику;
- Содействие заказчику в выборе варианта решения по построению информационной системы;
- Взаимодействие с заказчиком в процессе реализации проекта;
- Проведение обучения и аттестации пользователей информационной системы;
- Консультирование пользователей в процессе эксплуатации информационной системы;
- Участие в согласовании пакета договорных документов;
- Управление частью команды исполнителей проекта;
- Управление расписанием проекта;
- Управление работами по инсталляции и администрированию информационных систем.
|
Участие в переговорах с заказчиком на этапе инициации проекта и в процессе его реализации; презентации вариантов решений и результатов реализации проектов; консультирование, обучение и аттестация пользователей в процессе внедрения и эксплуатации информационной системы; управление подпроектами (самостоятельными частями проекта); участие в организации и управлении работами по техническому сопровождению информационных систем |
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Из перечня умений для должностной обязанности "Саморазвитие":
- Совершенствовать объективность восприятия, гибкость мышления, системность мышления, нацеленность на результат, инициативность, обучаемость, умение принимать других, уверенность в себе, ответственность, адаптивность, аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность, коммуникабельность, стрессоустойчивость;
- Передавать знания и опыт работы;
- Анализировать собственный профессиональный опыт и совершенствовать свою деятельность;
- " Осваивать новые методы и технологии в области информационных систем и управления проектами;
- Читать профессиональную литературу.
|
Использование системного подхода к построению информационных систем; подготовка обзоров на основе собственного профессионального опыта и изучения современного отечественного и зарубежного опыта в области информационных технологий и управления проектами |
3.6.2 Задачи профессиональной деятельности магистра
(Указываются задачи, развивающие и дополняющие задачи предшествующего уровня высшего профессионального образования в соответствии с перечисленными в п. 3.5 видами профессиональной деятельности) |
Задачи профессиональной деятельности МАГИСТРА из Должностных обязанностей 4-го и 5-го квалификационных уровней профстандарта "Специалист по информационным системам"
Должностные обязанности 4 и 5 квалификационных уровней из профстандарта "Специалист по информационным системам" | Задачи магистра |
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
- Анализ бизнес-процессов предприятия заказчика и их информационного обеспечения с выявлением проблем;
- Анализ результатов экспертного тестирования информационной системы на этапе опытной эксплуатации;
- Формирование рекомендаций по оптимизации бизнес-процессов заказчика;
- Разработка концепции будущей информационной системы заказчика
|
Комплексный анализ проблем в организации работы предприятия заказчика и выявление причин их возникновения; разработка вариантов повышения эффективности деятельности предприятия с использованием возможностей информационных систем; формирование рекомендаций по реинжинирингу и оптимизации бизнес-процессов предприятия заказчика; разработка вариантов реализации бизнес-задач и технических требований заказчика в программно-аппаратном комплексе |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
- Методологическое обеспечение ведения работ в проекте;
- Методологическое обеспечение управления проектом;
- Разработка методики обучения и аттестации пользователей информационной системы;
- Разработка методики экспертного тестирования информационной системы на этапе опытной эксплуатации.
|
Анализ и выбор методологий ведения работ и управления проектами; анализ и обоснование архитектуры разрабатываемой информационной системы заказчика; анализ и разработка методик обучения и аттестации пользователей информационной системы; анализ и разработка методик экспертного тестирования информационной системы на этапе опытной эксплуатации |
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
- Интеграция информационной системы с аппаратно-программными комплексами заказчика
|
Интеграция информационной системы с аппаратно-программными комплексами заказчика на основе современных технологических средств и стандартов |
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
- Управление портфелем проектов;
- Управление проектами;
- Проведение переговоров с заказчиком и выяснение его первоначальных потребностей и бизнес-задач;
- Составление коммерческого предложения с вариантами решения;
- Содействие заказчику в выборе варианта решения с использованием информационной системы;
- Участие в подготовке пакета договорных документов.
|
Организация управления проектами в целях основной стратегии компании на основе современных стандартов и методик управления портфелем проектов; управление проектами с использованием технологий проектного управления; управление ИТ-персоналом; ведение переговоров с заказчиками по ключевым вопросам реализации проектов; организация и управление работами по сопровождению информационных систем; консультирование предприятий по вопросам повышения эффективности их деятельности за счет применения информационных технологий (ИТ-консалтинг) |
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Из перечня умений для должностной обязанности "Саморазвитие":
- Участвовать в конференциях, семинарах, симпозиумах;
- Передавать знания и опыт работы;
- Анализировать собственный профессиональный опыт и совершенствовать свою деятельность;
- Осваивать новые методы и технологии в области информационных систем и управления проектами;
- Читать профессиональную литературу.
|
Анализ достижений в области информационных технологий, управления проектами, управления портфелями и программами проектов, ИТ-консалтинга; исследование сферы применения различных ИТ-стандартов; анализ и адаптация методик управления ИТ-сервисами, методик управления проектными рисками, методик оценки экономической и технологической эффективности информационных систем и ИТ-сервисов; разработка методических материалов и подготовка публикаций по темам работы |
Модель компетенций выпускника, согласно макету ФГОС ВПО, складывается из 2 групп компетенций:
- универсальные: общенаучные (ОНК), инструментальные (ИК), социально-личностные и общекультурные (СЛК);
- профессиональные: проектная; аналитическая; производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская.
В ходе разработки профессионального стандарта "Специалист по информационным системам" была использована модель областей компетенций, представленная на рис. 1. При этом Специалисты по информационным системам могут быть как внешними поставщиками услуг, так и сотрудниками предприятия заказчика.
Были выделены 5 областей компетенций:
- Современные информационные технологии;
- Макро- и микроэкономика (функционирование предприятий на рынке);
- Особенности отрасли, вида деятельности предприятий-заказчиков;
- Взаимодействие с заказчиком: предприятием в целом и его представителями (коммуникативные навыки);
- Управление проектами, организация работ (в том числе технологии проектного внедрения).
Хочется особо отметить огромную востребованность наряду с традиционными знаниями в области информационных технологий таких универсальных компетенций выпускников, как:
- коммуникативные навыки;
- способность эффективно работать в команде;
- способность проводить обучение и консультирование взрослых;
- способность управлять проектами;
а также подчеркнуть важность и актуальность ряда профессиональных компетенций:
- владение спецификой предметной области субъекта автоматизации;
- способность диагностировать область задач автоматизации и бизнес-процессы субъекта автоматизации;
- способность проектировать оптимальный вариант информационной системы в соответствии с требованиями бизнес-задачи;
- способность осуществлять сопровождение информационной системы на всех этапах ее жизненного цикла.
Для каждой из перечисленных областей компетенций в профстандарте представлены перечни знаний, умений, навыков, свойств личности, требуемых для успешной реализации должностных обязанностей на каждом квалификационном уровне, при этом, разумеется, их необходимо трансформировать в формат модели компетенций образовательного стандарта.
Таким образом, мы видим, что профессиональный стандарт "Специалист по информационным системам" через описания должностных обязанностей и соответствующих им знаний, умений и навыков, свойств личности содержит детальную расшифровку всех востребованных групп профессиональных компетенций, а также большинства универсальных компетенций, необходимых выпускнику для эффективной реализации своих рабочих задач в трудовом коллективе.
Литература
- Профессиональные стандарты в области информационных технологий, http://www.apkit.ru/default.asp?artID=5573
- Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm
- Методические рекомендации по разработке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Проект - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМО и НМС высшей школы, 2007. - 30 с
- Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект Tuning) / Под научн. ред. В.И. Байденко - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006
|