home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ (НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

Жилко Елена Павловна (jilko00@mail.ru)
старший преподаватель
Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, г. Уфа

В Конституции Российской Федерации отмечается, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации и обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Государственная политика в области образования основывается на гуманистических принципах образования:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников и другие.

Традиционная дидактическая теория видит свою важнейшую задачу в том, чтобы приобщить обучающихся к обобщенному и ситематизированному опыту человечества. Из этого вытекает утверждение ведущей роли теоретических знаний в содержании обучения, ориентация на усвоение основ наук. Однако это создает опасность одностороннего интеллектуализма, давно осознанную советскими дидактами. Для того, чтобы ее избежать, был сформулирован принцип связи теории и практики. Отсюда известное требование органически связывать теорию с личной практикой обучающихся: лабораторно-практические занятия, конструирование приборов, моделей, производительный труд, общественно полезная работа. Однако, как показывает весь опыт образования, это не устраняет формализма и недейственности знаний. Теория и практика разошлись вместе с разделением труда [3].

Исходя из этих положений, вытекает необходимость построения дидактической системы, основанной на гуманистических принципах с поддержкой современных достижений в области компьютерных и информационных технологий. Наиболее подходящим вариантом на наш взгляд у студентов педагогического вуза на занятиях по предмету Современные Информационные и Коммуникационные технологии в образовании является использование проектной технологии. Данный предмет изучается студентами на старших курсах, когда начинает складываться свой педагогический опыт. Это позволяет интегрировать их знания в области педагогики и специалитета при создании учебно-методических проектов.

Такой подход отражает содержание профессиональной образовательной программы, направленной на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и способствует качественному образованию; через развитие межпредметных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.

Проектная технология позволяет студентам развивать интеллект, волю, ответственность, профессионализм и другие качества позволяющие реализовать им себя в любой сфере деятельности в том числе и педагогической.

В то же время проектная технология способствует развитию мобильности студентов, в том числе и виртуальной, готовых к переустройству общественной жизни, производства, сохранению культуры, экономики, правопорядка. Дидактическая система, построенная на проектной технологии, выступает ведущим фактором в развитии социальной мобильности студентов, помогая стать им более энергичными, трудолюбивыми, способными и профессионально подготовленными людьми, имеющими больше шансов заработать больший объем социальных благ. Не стоит забывать и о воспитательной стороне применения дидактической системы, основанной на проектной технологии. Речь идет о формировании личности, способной самостоятельно найти пути самореализации, самосовершенствования, избежать "застревания" в периодах возрастных и профессиональных кризисов.

Проектная технология позволяет внести свои коррективы и при разрешении противоречия современной системы образования между быстрым темпом приращения знаний в мире и ограниченными возможностями их усвоения отдельно взятым человеком. На эту особенность как на противоречие указывает Г.Д.Бухарова, отмечая, что оно заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека. Именно способности рассматриваются психологами как субъективные условия успешного осуществления определенного рода деятельности и предпосылки профессиональной мобильности, поскольку они хотя и непосредственно не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности [1,254].

Опыт использования дидактической системы формирования информационной компетентности, построенной на проектной технологии, в среде профессионального педагогического образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:

  • формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы;
  • воспитывать системное мышление будущих учителей, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
  • давать целостное представление о профессиональной педагогической деятельности и ее крупных фрагментах;
  • учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива, общества в целом;
  • овладевать методами моделирования, в том числе и социального.

Следует отметить, что при организации занятий по информационным технологиям мы исходили из того, что ситуация может приобрести проблемный характер, если

  • имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить;
  • требуется установить сходство и различия;
  • важно установить причинно-следственные связи;
  • необходимо обосновать выбор;
  • требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта - теоретическими закономерностями;
  • стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

Справедливость этого тезиса можно подтвердить на примере проблемного обучения, с помощью системы понятий, положений и выводов, сформулированной в теории проблемного обучения в работах В. Оконя, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, а еще раньше - С.Л. Рубинштейна.

Дидактическая система, построенная на проектной технологии опирается на теорию деятельности, разработанную в отечественной психолого-педагогической науке (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.) является наиболее развитой и в наибольшей мере отвечающей потребностям перестройки образовательных процессов. В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира, которые созданы развитием человеческой культуры. Процесс деятельности одновременно является процессом формирования человеческих способностей и функций, единицей деятельности выступает предметное действие [5].

Проектная технология, лежащая в основе нашей дидактической системы включает проектирование исследовательской деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • изучение теории, связанной с выбранной темой;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала;
  • его анализ и обобщение;
  • собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности студентов при работе по созданию проектов являются:

  • Проблемно-реферативный - аналитическое представление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования путей ее решения;
  • Аналитико-систематизирующий - наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  • Проектно-поисковый - поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Завершающим этапом исследовательской деятельности студентов является представление исследований. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура. Наиболее популярными на современных конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы [2].

Классификация творческих работ студентов в области естественных и гуманитарных наук, представленных на итоговом занятии позволяет выделить следующие типы творческих работ:

Реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Пример: "Современные представления о проблеме озоновых дыр".

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Пример: "Исследование зависимости окраса листьев растений в зависимости от освещенности помещения".

Проектные - творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т. д.). Могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата. Пример: "Установление географического места, имеющего отражение основных признаков всех климатических поясов". Одной из разновидностей проектных работ являются работы социально-экологической направленности, результатом которых является формирование общественного мнения по поводу проблем загрязнения окружающей среды. Пример: "Какую воду мы пьем?".

Натуралистические описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике с фиксацией результата. При этом не выдвигается каких-либо гипотез и не делается попыток интерпретации результата. Пример: "Учет количества видов растений в городском парке".

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Пример: "Изучение особенностей геологической истории своего района".

Используя широкие вычислительные и изобразительные возможности компьютера, студенты моделируют различные искусственные и реальные явления, процессы, ситуации[6].

По завершении работы с проектами студенты демонстрируют навыки работы с современными информационными технологиями и техническими средствами, поддерживающими этот вид деятельности, а также такие личностные качества, как умение излагать свои мысли кратко и содержательно, аргументировано отстаивать свои идеи, креативность мышления, умение слушать, выделять сильные и слабые стороны своей работы и работ, выполненных другими студентами и т.д.

Использование данной дидактической системы реализует основные положения подготовки студентов педагогического университета к жизни и работе в информатизированном обществе, где доминирующее место в деятельности людей, занимают процессы, связанные со сбором, хранением, систематизацией и обработкой информации, с использованием современных информационных технологий и средств.

Литература

  1. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. - Уфа: Восточный университет, 2006. - 460 с
  2. Аникина Е.В. "Там на неведомых дорожках…" с.88-89. Алхимия проекта: Метод. Разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel "Обучение для будущего"/ Под ред. Ястребцевой Е.Н. и Быховского Я.С. - М., 2004 (Секция "Школьный сектор", конференция Ассоциации РЕЛАРН, Самара-Волгоград-Астрахань, 30 мая - 4 июня). - 164 с
  3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие.- М.: Высш. шк., 1991.-207 с. ил.
  4. Конституции Российской Федерации
  5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М,, 1981
  6. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент//Педагогика, 1996. №5.С.14-45
  7. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С., - Мн.: "Соврем. Слово", 2001. - 928 с. С.323
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga