ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО ИТ-ДИСЦИПЛИНАМ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Автор: Еремин Леонид Васильевич, кандидат экономических наук, доцент
Финансовый университет при Правительстве РФ
Оценивается текущее состояние процесса обучения специалистов управления по ИТ-дисциплинам. Рассматриваются возможные пути совершенствования программ подготовки управленцев как профессиональных пользователей ин-формационных технологий с учетом требований системного подхода и пер-спектив развития организационных форм использования компьютерных систем.

Необходимость полноценной интеграции России в между­народную систему экономических отношений, обуславливает повышенные требования к уровню подготовки отечественных специалистов управления. В частности, одним из них - является владение современными информационными технологиями на уровне профессиональных пользователей.

И в этом плане перед сегодня вузами стоят достаточно сложные проблемы. Частично это вызвано внешними факторами:

  • падением уровня общего образования (по данным PISA, Россия на протяжении последних 10 лет неизменно находится, в третьей, низшей группе обследованных стран);
  • все еще достаточно низким уровнем школьной подготовки по Информатике, одной из причин чего является ее непрофильный характер для поступления в вузы по большинству специальностей.  

Частично - внутривузовскими факторами, например, все еще недостаточной оснащенностью вузов компьютерными аудиториями. Следствием чего является,  слабая информатизация предметов по основным специальностям.

И это при том, что в настоящее время (исходя из опыта последних 10-ти лет чтения курса «Современные информационные технологии обучения» в ИПКП Финансового университета) многие преподаватели специальных дисциплин достаточно хорошо владеют современными профессиональными ППП.

Более того, некоторые из них сами успешно готовят компьютерные решения задач, используя возможности таких распространенных программно-инструментальных средств, как Excel [1]. 

В этих условиях ИТ-кафедры вынуждены тратить много времени: на ликвидацию «прорех» школьного ИТ-образования; на обучение студентов работе с профессиональными пакетами, хотя это могли бы делать непосредственно преподаватели профильных дисциплин (например, бухгалтера – учить бухгалтерскому учету, используя бухгалтерские пакеты, и т.п.). Это особенно важно, т.к. имидж таких преподавателей среди студентов неизмеримо выше по сравнению с теми, кто «по старинке» при обучении все еще пользуется  только мелом и доской. А, кроме того, на компьютери­зированных занятиях студенты проявляют неизмеримо больший интерес к предмету, да и сами занятия проходят более продуктивно.

В тоже время, из-за ограниченного объема учебных часов, вне рамок ИТ-дисциплин оказались серьезные вопросы, с  которыми выпускники вузов могут сталкиваться в своей последующей деятельности и решение которых входит в круг задач исключительно ИТ-профессио­налов:

  • это умение оценивать потребительские свойства различных функциональных ППП с целью их обоснованного выбора, например, по та­кому важному  критерию, как «качество-стоимость»;
  • это умение самостоятельно осваи­вать новые ППП (и их очередные версии), исполь­зуя соответствующую сопроводительную техническую документацию;
  • наконец, только ИТ-профессионалы могут дать студентам тот минимум знаний в области компьютерных технологий,  который необхо­дим специалистам управления для эффективного взаимодействия с ИТ-профессионалами в процессе создания и эксплуатации информационных систем [2].

Последнее, прежде всего, относится к умению «грамотно» ставить задачи для их последующей компьютеризации, находя наиболее рациональные формы представления исходной информации. Тем самым  решать злободневную  проблему противоречия: «ЧТО и КАК».

Следует также отметить, с точки зрения, повышения эффективности подготовки специа­листов организационно-экономического управления, до сих пор совершенно неразвиты общие, межкафедральные дисциплины. Именно в рамках таких интегрированных предметов можно обеспечить комплексный подход к овладению знаниями: преподава­тели профильных кафедр разбирают со студентами внутреннюю сущность изучаемых экономических процессов, рассматривая различные методы их решения, а преподаватели ИТ-дисциплин демонстрируют современные, наиболее эффективные технологии их компьютерной реализации.

Кроме того, следовало бы больше внимания уделять обучению студентов работе с «открытыми» прикладными системами функционального назначения, позволяющими пользователям самим осуществлять их определенные «настройки», не требуя при этом каких-либо специальных знаний. В этом же плане целесообразно обучение студентов эффективным технологиям подготовки собственных программных приложений, обеспечивающих решение функциональных задач в различных инструментальных средах [3].

Такой подход имеет определенные достоинства. Так как в этом случае от студента требуется корректное понимание внутренней экономической сущности задачи, что само по себе важно в плане его профессиональной подготовки. Кроме того, все программные решения студентов, как пра­вило, будут носить уникальный характер, отражая их индивидуальные способ­ности. А это практически полностью исключает возмож­ность плагиата выполняемых заданий – этого бурно развивающегося негативного явления, для борьбы с которым вузы внедряют систему «Антиплагиат», а в новом уставе МГУ даже предусматривается такие экстраординарные меры как отчисление студентов.

Наконец, осуществляя собственные программные настройки и создавая свои уникальные программные приложения, студенты невольно вовлекаются в творческий процесс, а творческий характер труда является хорошим стимулом и в учебе, и в работе.

В заключение следует отметить, что в настоящее время, практически вне планов существующих ИТ-дисциплин, остаются вопросы, вытекающие из необходимости системного подхода к решению проблем  применения современных инфор­мационных технологий, этого главного фактора обеспечения их реальной эффективности. Сюда, прежде всего, входят задачи, связанные:

  • с интеграцией компьютерных систем функциональ­ного назначения и систем электронного документооборота;
  • с организацией работы  в среде Интранет и Экстранет;
  • с организацией работы, в приобретающем все большее распространение на Западе, экономически, социально и экологически перспективном режиме «teleworking»;
  • и, наконец, с созданием и работой в быстро набирающей популярность среде под названием: «Интеллектуальное здание», базирующейся на идеи интеграции и координации работы информационной системы организационно-экономического управления с компьютерными системами, управляющими работой различных служб жизнеобеспечения объекта (охранными, осветительными, отопительными, противопожарными и т.п.).

Вместе с тем, общеиз­вестно, что умение работать за компью­тером развивает такие важные (для многих далеких от вычислительной техники профессий) качества как: аккурат­ность, внимательность, пунктуальность, умение логи­чески мыслить и принимать подчас нестан­дартные решения.

«… гораздо чаще стратегиче­ские находки приходят в результате изменения способа представления дан­ных или таблиц. …Представление данных – это сущность программирова­ния».  Ф.П.Брукс мл. Как проектируются  и создаются программные комплексы.  М.: Наука, 1979, с. 81-82.

«Обычно во взаимодействии заказчика и разработчика возникает патовая позиция: один знает, ЧТО, но не знает, КАК, а другой, наоборот, понимает, КАК, но не знает, ЧТО. Между ними нет адекватного интерфейса».  Б.Позин, М.Кумсков.  Создание программ как инженерная дисциплина. ComputerWorld Россия.  №37, 10 октября, 2000. с. 19.

Список использованных источников
  1. Excel в помощь бухгалтеру и экономисту // Ю. Никольская, А. Спиридонов. - М.: Вершина, 2006. – 256 с.
  2. Еремин Л.В. Взаимодействие IT-специалистов и персонала управления при создании и эксплуатации информационных систем. М.: Финансовая газета. №№ 27-29, июль, 2005.
  3. Еремин Л.В. Технология организации решения финансово-экономических задач в среде табличного процессора Excel. М.: Финансовая газета. Региональный выпуск, № 19-20, май, 2006.
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Информационные технологии, специалисты управления, системный подход к обучению, межкафедральные дисциплины, открытые прикладные системы, программно-инструментальные средства реализации экономических задач
Презентация доклада  Загрузить


29.04.2011 12:57
По представленному материалу имеется замечание * характера - три последних абзаца представляют собой ссылки-пояснения к * тексту, соответственно в * его местах:
1 - " ... для поступления в * по * специальностей",
2 - " ... находя наиболее рациональные формы представления исходной
информации".
3 - "Тем * решать злободневную проблему противоречия: "ЧТО" и "КАК"
29.04.2011 12:58
По представленному материалу имеется замечание * характера - три последних абзаца представляют собой ссылки-пояснения к * тексту, соответственно в * его местах:
1 - " ... для поступления в * по * специальностей",
2 - " ... находя наиболее рациональные формы представления исходной
информации".
3 - "Тем * решать злободневную проблему противоречия: "ЧТО" и "КАК"