ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ" НА БАЗЕ ПОРТАЛА САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОД УПРАВЛЕНИЕМ LMS MOODLE

ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
В докладе описывается реализация технологии смешанного обучения на примере изучения дисциплины "Информатика и базы данных" студентами направления "Международные отношения". В качестве системы управления обучением используется LMS Moodle
В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования. Герберт Спенсер

Область профессиональной деятельности выпускников направления «Международные отношения» включает достаточно широкий круг задач: международные политические, экономические, научно-технические, военно-политические, гуманитарные, идеологические отношения, мировую политику, международные связи в области культуры, науки, образования [1] и т.д. Будущий специалист не только должен получить профессиональные навыки, но и владеть общекультурными компетенциями, уметь работать в коллективе, самостоятельно ставить и решать задачи профессионального и личностного роста.

Грамотное использование информационно-коммуникационных технологий позволит студенту быстрее и эффективнее осваивать дисциплины профессионального цикла, гуманитарного, социального и экономического цикла. Курс «Информатика и базы данных» способствует вместе с другими дисциплинами основной образовательной программы развитию способности студента системно мыслить, обобщать, анализировать и воспринимать информацию, умение критически оценивать свои достоинства и недостатки. Наряду с этими общими для многих дисциплин общекультурными компетенциями курс позволяет овладеть специфическими компетенциями, такими как: умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

Курс не предусматривает лекционных занятий. Все аудиторные занятия являются практическими. Из-за большого объема теоретической информации, относящейся к достаточно сложной для гуманитариев теме «Базы данных» и большого количества разнообразных практических заданий, направленных на приобретение компетенций, предусмотренных ФГОС-3, встает вопрос о методической поддержке студента.

В курсе используется технология смешанного обучения (blendedlearning). Эта технология предполагает очное обучение с преподавателем, самостоятельную работу студента и работу в сети, предполагающую как консультации преподавателя, так и совместную работу студентов.

Работа с курсом организована через систему управления образовательным процессом LMSMoodle(LMS– learningmanagementsystem), которая установлена на сервере http://course.sgu.ru/. Система LMSMoodleявляется свободно распространяемым программным обеспечением с открытым исходным кодом. Техническая поддержка системы в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского осуществляется подразделением университета Поволжским региональным центром новых информационных технологий.

Курс доступен для студентов Саратовского государственного университета направления 031900 «Международные отношения» по адресу http://course.sgu.ru/course/view.php?id=265.

Система Moodleпозволяет реализовывать в курсе интерактивные элементы, направленные на выбор темы собственной работы в рамках практического занятия, существует возможность оценивания работ студентов не только преподавателем, но и однокурсниками. Эти и другие возможности системы используются в курсе «Информатика и базы данных».

Самостоятельная работа студента заключается в закреплении навыков, получаемых ими на аудиторных практических занятиях, просмотре видеосюжетов, прочтении дополнительной литературы. Все инструкции доступны студентам на странице курса. Если студент по уважительной причине не может посетить аудиторное занятие, он имеет возможность через страницу курса прислать свою работу.

Темы для самостоятельной работы студент может выбирать из предложенных по каждому элементу практической работы.

В ходе прохождения по курсу студенты знакомятся с разными видами сервисов, доступных в сети интернет. Для знакомства с сервисом размещения и просмотра офисных документов, студентам предлагается создать презентацию, выбрав тему из предложенных преподавателем. Темы охватывают исторические и политические аспекты развития человеческого общества, формы государственного устройства, направления деятельности международных организаций, проблемы и коллизии международного права. Презентации размещаются в сети, вся группа студентов может знакомиться с ними, переходя по указанной в форуме курса ссылке, и выставлять собственные оценки, исходя из пяти направлений оценивания: оформление презентации (единство стиля, читаемость, качество изображений), логичность изложения, полнота содержания, сложность исполнения, оригинальность подхода.

В ходе практических занятий студенты заполняют сообща базы данных (инструмент, предоставляемый LMSMoodle) по определенным направлениям. База данных «Денежные единицы» включает в себя информационные поля с изображениями купюр и монет определенной, выбранной студентом, денежной единицы, страну обращения, курс по отношению к доллару и евро на момент выполнения задания, основные защитные элементы, меру наказания фальшивомонетчикам. База данных «Музеи» предполагает заполнение следующей информации: название музея, его адрес, местоположение на карте, ссылка на официальный сайт музея, краткой аннотации музейной коллекции. В курсе приведены ссылки на крупные музеи страны и мира, студенты могут ознакомиться с культурой других стран, совершая виртуальные экскурсии. Одновременно с этим студенты знакомятся с картографическими сервисами, которые предоставляют услуги просмотра электронных карт не только с видами со спутника или картами с именованиями улиц и номеров домов, но и для крупных городов, с 3Dэкскурсиями по улицам и галереям. Подобные возможности позволяют знакомиться не только с бытом древних народов, искусством выражения замысла художника в статуи, картины и ювелирные изделия, но и с архитектурой городов, планами застройки и состоянием улиц в современном мире.

Другое направление работы студентов затрагивает сервисы электронных словарей. Учащимся необходимо описать функциональные возможности словарей русского языка (словари омонимов, синонимов, антонимов, фразеологические словари, сервисы проверки грамотности), словарей английского языка, и словаря любого другого языка на выбор учащегося. В ходе этой работы студенты учатся писать аналитические статьи, правильно и грамотно строить письменную речь, пополняют свой словарный запас, используют словари, доступные в сети интернет, в рамках изучения иностранных языков. Один мини англо-английский словарь встроен в страницу курса «Информатика и базы данных».

С понятием RSSпотоков студенты знакомятся и на страницах электронных СМИ и на странице курса «Информатика и базы данных» (Система LMSMoodleпозволяет добавлять RSSленты) В качестве примера идет агрегация новостей с сайта Министерства иностранных дел РФ и с сайта Оксфордского университета.

Использование в исследовании международных отношений электронных цифровых источников информации имеет ряд важных особенностей по сравнению с использованием печатных источников. Часть этих особенностей непосредственно связана с характером информационных ресурсов. Если раньше содержание информации, доводимой до сведения широкой общественности, в наибольшей степени определялось группами лиц, имеющими возможность управления средствами массовой информации (СМИ), сейчас, практически у каждого человека, появилась возможность влияния на информацию, появляющуюся в ведущих мировых СМИ. Основной смысл обращения к современным информационным системам в аналитической деятельности международника заключается в том, что они являются тем пространством, где наиболее оперативно появляются источники информации о событиях международного значения. Смысл и содержание представленных в электронном виде свидетельств тех или иных событиях должны раскрываться с учетом социальных и политических условий, сопровождавших их появление [2].

Часть работы студента направлена на развитие критического и аналитического мышления, способности выявлять истинные причины событий и явлений, происходящих и описываемых в сети.

Для развлечения и стимулирования творческой составляющей студентов на главной странице курса «Информатика и базы данных» приводится перечень конкурсов, проводимых Саратовским государственным университетом и конкурсами, проводимыми сторонними организациями, в которых студенты могли бы принять участие. Это конкурсы «Правовая Россия», конкурс презентаций Worlds best presentation contest, Твой курс: повышение компьютерной грамотности, Конкурс новогодних университетских открыток, переводческие конкурсы Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета.

Выше перечислена только часть студенческой активности на курсе, но она достаточно широко охватывает возможности работы и коммуникации с использованием различных сервисов сети и самой системы управления учебным процессом Moodle.

Список использованных источников
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009г №815;
  2. Ширин С.С. Социально-гуманитарные аспекты современных информационных систем в работе аналитика-международника. Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГУ, 2009
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  бакалавриат, международные отношения, направление, Moodle, LMS, ФГОС-3, смешанное обучение
Презентация доклада  Загрузить