Единое информационное пространство «Наука и образование» Самарского региона» как элемент инновационного развития вуза

Авторы: Бобкова Елена Юрьевна 1, кандидат педагогических наук
Тупиков Роман Владимирович 2
1 Самарский институт (филиал) ГОУ ВПО "Российский государственный торгово-экономический университет", 2 Самарский институт (филиал) РГТЭУ. Программист
Объектом исследования являлось информационное пространство «Наука и образование» Самарского региона, получившее физическое воплощение на портале Самарского института (филиала) РГТЭУ по адресу в сети Интернет: http://www.sirsute.ru/ofernio.html. Цель статьи – изложение этапов и результатов создания единого информационного пространства «Наука и образование» Самарского региона, способствующего обмену передовым педагогическим опытом в области информационных технологий и телекоммуникаций в рамках проекта отраслевой и государственной регистрации электронных ресурсов науки и образования вида «неопубликованные документы». Фактическим результатом является Web-ресурс, аккумулирующий сведения о зарегистрированных на отраслевом и федеральном уровнях учебных и научных разработках сотрудников образовательных учреждений Самарского региона

Под информационным пространством «Наука и образование» в данном случае понимается совокупность профильных информационных ресурсов и технологий их ведения и использования, функционирующих на основе общих принципов и по правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие сотрудников образовательных учреждений региона, а также удовлетворение их информационных потребностей.  Фактическим результатом НИР является Web-ресурс, аккумулирующий сведения о зарегистрированных на отраслевом и федеральном уровнях учебных и научных разработках сотрудников образовательных учреждений Самарского региона и позволяющий обеспечить условия для устранения неоправданного дублирования электронных ресурсов науки и образования, и, тем самым, устранить нерациональное бюджетное финансирование фундаментальных и прикладных исследований и результатов проектной деятельности в образовании и науке на территории Самарского региона.

Актуальность создания единого информационного пространства «Наука и образование» Самарского региона обуславливается, в первую очередь объективно существующими тенденциями развития отечественной науки и образования, в рамках формирования информационного общества и экономики знаний, реалиями и перспективами дигитализации образовательной среды и обучающих технологий и ресурсов, что предполагает инновационность технологической составляющей науки и образования.

Практическая реализация проекта включала три основных этапа:  разработка общей концепции и структуры единого информационного пространства «Наука и образование» Самарского региона; разработка Web-ресурса, аккумулирующего сведения о зарегистрированных на отраслевом и федеральном уровнях учебных и научных разработках сотрудников образовательных учреждений Самарского региона;  разработка интерактивных и графических форм экрана автозагрузки с идентификационными данными разработчиков электронных ресурсов.

На первом этапе была разработана концепция единого информационного пространства «Наука и образование» Самарского региона. С конца ХХ века мир переживает переход к информационному обществу, при котором происходит кардинальная смена мировоззрения и мировосприятия. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на все сферы общественной жизни, включая науку и образование. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность. Основной целью информатизации образования во всем мире и, в том числе, в России является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества, неразрывно связанное с повышением эффективности общего качества образования и развития науки в целом.

Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение в области науки и образования остается на невысоком уровне. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.

Информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал) распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала. Указанные проблемы в масштабе региона можно решить только путем формирования профильного регионального единого информационного пространства (далее – ЕИП), интегрированного в мировое ЕИП.

Единое информационное пространство в наиболее общем виде складывается из следующих главных компонентов: информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации; средства информационного взаимодействия, обеспечивающие доступ потребителям к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Отличительной чертой процесса формирования единого информационного пространства в области науки и образования в России является не только создание технической и технологической структуры информатизации для обеспечения взаимодействия производителей информации и ее потребителей, распределения знаний, накопленных в информационных банках данных, но и учет социальных, экономических и политических аспектов его формирования и интеграции в мировое информационное пространство.

Объективные знания, хранящиеся в информационных банках данных, только тогда могут стать фактором прогрессивных социально-экономических качественных изменений, когда они найдут заинтересованного в них потребителя и будут ему доступны. Информатизация всех сфер общественной жизни, включая образование находится в диалектическом единстве с виртуализацией образовательной деятельности.

Генезис электронной социализации (виртуализацией) затронул все сферы общественной жизни, включая образование, при этом переход в виртуальное пространство происходит не только на уровне сетевых технологий, но и в рамках некомпьютерной виртуализации социальных институтов, что порождает диалектическое противоречие проблемы продуцирования и характера корреляции глобальной виртуализации общества: спровоцированная развитием мультимедийных технологий виртуализация провоцирует, в свою очередь, развитие подобных технологий. Современные процессы виртуализации столь стремительны, что с трудом поддаются прогнозированию, что влечет за собой необходимость в выработке новых методологических подходов к исследованию данного феномена во всех сферах общественной жизни, включая науку и образование.

Проявления виртуальной реальности могут быть типологизированы по хронологическому критерию появления ее продуцентов. Первый тип – виртуальная реальность, продуценты которой возникли в эпоху индустриального общества (кинематограф, фотография психоделики и проч.), их появление обусловлено научно-техническими достижениями, развившими их на основе имеющихся продуцентов древности. Второй тип на данный момент представлен только электронной виртуальной реальностью, появившейся в постиндустриальную эпоху и являющейся аудио-визуальной квинтэссенцией продуцентов периода индустриальной эпохи. Исследование феномена подмены реальности посредством использования электронных средств позволяет выявлять характеристики социального поведения человека, причины тех или иных его социальных проявлений.

Современные процессы виртуализации происходят в двух направлениях: переход той или иной сферы культуры на электронный уровень коммуникации и неэлектронная виртуализация, осуществляющая подмену социальных институтов их образами. Электронная виртуализация развивает тенденции виртуального в любой сфере общественной жизни, провоцируя появление новых мультимедийных средств для поддержания соответствующей электронной коммуникации. В свою очередь, новые электронные средства коммуникации провоцируют переход неэлектронной виртуализации в сферу электронной.

Обретение какой-либо формой виртуальной реализации статус социального института, т.е. ее легитимация (в частности, в образовании) влечет за собой расширение предметного поля социокультурных исследований. Тем самым формируется потребность в разработке новых специализированных направлений научных исследований, касающихся соответственно развития науки и образования.

Информационная деятельность образовательного (и \или научого) учреждения, как совокупность информационных процессов, определяет экономический потенциал организации наравне с материальным производством.

Формирование и развитие единого информационного пространства в области науки и образования – проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных и технико-технологических вопросов, значительных затрат и не может быть решена одномоментно. При этом необходим комплексный учет социально-экономических, правовых и политических аспектов информатизации общества, всестороннее использование организационного, технологического, технического и нормотворческого опыта, полученного при развитии информационных пространств ведущих стран.

Для решения проблемы создания единого информационного пространства в области науки и образования государственной академией наук «Российская академия образования» (далее – ГАН РАО) с 2010 год реализуется проект «Формирование сети региональных и специализированных отделений Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование»».

Основными целями проекта являются: совершенствование методологии обработки больших потоков слабоструктурированной, нечеткой информации об электронных ресурсах науки и образования; создание распределенного фонда регистрации и хранения результатов интеллектуальной деятельности в области науки и образования; разработка организационных, методических и технологических принципов электронной регистрации электронных ресурсов науки и образования; разработка, формирование и ведение базы данных Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование»; разработка автоматизированной системы мониторинга электронных ресурсов науки и образования вида «неопубликованные документы»; совершенствование методологии каталогизации электронных ресурсов науки и образования и т.д.

Включение Самарского института (филиала) ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» в реализацию проекта ГАН РАО актуализировало необходимость разработки концептуальных основ единого информационного пространства «Наука и образование» Самарского региона и его дальнейшего физического воплощения как элемента глобальной информационной сети. Формирование и развитие единого информационного пространства «Наука и образование» Самарского региона, предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство в масштабе страны. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны быть на законном основании доступны потребителям. Так же необходимо обеспечить условия для повышения информационно-профессиональной грамотности потенциальных пользователей единого информационного пространства. Реализация данной концепции на территории Самарской области позволит аккумулировать информацию о научных и образовательных проектах региона и обеспечить доступное, полное и прозрачное оповещения научного и педагогического сообщества региона и страны о последних достижениях в области науки и образования. Физическое воплощение единого информационного пространства «Наука и образование»

Разработка физического воплощения ЕИП «Наука и образование» Самарского региона как совокупности веб-узлов, интегрирующих большой объем структурированной информации в рамках профильной тематики, имеющей единое стилевое оформление и единый набор инструментов, предназначенных для удобного доступа к содержимому данных информационных ресурсов, а также для эффективного управления их содержимым, основывалась на системном подходе.

За основу была взята модель построения ЕИП на основе интеграции внешних образовательных ресурсов. Основной особенностью построения информационного образовательного ресурса на основе интеграции информации, является объединение в единое информационное поле, с единым стилевым оформлением большого числа различных уже существующих информационных ресурсов (страниц) профильной тематики.

Базируясь на современных тенденциях развития методологии информационных ресурсов в области науки и образования, авторами выделены и разработаны решения по реализации сервисов и служб единого информационного пространства, обеспечивающих выполнение таких функций как: интеграция больших объемов информации, поступающей с различных уже существующих ресурсов; структурирование информации; навигация; индексирование и поиск информации; обеспечение своевременного информационного наполнения ресурсов сайта; создание единого информационного пространства ресурсов сайта. Реализация указанных решений обеспечивает возможность эффективного масштабирования реализованных функций и тиражирования этих решений для их интеграции в состав существующих элементов ЕИП. С учетом требований высокой степени интеграции, тиражируемости и масштабируемости использованы основные принципы построения архитектуры системы программного обеспечения ЕИП.

Основным из них является принцип организации взаимодействия между подсистемами ЕИП, реализующими различные сервисы и службы на базе открытых интерфейсов, протоколов и стандартов для взаимодействия и передачи структурированных данных, представленных на языке XML, между различными подсистемами ЕИП. При этом под масштабируемостью подразумевается как возможность увеличения нагрузки на сервис, переноса его на иную платформу, так и возможность распределения нагрузки на сервис на несколько серверов сети. Возможность интеграции подразумевает наличие единых способов и механизмов динамического включения в состав системы программного обеспечения дополнительных сервисов и служб, реализованных на том или ином компьютере (сервере) сети.

Логическая структура разработанного ЕИП состоит из нескольких разделов, графически представленных на рис. 1

Рис.1. Логическая структура разработанного ЕИП

Переход к подразделам осуществляется через элементы ЕИП. На представленной логической структуре обозначены лишь прямые связи, тем не менее, следует иметь в виду, что обратные связи также реализованы для обеспечения возврата из подразделов на страницы соответствующих разделов ЕИП.

Разработка логической структуры ЕИП была основана на выборе одного из трех условно классифицируемых способов организации структуры информационного ресурса: линейной, древовидной и решетчатой структуры.

При выборе линейной структуры ЕИП Web-страницы доступны пользователю последовательно, одна за другой. Такая структура характерна для простых сайтов, не имеющих сложной иерархической структуры разделов, например сайтов «Визиток», и применительно к ЕИП «Наука и образование» не могла быть использована.

Древовидная структура ЕИП представляет собой граф в виде дерева, корнем которого является главная страница, а висячие вершины представляют страницы соответствующих разделов, при этом переход к страницам подразделов осуществляется через страницы разделов. Недостатком такой структуры является проблема, связанная с навигацией по сайту, которая состоит в том, что пользователь при заходе на главную страницу оказывается перед выбором, куда идти дальше. Такая структура, как и предыдущая, не была использована при разработке логической структуры ЕИП.

Разновидностью древовидной структуры является решетчатая структура, которая из-за ее популярности выделяется при классификации в отдельную структуру. В такой структуре все элементы ЕИП размещаются на различных ветвях дерева. У пользователя есть возможность перемещаться по ветвям не только вертикально (вверх-вниз), но и горизонтально, т.е. между ветвями на разных уровнях. Такая структура наиболее приемлема при разработке логической структуры ЕИП «Наука и образование» Самарского региона.

На рис. 2 представлен скриншот, отражающий роль ЕИП «Наука и образование» Самарского региона в логической структуре портала СИ РГТЭУ

Рис. 2 Роль ЕИП «Наука и образование» Самарского региона в логической структуре портала СИ РГТЭУ

 

Для каждого из элементов ЕИП разработаны логические структуры подразделов.

На главной странице – «Региональное отделение» размещаются новости регионального отделения Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» в рамках реализации проекта по созданию единого информационного пространства «Наука и образование», представлена краткая информация о проекте, об отделении, его реализующем на территории Самарской области, общий порядок регистрации электронных ресурсов, ссылки на основные классификаторы и базы данных, необходимых при регистрации (см. рис.3).

Рис. 3. Скриншот части раздела «Региональное отделение»

 

Элемент ЕИП «Электронные разработки» содержит информацию о зарегистрированных в ФГНУ «ЦИТиС» электронных ресурсов (далее – ЭР) вида «неопубликованные документы», разработанных в Самарском регионе. Данный элемент одновременно является составляющей всероссийской базы данных «Библиотека Рекламно-технических описаний», расположенной на портале ГАН РАО. Полное содержание ЭР формы «монография» доступны для всех пользователей ЕИП. Структура и контент элемента ЕИП «Методические материалы» представлены на рисунке 4

 

Рис. 4 Структура и контент элемента «Методические материалы» ЕИП «Наука и образование» Самарского региона

Разработка дизайна является одной из важнейших составляющих при создании ЕИП. Только дизайн создает первое впечатление от информационного пространства, а удобство работы с ЕИП и цветовая гамма легко позволят пользователям его запомнить. Именно поэтому при разработке дизайна ЕИП «Наука и образование» Самарского региона был использован единый корпоративный стиль, основой которого послужили: а) дизайн сайта Самарского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ), адрес которого в сети Интернет: http://www.sirsute.ru; б) дизайн портала «Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование» ГАН РАО адрес которого в сети Интернет: http://www.ofernio.ru.

На основе дизайна Главной страницы сайта СИ РГТЭУ, был разработан дизайн ЕИП «Наука и образование» Самарского региона.

Представляется, что внедрения результатов работы в единое информационное пространство региона позволит значительно повысить эффективность педагогического и научного взаимодействия в современном информационном обществе.

Список использованных источников
  1. Журавлев Д.М. Оценка эффективности оказания государственных услуг // Вестник Московского Университета. Серия XXΙ. Управление (государство и общество). 2009. № 3
  2. Тедеев А.А. Особенности правового регулирования отношений в глобальных компьютерных сетях // Информационное право. — 2007. — № 2(9)
  3. Салтыкова О.Ю. Информационная политика на региональном уровне – специфика и закономерности // Регионология. 2009. № 2
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  информационное пространство, наука и образование