Об опыте взаимодействия кафедры КИС НИУ ВШЭ с ИТ-компаниями

1 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
В докладе рассмотрены типичные проблемы, возникающие в процессе организации производственной/преддипломной практики для студентов старших курсов, предложены пути решения этих проблем, а также описана проактивная форма взаимодействия с ИТ-компаниями, реализованная на кафедре корпоративных информационных систем факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ.

Очевидно, что решение вопроса о подготовке высококвалифицированных кадров в области ИТ невозможно без выстраивания системного взаимодействия вузов и ИТ-компаний . Этот вопрос ежегодно обсуждается на многих крупных конференциях, посвященных развитию образования в области ИТ.

Для каждого вуза актуален целый ряд конкретных вопросов взаимодействия с бизнесом: организация производственной/преддипломной практики, разработка тематик курсовых и дипломных работ, обеспечение качества преподавания, создание резерва кадров для обновления ППС кафедр и др.

Рассмотрению опыта решения вышеобозначенных задач на примере кафедры корпоративных информационных систем (КИС) факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ посвящен представленный далее материал тезисов.

Организация производственных/преддипломных практик - одна из самых важных точек взаимодействия кафедры с ИТ-компаниями, ведь зачастую наличие такого рода связей определяет привлекательность выпускающей кафедры не только для студентов старших курсов, но и факультета и вуза в целом - для абитуриентов.

Первые попытки взаимодействия кафедры КИС с ИТ-компаниями сводились к разовым выступлениям маркетингового характера. Несмотря на то, что становление образовательного направления бизнес-информатика было продиктовано острой нехваткой специалистов в области информационных систем, и активное участие в создании первого факультета бизнес-информатики приняли ведущие игроки российского ИТ-рынка, такие как: Microsoft, SAP, 1С , IBS, Крок, Ланит и др., ‑ долгое время не удавалось перевести отношения с бизнесом на новый уровень: организовать частичную занятость студентов в рамках прохождения производственной/преддипломной практики на проектной базе ИТ-компаний.

Проведенный опрос представителей ИТ-компаний позволил выявить основные причины, ограничивающие развитие партнерских отношений с потенциальными работодателями. Ими оказались:

  • жестко установленные сроки и продолжительность проведения практики;
  • невозможность привлечения студентов на полный рабочий день;
  • отсутствие гарантии отдачи от затрат, понесенных на обучение стажеров-практикантов.

И если вопрос со сроками был решен просто: студентам в индивидуальном порядке предоставлялась возможность изменить сроки прохождение производственной/преддипломной практики при сохранении ее продолжительности, - то найти способы устранения прочих причин было несколько сложнее. Дальнейший анализ ситуации определил основные направления работы кафедры:

  1. качественная подготовка студентов, отвечающая потребностям бизнеса;
  2. информирование компаний о возможностях наших студентов;
  3. обеспечение условий для совмещения работы с учебой.

Понятно, что качественная подготовка студентов – залог успеха взаимодействия с потенциальными работодателями, поэтому уровень знаний и наличие практических навыков должны быть столь высокими, чтобы частичная занятость студента-практиканта в ресурсном отношении не была обременительна для работодателя. А это значит, что, помимо знаний, предусмотренных образовательными стандартами, студенты, приходя на производственную/преддипломную практику, уже должны обладать профессиональной зрелостью, обеспечивать передачу приобретенных профессиональных знаний и умений другим, уметь справляться со сложными и чередующимися рабочими заданиями, быть готовыми к ответственности за распределение ресурсов и за работу других, т.е. соответствовать третьему уровню требований профстандартов [4].

Для обеспечения подготовки, соответствующей выдвинутым требованиям, кафедрой разрабатываются учебники и методические пособия [1,2], на основе современных информационных технологий внедряются в учебный процесс новые оригинальные методики преподавания специальных профессиональных дисциплин [5], разрабатываются сайты учебных курсов [7].

Совместная работа кафедры с ИТ-компаниями по подготовке и проведению специальных дисциплин, успешно дополняет подготовку специалиста по определенному профилю. Такой формат взаимодействия подразумевает на первом этапе проведение компанией мастер-классов или факультативных занятий, и, только в случае удачно опыта, кафедра включает дисциплину в учебный план следующего года как предмет по выбору. Сегодня кафедрой совместно с представителями ИТ-компаний подготовлен и реализуется целый ряд подобных дисциплин [6], например: «Структура и процессы жизненного цикла дата-центра» (Группа компаний «СТЕК»), «Информационные системы управления взаимоотношениями с клиентами» (компания NaviConGroup), «Информационные системы управления финансами компании» (компания «ИнтелГрупп»), «Основы работы в системе SAPR/3» (преподается сотрудником компании BearingPointпри поддержке глобальной академической инициативы Университетский Альянс SAP).

Предложенная форма взаимодействия кафедры с ИТ-компаниями, за счет знакомства специалистов компании со студентами в ходе учебного процесса, значительно упрощает отбор студентов на производственную/преддипломную практику и, что особенно важно, является источником непрерывного развития учебных планов и обновления ППС кафедры за счет ИТ-специалистов компаний.

Хотелось бы особо отметить заинтересованность специалистов компаний в преподавательской деятельности, престиж которой значительно повысился в последнее время. Опрос показал, что общение со студентами в процессе проведения занятий позволяет самим преподавателем формализовать свои мысли о предмете дисциплин и дает им толчок к развитию новых идей и планов. Сегодня численность преподавателей–совместителей из ИТ-компаний составляет порядка 30% штатного состава кафедры, половина из них в возрасте до 30 лет.

Сложно представить себе развитие выпускающей кафедры без наличия сети партнерских отношений. В этом, активно помогают выпускники кафедры. Построение отношений «от студента к коллеге», особенно в магистратуре [6], привело к становлению и развитию партнерских контактов с такими компаниями как: Accenture, ATKearny, BearingPoint, NaviСon, SAP.  

Развитию сети партнерских отношений также способствует участие преподавателей кафедры в тренингах, семинарах, конференциях. Так, например, на курсах повышения квалификации в компании PMExpert, зародились отношения кафедры КИС с компанией BearingPoint, которые успешно развиваются и по сей день, в том числе, за счет успешного трудоустройства туда нескольких студентов и выпускников кафедры.

Другой пример ‑отношения с компанией STS-Vostok, которые после приглашения преподавателей кафедры на тренинг по управлению проектами на базе компьютерной симуляции SimulTrainпревратились во взаимовыгодное партнерство. Во-первых, программный продукт компании STS используется в рамках дисциплины «Методология внедрения ИС» в магистратуре факультета бизнес-информатики. А во-вторых, компанией STS-Vostokсовместно с кафедрой КИС было успешно проведено две международные олимпиады по управлению ИТ-проектами среди студентов и аспирантов (2009, 2010 гг.) [3], в последней из них приняли участие представители более 40 вузов, в количестве 680 человек.

Третье направление работы кафедры, связанное с обеспечением студентов возможностью совмещения трудовой деятельности с учебной, которые бы не сказывалось на академических успехах, практически полностью решено в магистратуре: занятия проводятся в вечернее время с 18-00, а также выносятся на субботу. В то же время, стоит отметить, что даже такой формат не всегда мотивирует работающим студентов посещать занятия, поэтому мы вынуждены констатировать, что данная проблема во многом является нерешенной.

В заключении еще раз отметим ключевые, ключевые на наш взгляд, направления и характер взаимодействия кафедры с ИТ- бизнесом:

  • кафедры должны выступать в роли проактивного заказчика профессиональных знаний, определяемых образовательными стандартами, и интенсивно использовать опыт организации взаимодействия с бизнесом, накопленный другими вузами и учебными подразделениями
  • привлечение представителей ИТ-компаний к проведению занятий в вузе должно вестись с методически корректной позиции: нельзя допускать тренинговой ориентации учебных курсов, особенно на академических образовательных программах (т.н. BachelorofScience(BSc) и MasterofScience(MSc)). Основной фокус должен быть направлен на методологические и концептуальные основы изучаемых технологий, в то время как возможности конкретного продукта должны рассматриваться как иллюстрация, нежели как сама цель изучения курса дисциплины.
Список использованных источников
  1. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л., Управление внедрением информационных систем, М.: Интернет-университет информационных технологий, 2008
  2. Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Куприянов Ю.В., Методические основы управления ИТ-проектами, М: Интуит.РУ, БИНОМ.ЛЗ, 2010
  3. Коровкина Н.Л., Кашинская И.В., Инновационные инструменты и методы повышения эффективности и практической направленности учебных курсов по проектному менеджменту в высшей школе // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Седьмой открытой всероссийской науч.-практич. конф., Йошкар-Ола, 2009
  4. Коровкина Н.Л., Кисель Ю.И, Моргунов А.Ф., Тимощенко Ю., Троупянский Р.А, Герасимов В.С, Сборник профстандартов Квалификационные требования в области информационных технологий «Специалист по системному администрированию» // Профессиональные стандарты в области информационных технологий. М.: АП КИТ, 2008
  5. Коровкина Н.Л., Куприянов Ю.В. , Применение оригинальной модели организации практических занятий на примере учебной дисциплины "Методология внедрения ИС" // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Восьмой открытой всероссийской научн.-практич. конф., Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2010.
  6. Сайт кафедры Кафедра корпоративных информационных систем: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», http://bi.hse.ru/cis/
  7. Учебная дисциплина «Методология внедрения информационных систем»: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», http://www.hse.ru/org/hse/mvis/
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Форма взаимодействия кафедры с ИТ-компаниями, производственная практика, привлечение ИТ-специалистов к преподаванию