ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ЭЛИТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ СОВМЕСТНОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ДВУХ ДИПЛОМОВ «СИСТЕМНАЯ И ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ» НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» И ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭЙНДХОВЕНА

Автор: Авдошин Сергей Михайлович, кандидат технических наук, доцент
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Оригинальные образовательные стандарты Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики и ФГОС высшего профессионального образования нового поколения по направлению подготовки “Программная инженерия” рассматриваются в свете современных тенденций, качественно влияющих на изменение содержания образования специалистов мирового уровня в области программной инженерии.

Программная инженерия – область компьютерных наук и информационных технологий, которая занимается разработкой систематических моделей и надежных методов производства высококачественного программного обеспечения в индустриальных масштабах.

Отделение программной инженерии в Высшей школе экономики было создано в 2006 году. В сентябре этого же года первые абитуриенты поступили на бакалаврскую программу “Программная инженерия” и магистерскую программу “Управление разработкой программного обеспечения”, реализуемые как специализация “Программная инженерия” в рамках направления “Бизнес-информатика”.

Этому предшествовала работа по созданию проекта государственного образовательного стандарта по программной инженерии, как самостоятельного образовательного направления, в которой участвовали ведущие специалисты системы образования, науки и индустрии информационных технологий.

При формировании образовательного стандарта по программной инженерии лидирующую роль играли:

  • GuidetotheSoftwareEngineeringBodyofKnowledge(SWEBOK) – руководство к своду знаний по программной инженерии, являющееся общепринятым профессиональным стандартом, дающим представление о том, что должен знать программный инженер, имеющий степень бакалавра и четырехлетний опыт работы (15 сентября 2005 года этот документ получил статус стандарта ISO/IEC TR 19759 IEEE);
  • Российские профессиональные стандарты по профессиям программист и системный архитектор, разработанные в рамках проекта Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ), в создании которых автор также принимал участие;

В качестве дополнительных материалов использовались:

  • Software Engineering 2004 (SE 2004). Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering. Software Engineering Volume (August 23, 2004) – руководящие принципы создания учебных планов для преподавания программной инженерии в высших учебных заведениях;
  • Computing Curricula 2001 (CC2001) Computer Science Volume Final Report (December 15, 2001) – рекомендации по преподаванию компьютерных наук в высших учебных заведениях;
  • Computing Curricula 2005. The Overview Report. AvolumeoftheComputingCurriculaSeries– обзор принципов создания рекомендаций по направлениям преподавания компьютерных наук.

В 2007 году проект стандарта по программной инженерии стал победителем открытого конкурса по закупке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения”, приказом Минобрнауки России № 337 от 19.09.09 включен в перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, а 09.11.09 образовательные стандарты введены в действие приказами Минобрнауки России № 542 (бакалавриат) и № 543 (магистратура).

В Федеральные государственные стандарты по новому образовательному направлению “Программная инженерия” заложены многие важные принципы: большая свобода выбора дисциплин, которая учитывала бы специфику вуза, увеличение количества элективных курсов и другие. Но за время, прошедшее от разработки до введения в действие стандартов произошли большие изменения, в содержании дисциплины программная инженерия, как научного направления, и соответствующие ему изменения, как в профессиональном стандарте, так и в появлении новых образовательных стандартов.

К основным факторам, влияющим на изменение содержания обучения в области программной инженерии, относятся:

  • Проект SEMAT (Software Engineering Method and Theory) инициированный Айваром Джекобсоном, Бертраном Мейером и Ричардом Соли в начале 2010 года. Цель проекта – превратить программную инженерию в настоящую научно-техническую дисциплину.
  • Изменения в новой редакции Guide to the Software Engineering Body of Knowledge 2010 (SWEBOK 2010), которые произошли при активном участии членов подкомитета по программной и системной инженерии комитета по информационным технологиям ISO/IEC JTC1/SC7.
  • IEEE сертификация CSDA, CSDP и CSDM.
  • Рекомендации по преподаванию программной инженерии в магистратуре Integrated Software and Systems Engineering Curriculum - Graduate Software Engineering 2009 (GSwE2009): Curriculum Guidelines for Graduate Degree Programs in Software Engineering. Эти рекомендации стали в 2010 году частью серии образовательных стандартов Computing Curricula ACM и IEEE CS.
  • Уточнение областей знаний, описанных в рекомендации по преподаванию компьютерных наук в высших учебных заведениях CC2001 - Computer Science Curriculum 2008: An Interim Revision of CS 2001 (December2008).

Министерством образования и науки РФ в отношении государственного университета - Высшая школа экономики 07.10.09 была установлена категория национальный исследовательский университет. Это позволило разработать собственные оригинальные образовательные стандарты университета подготовки бакалавров и магистров по направлению “Программная инженерия”, полностью учитывающие перечисленные факторы.

В 2010 году Высшая школа экономики первой в России получила лицензию и начала подготовку бакалавров и магистров по направлению “Программная инженерия” по оригинальным учебным планам, разработанным с учетом последних международных тенденций и международных образовательных и профессиональных стандартов.

В обучении:

  • используется принцип интегрирования математики, информатики, психологии, управления проектами, экономики, бизнес-аналитики с инженерными подходами;
  • реализован сбалансированный подход между изучением теории и использованием методологий создания программного обеспечения на практике;
  • практика в ведущих компаниях – лидерах индустрии информационно-коммуникационных технологий;
  • опыт научно-исследовательской и проектной работы в кросснациональных командах;
  • развитие аналитических и исследовательских навыков и компетенций за счет участия с первого курса в научно-исследовательских семинарах.

Уникальные особенности программы:

  • международная сертификация IELTS по английскому языку;
  • профессиональная международная сертификация IEEE CS CSDA и CSDP выпускников на соответствие компетенциям международного профессионального стандарта ISO GuidetotheSoftwareEngineeringBodyofKnowledge(SWEBOK);
  • защита на английском языке проекта выпускной работы как часть итогового экзамена.

В рамках магистерской программы “Системная и программная инженерия”, реализуемой преимущественно на английском языке, две специализации:

  • управление разработкой программного обеспечения – программа, ориентированна на подготовку руководителей программных проектов;
  • методы и теория программной инженерии – программа двух дипломов с техническим университетом Эйндховена TU/e, Нидерланды.

Конкурсный отбор на программу проводится на основании результатов вступительных экзаменов или олимпиады. Программа экзаменов и задания олимпиады согласовываются с Техническим университетом Эйндховена. Представители Технического университета Эйндховена входят в состав приемной комиссии и жюри олимпиады. Победители олимпиады зачисляются вне конкурса при условии предоставления соответствующего сертификата, подтверждающего уровень владения английским языком.

Кандидаты, поступающие на магистерскую программу «Системная и программная инженерия», должны подтвердить необходимый уровень владения английским языком, предоставив в Приёмную комиссию сертификат международного экзамена IELTS с оценкой не ниже 6,5, TOEFL IBT (Internet Based) от 90 баллов.

Первый год все студенты магистерской программы “Системная и программная инженерия” учатся по единому учебному плану без разделения на специализации. При этом все дисциплины читаются на английском языке.

Разделение студентов по специализациям происходит после первого года обучения с учетом их пожеланий и результатов обучения.

По специализации “Методы и теория программной инженерии” предусмотрено обучение в течение второго года на факультете математики и компьютерных наук в Техническом университете Эйндховена. Зачисление в Технический университет Эйндховена производится на второй курс магистратуры в индивидуальном порядке на основании конкурсного отбора и зачета в рамках Болонской системы кредитов полученных в течение первого года обучения. Для студентов, отобранных для обучения в Эндховене обучение бесплатное. На время обучения студенты обеспечиваются стипендией. Обучение и защита выпускной квалификационной работы магистра (магистерской диссертации) проходит на английском языке. В процессе учебы студент должен участвовать в одном из восьми научных семинаров. Тематика семинаров связана с R&Dкомпаний градообразующих Эйндховен, таких как Philips, ASML, DAF, VDL, FEI Company, TomTom, и др. В рамках программы двух дипломов предусмотрено прохождение практики и выполнение магистерских диссертаций непосредственно в этих компаниях. Предполагается совместное научное руководство магистерскими диссертациями преподавателями из Технического университета Эйндховена и НИУ ВШЭ. Защита магистерской диссертации происходит в аттестационной комиссии включающей представителей как Технического университета Эйндховена, так и НИУ ВШЭ. Студенты, успешно выполнившие учебный план специализации “Методы и теория программной инженерии” и защитившие магистерскую диссертацию получают два диплома: диплом магистра (Master of Science in Computer Science and Engineering) Технического университета Эйндховена и диплом магистра по направлению “Программная инженерия” НИУ ВШЭ.

Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  международные стандарты, образовательные стандарты, профессиональные стандарты, международная сертификация, исследовательский университет, системная инженерия, программная инженерия, магистратура, программа двойных дипломов