Курс «Компьютерные дидактические тесты в обучении» при формировании профессиональной компетентности будущих учителей

Волгоградский государственный педагогический университет
Рассматривается необходимость освоения студентами педагогических вузов методик разработки компьютерных дидактических тестов и возможность их реализации с помощью наиболее распространенных программных продуктов. Раскрываются дидактические единицы курса, позволяющие сформировать компетентность будущих учителей в разработке рассматриваемых тестов и их применении в обучении.

Компьютерные дидактические тесты на сегодняшний день приобретают все большее распространение, что обусловлено стремлением повысить оперативность и объективность оценки подготовленности учащихся, снижением трудоемкости проведения контроля их знаний и другими положительными факторами. Тесты могут быть как контролирующими, так и обучающе-тренировочными. Первые предназначены для оценивания подготовленности учащихся, вторые – помогают учащимся выявить и устранить существующие пробелы в их подготовке. В обучающе-тренировочных тестах предусмотрен анализ выполнения обучающимися каждого тестового задания, результат которого сопровождается комментариями, разъяснениями, демонстрацией последствий, возникающих в ситуации выбранных решений, что имитирует присутствие преподавателя в процессе самостоятельного изучения материала. Применение компьютерных технологий позволяет не только оперативно моделировать наступающие последствия, но и наглядно представлять их с использованием звука, изображения, анимации.

Компьютерные тесты (в основном контролирующие) предлагаются различными фирмами, производителями программного обеспечения, в том числе и по предметам школьного курса. Однако эти тесты посвящены, как правило, только определенным темам и не отражают всего многообразия различных аспектов изучаемого материала. Кроме того, в них не учитывается специфика изложения материала каждым конкретным преподавателем, что снижает эффективность контроля проводимого им процесса обучения. Эти обстоятельства вынуждают учителей-предметников самостоятельно разрабатывать тесты, позволяющие им оперативно контролировать необходимые этапы процесса усвоения материала, своевременно вносить коррективы в этот процесс, повышая его эффективность.

В тоже время в базовой и вариативной частях основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» курс, направленный на изучение современных средств оценивания результатов обучения, не предусмотрен. Поэтому, у студентов отсутствуют даже начальные представления о существующих средствах оценивания уровня знаний обучающихся, способах их разработки и применении в дальнейшей педагогической деятельности. Это сужает профессиональную компетентность будущего специалиста направления подготовки «Педагогическое образование» и не позволяет полноценно использовать позитивное воздействие тестов на повышение эффективности обучения. Вследствие чего, введение курса «Компьютерные дидактические тесты в обучении» является актуальным, позволяющим сформировать у студентов умения и навыки самостоятельной разработки различных видов дидактических тестов, развивая подготовленность будущих педагогов к применению осваиваемых видов тестов в их профессиональной деятельности.

Овладение материалом предлагаемого курса способствует развитию у выпускников педагогического университета разнообразных компетенций, предусмотренных действующим в настоящее время Федеральным государственным образовательным стандартом  высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»: общекультурных (ОК-1, ОК-4, ОК-8, ОК-12), общепрофессиональных (ОПК-2, ОПК-4) и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-10).

Рассмотрим подробнее дидактические единицы, освоение которых запланировано в этом курсе.

Разработка компьютерного дидактического теста не возможна без усвоения таких понятий как «тест», «тестовое задание», «педагогический тест», «дидактический тест» и его особенностей, «компьютерный дидактический тест» и ряда других. Кроме того, необходимо рассмотрение классификаций компьютерных дидактических тестов (обучающе-тренировочные и контролирующие, линейные и  адаптивные, открытого и закрытого типов, тесты установления соответствия, порядка следования и т.д.) и особенностей использования всевозможных их видов в различных областях знаний.

Курс «Компьютерные дидактические тесты в обучении» ориентирован в основном на студентов тех профилей подготовки, в которых предусмотрено лишь ознакомительное изучение компьютерных технологий и программирования. Однако, эффективный тест можно построить в том случае, если разработан оптимальный алгоритм его работы, учитывающий алгоритмические особенности конкретного вида компьютерного дидактического теста. Поэтому, студентов нужно научить составлению различных алгоритмов тестов, а значит возможным последовательностям введения заданий, вариантов ответа на них, продумывании реакции на введенный пользователем ответ, переход к следующему тестовому заданию и так далее. В тоже время, реализация составленного алгоритма в любом программном пакете осуществляется на основе использования функций алгебры логики, что делает необходимым изучение студентами основных ее понятий, возможностей использования элементов бинарной алгебры при описании структуры разрабатываемого теста, порядка выполнения логических операций в сложных логических выражениях. Для повышения эффективности алгоритмизации тестов студентам также целесообразно освоить различные методы наглядной оптимизации, например, карты Карно и диаграммы Вейча.

Следующим важным этапом в разработке тестов является обработка результатов тестирования, которая позволяет не только оценить  текущие знания студента, но и выявить не в полной мере изученные им разделы дисциплины. Поэтому освоение основных методов математической обработки, шкалирования результатов тестирования также является актуальным.

Повысить эффективность использования обучающе-тренировочных тестов можно с помощью включения в них анимированной графики, демонстрирующей процессы, явления, последствия, наступающие в результате сделанного студентом выбора. Для того, чтобы будущие  учителя могли самостоятельно создавать необходимые им на конкретном этапе анимированные изображения, достаточно познакомить их с возможностями общедоступного графического редактора GIMP, основными приемами для создания в нем анимации.

В настоящее время учителями-предметниками наиболее освоены и часто применяемы в профессиональной деятельности программы офисных пакетов OpenOffice.org и MicrosoftOffice, поэтому обучение разработке компьютерных дидактических тестов именно в них является актуальным. Существующие в текстовых редакторах, электронных таблицах, редакторах мультимедийных презентаций функции позволяют учителям наиболее просто, применяя формальные правила, разрабатывать все виды рассматриваемых тестов. Поэтому студентам необходимо овладеть особенностями использования программ офисных пакетов для создания компьютерных дидактических тестов: существующими в них логическими математическими функциями, графическими и анимационными возможностями, способами дизайнерского оформления наглядного представления данных,  методами повышения эффективности разрабатываемых тестов и так далее.

Другим наиболее простым способом реализации компьютерных дидактических тестов является язык гипертекстовой разметки HTML с включенным в него сценарием JavaScript, придающим странице интерактивность. Студентам полезно освоить основные принципы построения документов HTML, особенности введения внутренних и внешних управляющих команд языка JavaScript, объектов button, radio, checkbox, text, textaria, графических и аудио объектов, многослойности HTML документа. Кажущаяся сложность языка преодолима использованием при создании дидактических тестов специальных, бесплатно распространяемых программ – конструкторов HTML страниц, например PSPad editor.

Существующие тестовые оболочки также позволяют учителям-предметникам разрабатывать тесты различных типов, однако в них не возможно в полной мере реализовывать все разновидности компьютерных дидактических тестов. Поэтому для студентов является актуальным изучение возможностей таких оболочек для самостоятельного создания некоторых видов тестов. Наиболее распространенными среди них, применяемыми в педагогической практике, являются «Hot Potatoes», «Конструктор тестов» и «TestBuilder». Следовательно, студентам полезно знать особенности этих оболочек, виды тестов, создаваемых с их помощью, способы реализация в них разработанных алгоритмов работы теста, возможности введения в структуру теста графических и аудио компонентов и так далее.

Перечисленное выше показывает, что в результате овладения материалом  курса «Компьютерные дидактические тесты в обучении» будущие педагоги будут подготовлены к широкому и всестороннему применению компьютерных дидактических тестов в своей повседневной педагогической практике. Это создаст дополнительные возможности для полноценного использования студентами своих предметно-профессиональных знаний, умений, навыков, готовности их применения в дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  профессиональная компетентность будущих учителей, компьютерные дидактические тесты, программы офисных пакетов, тестовые оболочки


Очень грамотное и познавательное выступление. Спасибо! Сачкова Л. В.