Единое информационное пространство Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Автор: Иванов Валерий Александрович, кандидат физико-математических наук, доцент
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Рассматриваются вопросы создания единого информационного пространства национального исследовательского университета на основе автоматизации управленческих функций. Описывается выбранная архитектура единого информационного пространства. Приведены примеры разработанных и внедренных модулей соответствующей информационной системы.

В настоящее время необходимым условием конкурентоспособности  образовательного учреждения на рынке образовательных услуг является наличие единого информационного пространства (ЕИП) и  внедрение информационных технологий во все бизнес-процессы.

Роль единого информационного пространства в университетском комплексе Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского определяется масштабностью решаемых задач и темпами развития университета: реализация программы развития национального исследовательского университета, создание структур нового типа (автономные институты, учебно-научно-образовательные центры, малые предприятия при университете), строительство и реконструкция учебных корпусов и общежитий, переход на уровненную систему образования. Территориальная удаленность подразделений налагает особые условия на развитие и сопровождение информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с целью оперативного и эффективного принятия  и выполнения управленческих решений.

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (далее СГУ) является крупнейшим в регионе образовательно-научным центром инновационного типа, и его развитие существенным образом зависит от эффективного использования в своей деятельности информационно-коммуникационных технологий. На современном этапе развития на университет возложено решение следующих проблем:

  1. формирование современного вуза как центра инноваций (интеграция в глобальное мировое сообщество, тесная связь с бизнесом в области совместных наукоемких разработок, развитие собственной научно-исследовательской базы). Закрепление статуса национального исследовательского университета;
  2. преодоление образовательного неравенства и повышение доступности образования, прежде всего, на основе  дистанционных форм обучения;
  3. подготовка специалистов для экономики знаний (новые государственные образовательные стандарты, программы и методики подготовки, образовательные услуги для студентов и населения, укрепление материально-технической базы вуза, информатизация высшего образования, сотрудничество с бизнес-сообществом в области подготовки специалистов).

ЕИП СГУ будем понимать как признанное многообразие объектов и субъектов комплекса, в качестве единых  условий для их функционирования. Речь идет не об унификации участников ЕИП, а о практической реализации принципа «ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ» с помощью информационных технологий.

В качестве главных компонент ЕИП предлагается зафиксировать следующие:

  • Организационные структуры;
  • Информационные ресурсы;
  • Средства информационного взаимодействия граждан и организаций.

Организационные структуры, в числе которых – Вычислительный центр (ВЦ), Поволжский региональный центр новых информационных технологий (ПРЦ НИТ), центр открытого образования (ЦОО), лаборатория геоинформационных систем и тематического картографирования функционируют и успешно решают возложенные на них задачи. ВЦ осуществляет комплексную автоматизацию управленческой и производственной деятельностей. ПРЦ НИТ решает задачи развития и поддержки интегрированной компьютерной сети университета. ЦОО разработал и внедрил комплекс программного обеспечения, осуществляющий поддержку системы дистанционного обучения в университете.

Информационные ресурсы представлены в университете широким спектром.

  • Базы данных на основе ИС 1С
  • Геоинформационные системы
  • Ресурсы Инновационных центров
  • Локальные ИС типа «Абитуриент» и другие
  • ИС ЗНБ
  • Хранилище ЭУМК
  • База НПА и НСИ
  • Информационные сайты и порталы, виртуальные музейные экспозиции
  • Хранилище программного обеспечения
  • Материалы информационной поддержки СМИ.

Средства информационного взаимодействия университета с гражданами и организациями развиваются в современном направлении посредством следующих инструментов:

  • Портал университета
  • Информационные ресурсы общего доступа
  • Система телекоммуникаций
  • Система сайтов подразделений
  • Узлы (Центры) обработки информации Инновационных центров
  • Системы Электронного Документооборота
  • Справочно-правовые системы.

В системе комплексного управления вузом имеются базовая основа  – ИТ-инфраструктура вуза и единое хранилище данных. Информационные сервисы в виде информационно-аналитических и информационно-справочных подсистем для обеспечения управленческо-административной  деятельности и различные подсистемы для учебного процесса являются связующими элементами всей конструкции ЕИП.

Предлагается следующая архитектура ЕИП университета. Ключевыми моментами в ней являются:

  • работы по сбору, хранению и предоставлению информации должны выполняться  на основании регламентов (нормативно-правовых актов университета);
  • трехслойное структурирование информации.

Первый слой– сбор и помещение информации в общеуниверситетские хранилища данных.

Второй слой– предоставление информационных ресурсов  общего доступа для внутриуниверситетских нужд и/или на основании требований законодательства.

Третий слой– предоставление информации с помощью Интернет технологий на общедоступные порталы.

В ходе реализации плановых мероприятий Вычислительным центром были разработаны: программная оболочка, отражающая данную концепцию, и ряд информационных систем в виде законченных модулей, обеспечивающих решение конкретной поставленной задачи.

Для указанной системы информационным ядром, обеспечивающим сбор, хранение, обработку и предоставление информации потребителю, в университете является ИС 1С: в составе подсистем – 1С: Бухгалтерия, 1С: Зарплата и кадры, 1С: Стипендия, 1С: Абитуриент (последняя подсистема плод собственной разработки).

Важнейшим ключевым узлом инфраструктуры системы ЕИП является сервер СУБД Oracle, хранящей все данные, с которыми работают пользователи ЕИПа. Именно связь схем данных СУБД обеспечивает объединение разнообразных модулей системы и возможность их совместной работы. Как первоисточник данных о сотрудниках, студентах и аспирантах взяты системы "1С Зарплата и Кадры" и "1С Стипендия". Этот выбор основывался на том, что в вышеперечисленных системах проводятся финансовые операции, что, соответственно, повышает степень актуальности данных, плюс длительный период времени данные системы полностью автоматизируют работу сотрудников бухгалтерии, отдела кадров и прочих административных подразделений СГУ.

Передача данных осуществляется с помощью уникального (разработанного сотрудниками ВЦ) конвертора, развернутого на веб-сервере - втором ключевом узле инфраструктуры ЕИПа. Конвертер представляет собой веб-сервис, способный передавать данные из формата ИС 1С в разнообразные форматы и в объеме, ограниченном только техническими характеристиками сервера.

Созданная система представляют собой комплекс модулей по точечному предоставлению информации конкретному потребителю с соответствующим сервисом. После прохождения авторизации пользователь получает доступ к модулям ЕИПа, список которых соответствует его служебным обязанностями.

На текущий момент разработано и внедрено около десяти модулей ЕИПа. Наиболее показательными являются:

Каталог публикаций- для сбора информации о публикациях сотрудников СГУ.

Пропуска- модуль позволяет вносить фотографии сотрудников, формировать и печатать  пропуска на основании принятого в университете Положения, по журналу отслеживать движение пропуска.

ОКП – модуль обеспечивает автоматизацию процесса организации государственных закупок и материально-технического снабжения в университете.

Список использованных источников
  1. Иванов В.А., Соловьев В.М. О концепции формирования единого информационного пространства университетского комплекса. Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. науч. Тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – с. 52-56.
  2. Иванов В.А., Соловьев В.М. О концепции формирования единого информационного пространства университетского комплекса. Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. науч. Тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – с. 52-56.
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Единое информационное пространство, автоматизация управленческой деятельности вуза