Система дистанционного образования в Саратовском государственном университете
Дистанционное обучение (ДО) – это инновационный подход к обучению в системе образования, тесно интегрированный с информационными технологиями, развитие которых дало возможность сделать обучение студента удобным и гибким. Характерно, что ДО предусматривает активный обмен информацией между обучающимися и преподавателями, а также между самими обучающимися.
Система дистанционного образования (СДО) – «Ipsilon-2.0» – собственная уникальная разработка Университета, представляющая комплекс прикладных программ, функционирует и развивается в Саратовском государственном университете третий год (с 2008 года).
Пять прикладных программ зарегистрированы в Роспатенте.
На Всероссийском форуме «Образовательная среда – 2010» «Ipsilon-2.0» победила в номинации «Корпоративные системы дистанционного образования».
В рамках развития и реализации приоритетных направлений Национального исследовательского университета СГУ Центром открытого образования 20.12.2010 г. создано ООО «Профф-Эл». Деятельность малого инновационного предприятия заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности.
Основные принципы
системы дистанционного образования СГУ «Ipsilon 2.0».
- Основой системы является социально-образовательная сеть для работы с учебно-методическими материалами, общения между преподавателями и студентами, подсчета рейтинга для студентов, формирования отчетов по всем действиям студента и преподавателя на образовательном портале;
- Обучение реализуется как в рамках групповой модели, так и в индивидуальном порядке на базе установленных СГУ классов дистанционного доступа в Саратовской и Волгоградской областях (13 классов);
- Вместе с on-line реализована технология off-line обучения;
-
Обучение осуществляется:
- для разных категорий населения (в том числе с ограниченными физическими возможностями),
- всех уровней образования (СПО, ВПО, дополнительных образовательных программ);
-
Разработана собственная система видеоконференций:
- использует университетский сервер;
- одновременное общение до 11 участников;
- количество подключающихся не ограничено;
- «виртуальная доска» для загрузки и показа презентаций, flash-роликов, текстов.
-
Автоматизация учебного процесса:
- отправка и получение контрольных работ через личную страницу СДО;
- формирование экзаменационной/зачетной ведомости;
- уведомление о выставлении отметок и проверке контрольных работ;
- Прикладные программы СДО могут функционировать как в комплексе, так и независимо друг от друга в виде отдельного приложения;
- Работоспособность системы во всех известных обозревателях сети Интернет.
Функционирование системы дистанционного образования СГУ «Ipsilon 2.0»
- более 1200 студентов заочной формы, обучающихся в СДО;
- в среднем 2 000 посетителей на образовательном портале ежедневно;
- 15 специальностей и направлений подготовки;
- в СДО работают более 10 факультетов/институтов университета;
- разработано более 650 электронных учебно-методических материалов;
- в СДО работают более 190 аспирантов, доцентов и профессоров университета;
- возможность обучения из любой точки земного шара;
География посещений/входа на образовательный портал системы ДО СГУ
- более 230 городов России и зарубежья;
- 13 классов дистанционного доступа по Саратовской и Волгоградской областям (современная материально-техническая база, подключение к сети Интернет).
Применение прикладных программ СДО
«Ipsilon-Reader» – оффлайновый просмотрщик учебно-методических материалов. Если студенту затруднительно постоянно быть в Интернете мы предоставляем ему возможность работы с курсами в режиме off-line. Курсы и тесты зашифрованы, работать с ними можно только в оболочке «Ipsilon-Reader». Кроме того программа осуществляет сбор информации о работе студента с курсами и результатах тестов, шифрует их и предоставляет возможность отправить эти данные на сервер для обработки статистической информации.
«Ipsilon-Reader» является основой в рамках реализации проектов разработки электронных мультимедийных материалов для подготовки к ЕГЭ, предназначенных для школьников, и специалистам различных отраслей знаний, которые интересуются историей и культурой российских немцев.
Редактор учебно-методических комплексов «Ipsilon-Editor». Предоставляет удобный интерфейс для создания курсов, легкий импорт из популярных текстовых редакторов (Word, OpenOffice-Writer), интеграция мультимедиа компонентов. Создание и редактирование математических формул. Включает удобный редактор тестов.
Электронная библиотека учебно-методических материалов «Ipsilon-UMK», позволяющая управлять курсами системы ДО, работать с учебными планами и т.п., а также включающая в себе менеджер заданий для группы администраторов, занимающихся модерацией системы ДО.
Основными разделами, компонентами системы, которые дают возможность осуществлять внутрисистемные и межпрограммные связи, являются:
-
Библиотека электронных учебно-методических материалов (ЭУММ). В состав ЭУММ авторы при создании материалов включают:
- программу курса;
- учебно-методические материалы (учебники, пособия, учебно-информационные программы);
- материалы для контроля знаний.
- Библиотека дисциплин – перечень дисциплин, соответствующих учебному плану.
- Учебные планы – учебные планы ВУЗа.
- База преподавателей – данные профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации учебного процесса в системе ДО.
- Группы студентов – база студенческих групп с личными данными студентов.
«Ipsilon-Web» – социально-образовательная платформа с web-интерфейсом построена таким образом, чтобы по максимуму предложить все необходимые инструменты для обучения и общения.
Включает в себя следующие подсистемы:
- работа с учебно-методическими курсами и тестами;
- система обмена сообщениями между преподавателями, студентами и администраторами;
- образовательные форумы и чаты;
- система распределения баллов между модулями и практическими занятиями для учебно-методических курсов преподавателей;
- система подсчета рейтинга для студентов;
- система уведомлений и событий для преподавателя и студента;
- система событий для донесения оперативной информации до студентов и преподавателей;
- система отчетов по всем действиям студентов и преподавателей на образовательном портале;
- а также дополнительные функции мониторинга за процессом обучения для администратора и многое другое.
Отказ от дорогостоящей системы управления базами данных Oracle и переход на бесплатную СУБД PostgreSQL позволит не только уменьшить финансовые затраты, но и повысить удобство внедрения системы.
http://www.sgu.ru/node/63238 – вход на образовательный портал СДО СГУ.
«Ipsilon-Video» – система видеоконференций позволяет осуществлять непосредственный контакт преподавателей со студентами. Подключение к видеоконференции возможно из любой точки земного шара со своего собственного ПК или ноутбука.
- Минимальные затраты на оборудование со стороны участника: компьютер (ноутбук), сеть Интернет, браузер (поддержка технологии AdobeFlash – бесплатная), гарнитура с микрофоном.
- Различные режимы проведения видеоконференции: «совещание» (два одновременных участника конференции), «обсуждение» (до 11 одновременных участников конференции).
- Наличие белой виртуальной доски с возможностью рисования, набора текста и загрузки изображений в известных форматах.
- Возможность загрузки и показа презентаций, flash-роликов средствами белой виртуальной доски.
- Обмен текстовыми сообщениями до-, во время и после видеоконференции.
- Неограниченное количество участников и одновременных трансляций (комнат вещания).
- Расширенные настройки качества транслируемого изображения для адаптации под любые Интернет-каналы. Возможность проведения видеоконференций с качеством 480p. (640х480).
- Возможность внедрения (встраивание) в любое Web-приложение.
- Простой, высоколинейный механизм обновлений и перехода на новую версию сервера и приложения (клиента).
- Гибкие настройки интерфейса приложения (клиента) и адаптация под конкретные требования.
Техническая составляющая проекта
При построении веб-ориентированной СДО важно иметь надежный сервер приложений – программная платформа, предназначенная для эффективного исполнения процедур (программ, механических операций, скриптов) которые поддерживают построение приложений.
Сервер приложений действует как набор компонент, доступных разработчику программного обеспечения через API (интерфейс прикладного программирования), определенный самой платформой.
Необходимо иметь качественную СУБД (система управления базами данных) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.
Использование открытого (свободного) программного обеспечения для этих решений позволяет сделать приобретении СДО максимально доступным для организаций различных видов деятельности. Рекомендуемое (но далеко не единственное) решение, которые реализовано – это PostgreSQL – свободная объектно-реляционная СУБД, существует в реализациях для следующих платформ: Linux, Solaris/OpenSolaris, Win32, Mac OS X, FreeBSD, QNX 4.25, QNX 6.
Для сервера приложений – сервер приложений с открытым исходным кодом, в основу которого заложена часть кода Java System Application Server компании Sun (сейчас Oracle) и ORM TopLink (решение для хранения Java объектов в реляционных БД, предоставленное Oracle). В качестве сервлет-контейнера в нём используется модифицированный Apache Tomcat, дополненный компонентом Grizzly, использующим технологию Java NIO.
Развертывание СДО прозрачно и быстро, вам достаточно выбрать СУБД, которая вам необходима (включает бесплатные и коммерческие аналоги), сервер приложения с поддержкой Java.
Существующие решения
Наиболее значимые и востребованные на сегодняшний день следующие представители систем дистанционного обучения/тренинга:
- «Прометей»;
- «RedClass»;
- «Competentum. Magister»;
- «Competentum. ShareKnowledge».
Основными недостатками представленных систем являются:
- ориентированность на корпоративное использование;
- реализация принципов одной образовательной программы;
- привязка к дорогостоящим продуктам Microsoft;
- переход к следующей версии требует существенных трудозатрат;
- жесткие, тяжелые требования к серверной части (СУБД Oracle);
- проблемы с русской кодировкой при занесении разработанных курсов в базу данных СДО.
Существующие решения для проведения видеоконференций, такие, например, как Skype или VZOChat, имеют существенные недостатки:
- необходимость установки дополнительного программного обеспечения на ПК;
- видеоконференции в режиме «один на один» (только 2 одновременных участника);
- неоправданный расход трафика из-за удаленности сервера;
- не предусмотрены инструменты для интерактива (виртуальная доска, возможность показа презентаций, видеороликов).
Ни одна из приведенных систем ДО, наиболее известных на рынке образовательных услуг, не удовлетворяет требованиям, поставленными при разработке СДО СГУ. Проект по внедрению известной СДО мог бы затянуться по времени и сопровождаться жесткими финансовыми вложениями.
Именно поэтому университет разработал свою собственную уникальную систему ДО, систему нового поколения, которая решает задачи с учетом специфики и требований проекта «Система дистанционного образования СГУ».
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | система дистанционного образования, инновационные образовательные технологии, заочное обучение, непрерывное образование, открытое образование |
Презентация доклада | Загрузить |
|