Подготовка аналитиков: междисциплинарный подход
Сейчас повсеместно растет спрос на специалистов по работе с информацией — аналитиков. На современном рынке информационных технологий потребность в аналитиках приближается к устойчивой потребности в программистах-разработчиках. По различным оценкам, это одна из самых малочисленных, высокооплачиваемых и дефицитных в мире специальностей. Этих специалистов называют по-разному — системные аналитики, постановщики задач, инженеры по знаниям, инженеры-когнитологи. По-английски это — knowledgeengineersand/orbusinessanalysts.
В дальнейшем росте карьера аналитика может довести до ИТ-директора (CIO), которая уже относится не к инженерной роли, а к позиции топ-менеджмента. Исследование IBM CIO Leadership Forum Study было проведено путем опроса более чем 170 руководителей ИТ-служб ведущих компаний разных стран мира. Оно показало, что технологии и руководители ИТ-служб играют все более стратегическую роль в выработке инноваций и поддержке роста своих компаний [1]. В той же работе обсуждаются результаты глобального исследования «Предприятие будущего», которое также подтверждает возрастающую роль личных аналитических и инновационных качеств топ-менеджеров.
Существуют такие профессии и виды деятельности, для которых природные качества личности (направленность, способности, темперамент) могут иметь характер абсолютного показания или противопоказания к занятиям. По-видимому, аналитическая работа принадлежит к таким профессиям.
Попытаемся очертить профессиональный профиль позиции аналитика:
- умение выявлять и формулировать цели и требования;
- эффективный анализ потребностей пользователей;
- руководство IT-проектами;
- локализация ошибок;
- владение методами моделирования и документирования бизнес-процессов;
- навыки профессионального структурирования информации;
- успешные коммуникативные навыки;
- высокая обучаемость и стремление к инновациям.
Очевидно, что подготовка таких специалистов требует междисциплинарного подхода, который на Западе осуществляется в рамках «informationscience», науки, которой нет в российских университетах. Ее «ближайшая» родственница — информатика, имеет у нас сильный технический аспект. В результате в России уже явно заметна тенденция обходиться без аналитиков, заменяя их таинственным словом «внедренец». На практике это означает, что корпоративные информационные системы разрабатываются в основном специалистами ИТ (читай программистами).
На самом деле руководителем коллектива разработчиков любой информационной системы должен быть именно аналитик. Так как этот специалист участвует во всех стадиях проекта от технического задания до сдачи в эксплуатацию.
Игнорируют же аналитиков по очень простой причине — их просто не хватает, так как квалификация аналитика должна отвечать самым высоким требованиям. При этом его базовое образование не обязательно должно быть техническим.
Подготовка таких специалистов требует включения в программу обучения таких новых дисциплин как:
- Requirement Engineering
- Human-Computer Interaction
- Knowledge Engineering
- Document Governance
- Knowledge management.
В докладе описывается опыт Высшей школы менеджмента по подготовке бизнес-аналитиков — на всех уровнях обучения — бакалавриат, магистратура, MBA, корпоративные тренинги. Подробно обсуждаются курсы по инженерии знаний и управлению знаниями. Инженерия знаний — это ветвь информатики, изучающая модели и методы извлечения, структурирования и формализации (представления) знаний для их обработки в интеллектуальных и информационных системах [2].
Также в докладе описываются некоторые выявленные психологические требования к личностному профилю аналитика. Определение Ноэль [3] вполне подходит и для аналитика: «Он должен выглядеть здоровым, спокойным, уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе, быть опрятно одетым, ухоженным». Образная краткая характеристика интервьюера приведена ей же — «общительный педант».
Учет природы когнитивных (от англ. cognition — познание) или познавательных процессов человека влияет на успешность его профессиональной деятельности. Под когнитивным стилем человека понимается совокупность критериев предпочтения при решении задач и познании мира, специфическая для каждого человека. Когнитивный стиль определяет не столько саму эффективность деятельности, сколько способ достижения результата. Это способ познания, который позволяет людям с разными способностями добиваться одинаковых результатов в деятельности. Выделяют несколько важных характеристик когнитивного стиля [4]:
- полезависимость — поленезависимость
Поленезависимость позволяет человеку акцентировать внимание лишь на тех аспектах проблемы, которые необходимы для решения конкретной задачи, и отбрасывать все лишнее, то есть не зависеть от фона или окружающего задачу шумового поля. Эта характеристика коррелирует с такими чертами личности, как невербальный интеллект, аналитичность мышления, способность к пониманию сути. По некоторым данным мужчины более поленезависимы, чем женщины.
- импульсивность — рефлективность (рефлексивность)
Под импульсивностью понимается быстрое принятие решения (часто без его достаточного обоснования), а под рефлексивностью — склонность к рассудительности. Рефлексивность по экспериментальным данным коррелирует со способностью к формирования понятий и продуктивностью стратегий решения логических задач.
- ригидность — гибкость
Фактор «ригидность — гибкость» характеризует способность человека к изменению установок и точек зрения в соответствии с изменяющейся ситуацией. Ригидные люди не склонны менять свои представления и структуру восприятия, напротив, гибкие легко приспосабливаются к новой обстановке. Увеличение ригидности с возрастом отмечается многими психологами.
- когнитивная эквивалентность.
Когнитивная эквивалентность характеризует способность человека к различению понятий и разбиению их на классы и подклассы. Чем уже диапазон когнитивной эквивалентности, тем более тонкую классификацию способен провести индивид, тем большее количество признаков понятий он может выделить. Обычно у женщин диапазон когнитивной эквивалентности уже, чем у мужчин.
При определении профессиональных требований к аналитику, следует учитывать, что ему необходимы различные навыки и умения для грамотного и эффективного проведения процессов извлечения, структурирования и формализации информации о текущих бизнес-процессах на предприятии.
Аналитик вынужден иметь дело со всеми (рис.1) формами представления информации (данных и знаний):
Очевидно, что работа с каждым i-ым «лепестком» этого информационного «цветка» требует различных профессиональных навыков и умений.
Так, например, работа на уровне I8 требует от аналитика знакомства с элементами когнитивной психологии и способами репрезентации понятий и процессов в памяти человека, с двумя основными механизмами мышления — логическим и ассоциативным, с такими способами активизации мышления как игры, мозговой штурм и др., с различными моделями рассуждений.
Изучение и анализ текстов на уровнях I1 и I4подразумевает широкую общенаучную подготовку инженера; знакомство с методами реферирования и аннотирования текстов; владение навыками быстрого чтения, а также текстологическими методами извлечения знаний.
Разработка моделей для I2 требует квалифицированного знакомства с методологией системного анализа, методов моделирования бизнес-процессов, а иногда и математического моделирования. При разработке финансово-аналитических систем необходима серьезная подготовка по финансовому менеджменту и основам бухгалтерского учета. Кроме того, аналитику необходимо владеть методологией разработки КИС, включая методы быстрого прототипирования.
И, наконец, программная реализация систем, в которой инженер по знаниям участвует вместе с программистом, подразумевает овладение практическими навыками работы на компьютере и, возможно, одним из языков программирования.
В теории и практике разработки интеллектуальных систем есть термин – инженер по знаниям, это не очень удачная калька с английского knowledgeengineer. Но по сути она довольно точно отражает инженерный характер деятельности аналитика, включающей как работу по анализу информации, так и по ее синтезу.
Обычно, инженеров по знаниям «выращивают» из программистов, но это не обязательно, просто инженерное образование является хорошим подспорьем в такого рода деятельности. На самом деле, очевидно, что хороший аналитик — это человек чрезвычайно широкого профессионально-личностного диапазона.
Рис.1. Разнообразие форм производственной информации
Наш опыт по подготовке аналитиков [5] показывает, что из членов группы, проходящей корпоративный тренинг по инженерии знаний, менее 40% участников могут выполнить все тесты и успешно закончить обучение. При этом наиболее успешными оказались сотрудники, имеющие филологический диплом, и экономические специалисты.
- Корнильев К. Г.. Предприятие будущего: результаты глобального исследования компании IBM. Российский журнал менеджмента, том 7, N1, 2009. – с. 149-178
- Гаврилова Т.А. Введение в инженерию знаний. В книге «Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями» (глава 25). Под ред. Б.З. Мильнера, М.: ИНФРА-М, 2009. – с.480-500.
- Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. М.: Изд-во «Ава-Эстра», 1993
- Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. Изд-во «Пер Сэ», 2002
- Гаврилова Т.А., Лаптев Ю.В. Откуда берутся и куда уходят аналитики. Сетевой журнал, N3, 2002. - c.11-13.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Аналитик, инженерия знаний |
|