Подготовка бакалавров и магистров по ИТ-специальностям
Современная система высшего образования выпускает достаточно много специалистов, обладающих знаниями о современных информационных технологиях. Тем не менее, образовательные курсы рассматривают каждого студента как изолированную единицу. Факультеты выпускают бакалавров и магистров по различным ИТ-специальностям, в процессе обучения по которым студент общается и совместно работает над проектами только со студентами своей же специальности. Таким образом, будущий бакалавр или магистр не имеет профессионального взаимодействия со студентами смежных специальностей и, следовательно, не получает необходимых навыков работы в команде разработчиков ИТ-проектов. Кроме того, в современном образовательном процессе присутствует проблема «пустых» курсовых проектов, дипломных работ и диссертационных исследований. Возникает данная проблема в том случае, если результаты научной работы не имеют практического применения, или в ходе работы студенту приходится пропускать или имитировать некоторые этапы в силу отсутствия необходимых знаний или навыков.
С другой стороны предприятия-потребители ИТ-ресурсов требуют уже готовых специалистов, обладающих навыками работы в ИТ-отрасли, где взаимодействие между профессионалами различных специальностей достаточно сильно. Причем немаловажным, а во многих случаях решающим фактором становится наличие навыков взаимодействия с коллективом, работающим над общей проблематикой.
Обозначенные проблемы подготовки ИТ-специалистов требуют разработки новых методик обучения.
На основании многолетнего опыта работы с представителями различных секторов ИТ-отрасли (Microsoft, InterSystems, SAS, Honeywell, БПЦ и др.), а также внедрения инновационных методик обучения ИТ-предметам кафедре «Кибернетика» Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» удалось значительно продвинуться в решении данных проблем при обучении дипломированных ИТ-специалистов [1][2].
Однако, сейчас высшее образование переходит от специалитета к двухэтапной модели «бакалавр-магистр», что требует модернизации существующих образовательных программ.
В рамках перехода к новым образовательным и отраслевым [3] стандартам обучения дипломированных бакалавров и магистров по ИТ‑специальностям предлагаются следующие концепции:
- внедрение сквозного учебного курса «Технология программирования», аккумулирующего знания и опыт студентов;
- переход от «навязываемого» набора предметов к самостоятельному выбору необходимых курсов по специализациям;
- совместная работа студентов смежных специальностей в рамках курса «Технологии проектирования».
Главная концепция – формирование сквозного курса («Технология программирования»), который позволит студентам применять приобретаемые ими знания, одновременно обучаясь работать в команде. Имеет смысл включать курс «Технология программирования» в учебную программу начиная со 2-го курса. На 2-ом курсе студенты объединяются в команды по 2-3 человека и реализуют в течение семестра достаточно простое приложение, стараясь пройти основные этапы жизненного цикла разработки программного обеспечения: написание требований, разработка кода, тестирование. Это поможет студентам узнать различные области ИТ, а также понять свои предпочтения. Далее, на 3-ем курсе студенты объединяются в группы по 5-7 человек и приступают к реализации нового проекта, уже более сложного и требующего определенных навыков. На 4-ом курсе группа студентов из 15-20 человек приступает к выполнению нового большого проекта, самостоятельно выбирая его тему. Компании-партнеры ВУЗа могут участвовать в формировании темы проекта, что позволит, в случае успешного завершения проекта, получить сформированную команду разработчиков. Студент же по окончании проекта получит опыт работы над решением актуальных задач, что позволит ему взвешенно выбрать направление специальности магистра, или покажет, что имеющиеся у него знания достаточны для успешной работы в отрасли.
Необходимо также интегрировать данный сквозной курс с другими учебными дисциплинами (теория вероятностей, методы оптимизации, численные методы и т.п.) для того, чтобы курсовые задания по данным дисциплинам имели непосредственное отношение к завершенной студентами работе на предыдущих семестрах. Такой подход создаст цельную картину образовательного процесса у обучаемых, а также покажет применимость и практическую пользу преподаваемых дисциплин.
Следующей концепцией является выбор студентом, исходя из принципов Болонской системы [4], набора учебных дисциплин внутри специальности, которые он хотел бы посещать. В качестве вариантов предметов могут выступать не только официальные дисциплины, предлагаемые стандартом образования, но и дополнительные курсы, организуемые кафедрой в рамках СКИБ-22 (студенческого конструкторско-исследовательского бюро) по различным направлениям. Получая в рамках курса «Технология программирования» поверхностные знания обо всех ролях в коллективе разработчиков на 2-ом и 3-ем курсах последовательно, студенту предоставляется возможность на 4-ом курсе влиться в работу по специальности, учитывая особенности выбираемых им курсов в ходе обучения. При этом на 4-ом курсе в рамках курсового проекта «Технологии программирования» группа из 15-20 студентов может формироваться из студентов различенных кафедр факультета. Такой подход к формированию группы необходим для того, чтобы роли, определенные для успешной разработки проекта, были заняты студентами, имеющими необходимые навыки и знания. В таком случае студент может полностью раскрыть свой потенциал в выбранной им специализации.
Важной частью работы в проектной группе так же является профессиональное взаимодействие между участниками. При размере группы в 15-20 человек структура группы не является чрезмерно сложной, а, следовательно, отдельные ее члены не изолируются от остального коллектива. В ходе разработки участники группы, обучающиеся по разным специальностям, будут получать информацию от коллег и осваивать основы взаимодействия. Кроме того, учитывая малый размер коллектива, они получат множество разносторонних знаний об информационных технологиях и смежных областях. Участие в проектах студентов, чья специализация наиболее полно соответствует роли в проекте, позволит уменьшить время дополнительного обучения в рамках выбранной проектной цели, а значит увеличить эффективное время разработки проекта, что, в конечном счете, существенно увеличит число успешно завершенных проектов.
Для бакалавров, поступающих в магистратуру, предполагается расширить учебный курс «Технология программирования» за счет вовлечения в разработку программных проектов студентов с других факультетов. Таким образом, проектный коллектив будет включать в себя не только сформированную команду разработчиков (менеджеры, аналитики, тестировщики, программисты), но и юристов для оформления интеллектуальных прав и патентов, экономистов для определения экономических показателей проектов и т.п. В этом случае цели проектов могут диктоваться не только компаниями, производящими ИТ-продукты и являющимися партнерами ВУЗа, но и компаниями-потребителями ИТ.
Вышеописанная концепция позволяет решить проблему заинтересованности студентов в обучении. Студент, работающий над подобным проектом, в первую очередь применяет именно те навыки, которые составляют основу выбранной им специализации. Немаловажным фактором является актуальность проекта, работа над которым покажет студенту некоторый срез ИТ-области и познакомит его со специфическими требованиями и методиками разработки ИТ-проектов. Такой подход обеспечит студента знаниями о перспективах трудоустройства в отрасли.
В целом, предложенные концепции требуют тесного сотрудничества компаний ИТ-отрасли и ВУЗа. Предприятиям-партнерам такое сотрудничество даст возможность получать бакалавров или магистров, имеющих не только общие знания и навыки в разработке ИТ-проектов, но и специфические знания о разработке проектов именно этих предприятий. Эта возможность основывается на участии предприятий в формировании цели проекта, курировании его этапов или непосредственном участии некоторых сотрудников Заказчика в студенческой исследовательской работе. А участие в проектах студентов различных специальностей позволит формировать к концу обучения готовые команды разработчиков для предприятий ИТ-отрасли
- Синицын С.В., Петухова Е.А., Садчиков С.М., Налютин Н.Ю. Индивидуальная подготовка ИТ-специалистов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a= vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=234&id_thesis=8069, свободный. – Яз. рус., англ.
- Давыдов А.А., Петухова Е.А., Садчиков С.М., Синицын С.В. Разработка сложных высококритичных систем Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Восьмой открытой всероссийской науч.-практ. конф. / Петрозаводский гос. ун-т. - Петрозаводск, 2010. Стр.118-122.
- Профессиональные стандарты в области ИТ на сайте Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ), http://www.apkit.ru/committees/education/ meetings/standarts.php
- Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2002. - 126 с
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
|