НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ

Авторы: Торопова Ольга Анатольевна 1, кандидат технических наук, доцент
Кирина Вероника Андреевна 2
1 Саратовский государственный технический университет, 2 студентка СГТУ специальности ПИН
Статья посвящена проблеме отсутствия качественной концепции непрерывного образования работников вузов. Обсуждаются вопросы, связанные с трудностями преподавания информационных дисциплин, обучением и мотивацией преподавателей .

Современные информационные технологии стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности функционирования всех сфер общественной деятельности. Процесс информатизации общества обусловил потребность в непрерывном образовании и самообразовании его членов в течение всей жизни.

 Особая роль в процессе создания и использования новых информационных технологий  принадлежит системе образования и особенно высшей школе, как основному источнику квалифицированных высокоинтеллектуальных кадров и мощной базе фундаментальных и прикладных научных исследований. Система образования  является с одной стороны потребителем, а с другой - активным производителем информационных технологий. Эти технологии используются и далеко за  пределами системы, что позволяет говорить о практической реализации концепции перехода от информатизации образования к информатизации общества.

Образование должно отражать все передовые тенденции развития производства и общества, прогнозируя и опережая их. Система  образования на современном этапе должна уметь уловить направления изменений, спрогнозировать развитие технологий и технологических комплексов, а также формализовать методически и внедрить эти технологии в процесс обучения для приобретения студентами практических и теоретических знаний и навыков в использовании, разработке и прогнозировании развития информационных технологий в производстве и экономике в целом. Научные учреждения и ВУЗы  одними из первых  начали применять новые информационные технологии в научных и учебных целях, создавать локальные компьютерные сети, объединять их и организовывать собственные каналы  выхода  в глобальные компьютерные сети и так далее.

Одной из задач высшего учебного заведения является выпуск востребованных на рынке труда специалистов. Обучение должно строиться на активном использовании новых информационных технологий. Преподаватели, обеспечивающие проведение занятий, должны иметь соответствующую профессиональную подготовку и располагать необходимыми учебно-методическими средствами. Немаловажен поэтому фактор усиления материально-технической базы высших учебных заведений.  В результате, скажем, обучения на устаревшей технике, выпускник не сможет эффективно применить приобретенные  знания на производстве и, при этом не будет знать другие методы решения проблем.  Еще более печально, если и теоретические знания второй свежести. Ни о какой эрудированности новоиспеченного специалиста в этом случае говорить не приходится.

  Эти и другие проблемы требуют изменения стратегий подготовки не только студентов - будущих специалистов, но и постоянной переподготовки научно-преподавательского состава.

Квалификация преподавателей определяет качество подготовки молодых специалистов в высшей школе. Для преподавателей высшей школы это означает непрерывное самообразование с целью поддержания высокого уровня профессионально-педагогической культуры,  знакомство их с новейшими достижениями в профессиональной сфере деятельности. Абсолютное большинство преподавателей осознает потребность и необходимость в повышении своей квалификации, прежде всего в области использования компьютерных и телекоммуникационных технологий. В силу специфики своей работы преподаватель просто вынужден обладать самыми современными и актуальными знаниями, а также уметь использовать их в своей профессиональной деятельности.

К сожалению, комплексного решения задачи переподготовки современныхпреподавателей вузов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня в аспекте информатизации высшей школы на данный момент не существует. Темп жизни увеличивается все быстрее. Объем информации в сфере компьютерных технологий удваивается каждый год. Количество компьютерных программ и технологий   в различных областях знания растет в геометрической прогрессии. И если на этом фоне в преподавании базовых естественно-научных дисциплин мало что меняется (хотя, безусловно, и здесь необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень), то преподавателям информационных дисциплин приходится очень и очень нелегко. Срок жизни учебного курса по информационным дисциплинам – максимум три года. При существующих темпах развития он скорее всего не будет превышать 1-2 лет. Даже просто уследить за всеми появляющимися на рынке новинками весьма сложно. А ведь преподаваемой технологией  необходимо овладеть в совершенстве, а для этого нужны некоторые условия -  время,  программное обеспечение, методическая  литература, современное компьютерное оборудование.

В последние годы стремительно развиваются  технологии мультимедиа. В современном инновационном вузе преподавание всех без исключения дисциплин должно проводиться с использованием  во время лекционных и практических занятий мультимедийных средств обучения и мультимедиа-презентаций. При этом предполагается, что преподаватель должен самостоятельно освоить тонкости создания таких презентаций  и  других мультимедийных средств получения знаний. Как правило, никаких специализированных курсов для педагогов в вузе не предусматривается.

Современные знания, необходимые для эффективной преподавательской деятельности в информационных дисциплинах можно получить сегодня  в специализированных учебных центрах или  на специализированных кафедрах  вузов. Но учебные центры давно переведены на коммерческую основу, существующая система ФПК, мягко говоря,  не дает большого эффекта. Не новость, что заработная плата работника вуза оставляет желать много лучшего.  Специализированная литература стоит очень дорого, вузовские библиотеки компьютерную литературу покупают в мизерных количествах по причине высокой цены и быстрого устаревания.

Большое число преподавателей восполняют  пробелы в своем образовании самостоятельно. Но самообразование не панацея, нельзя рассчитывать только на сознательность и естественное стремление преподавателя быть компетентным специалистом своей области.  Должна иметь место и помощь со стороны  руководства учебными заведениями. Необходима качественная концепция непрерывного  образования работника вуза. Образовательные проблемы преподавателей  в области информационных технологий   не могут безнаказанно игнорироваться в течение долгого времени. Иначе произойдет неизбежное снижение качества образования.

В настоящий момент важнейшей задачей  современного вуза является просвещение, обучение и мотивация преподавателей – специалистов в различных образовательных областях – к работе в области новых информационных технологий.  

 

Тип выступления  Стендовый доклад и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  система образования проблемы переподготовки информатизация образования профессиональная переподготовка