Об опыте взаимодействия кафедры КИС НИУ ВШЭ с ИТ-компаниями
Очевидно, что решение вопроса о подготовке высококвалифицированных кадров в области ИТ невозможно без выстраивания системного взаимодействия вузов и ИТ-компаний . Этот вопрос ежегодно обсуждается на многих крупных конференциях, посвященных развитию образования в области ИТ.
Для каждого вуза актуален целый ряд конкретных вопросов взаимодействия с бизнесом: организация производственной/преддипломной практики, разработка тематик курсовых и дипломных работ, обеспечение качества преподавания, создание резерва кадров для обновления ППС кафедр и др.
Рассмотрению опыта решения вышеобозначенных задач на примере кафедры корпоративных информационных систем (КИС) факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ посвящен представленный далее материал тезисов.
Организация производственных/преддипломных практик - одна из самых важных точек взаимодействия кафедры с ИТ-компаниями, ведь зачастую наличие такого рода связей определяет привлекательность выпускающей кафедры не только для студентов старших курсов, но и факультета и вуза в целом - для абитуриентов.
Первые попытки взаимодействия кафедры КИС с ИТ-компаниями сводились к разовым выступлениям маркетингового характера. Несмотря на то, что становление образовательного направления бизнес-информатика было продиктовано острой нехваткой специалистов в области информационных систем, и активное участие в создании первого факультета бизнес-информатики приняли ведущие игроки российского ИТ-рынка, такие как: Microsoft, SAP, 1С , IBS, Крок, Ланит и др., ‑ долгое время не удавалось перевести отношения с бизнесом на новый уровень: организовать частичную занятость студентов в рамках прохождения производственной/преддипломной практики на проектной базе ИТ-компаний.
Проведенный опрос представителей ИТ-компаний позволил выявить основные причины, ограничивающие развитие партнерских отношений с потенциальными работодателями. Ими оказались:
- жестко установленные сроки и продолжительность проведения практики;
- невозможность привлечения студентов на полный рабочий день;
- отсутствие гарантии отдачи от затрат, понесенных на обучение стажеров-практикантов.
И если вопрос со сроками был решен просто: студентам в индивидуальном порядке предоставлялась возможность изменить сроки прохождение производственной/преддипломной практики при сохранении ее продолжительности, - то найти способы устранения прочих причин было несколько сложнее. Дальнейший анализ ситуации определил основные направления работы кафедры:
- качественная подготовка студентов, отвечающая потребностям бизнеса;
- информирование компаний о возможностях наших студентов;
- обеспечение условий для совмещения работы с учебой.
Понятно, что качественная подготовка студентов – залог успеха взаимодействия с потенциальными работодателями, поэтому уровень знаний и наличие практических навыков должны быть столь высокими, чтобы частичная занятость студента-практиканта в ресурсном отношении не была обременительна для работодателя. А это значит, что, помимо знаний, предусмотренных образовательными стандартами, студенты, приходя на производственную/преддипломную практику, уже должны обладать профессиональной зрелостью, обеспечивать передачу приобретенных профессиональных знаний и умений другим, уметь справляться со сложными и чередующимися рабочими заданиями, быть готовыми к ответственности за распределение ресурсов и за работу других, т.е. соответствовать третьему уровню требований профстандартов [4].
Для обеспечения подготовки, соответствующей выдвинутым требованиям, кафедрой разрабатываются учебники и методические пособия [1,2], на основе современных информационных технологий внедряются в учебный процесс новые оригинальные методики преподавания специальных профессиональных дисциплин [5], разрабатываются сайты учебных курсов [7].
Совместная работа кафедры с ИТ-компаниями по подготовке и проведению специальных дисциплин, успешно дополняет подготовку специалиста по определенному профилю. Такой формат взаимодействия подразумевает на первом этапе проведение компанией мастер-классов или факультативных занятий, и, только в случае удачно опыта, кафедра включает дисциплину в учебный план следующего года как предмет по выбору. Сегодня кафедрой совместно с представителями ИТ-компаний подготовлен и реализуется целый ряд подобных дисциплин [6], например: «Структура и процессы жизненного цикла дата-центра» (Группа компаний «СТЕК»), «Информационные системы управления взаимоотношениями с клиентами» (компания NaviConGroup), «Информационные системы управления финансами компании» (компания «ИнтелГрупп»), «Основы работы в системе SAPR/3» (преподается сотрудником компании BearingPointпри поддержке глобальной академической инициативы Университетский Альянс SAP).
Предложенная форма взаимодействия кафедры с ИТ-компаниями, за счет знакомства специалистов компании со студентами в ходе учебного процесса, значительно упрощает отбор студентов на производственную/преддипломную практику и, что особенно важно, является источником непрерывного развития учебных планов и обновления ППС кафедры за счет ИТ-специалистов компаний.
Хотелось бы особо отметить заинтересованность специалистов компаний в преподавательской деятельности, престиж которой значительно повысился в последнее время. Опрос показал, что общение со студентами в процессе проведения занятий позволяет самим преподавателем формализовать свои мысли о предмете дисциплин и дает им толчок к развитию новых идей и планов. Сегодня численность преподавателей–совместителей из ИТ-компаний составляет порядка 30% штатного состава кафедры, половина из них в возрасте до 30 лет.
Сложно представить себе развитие выпускающей кафедры без наличия сети партнерских отношений. В этом, активно помогают выпускники кафедры. Построение отношений «от студента к коллеге», особенно в магистратуре [6], привело к становлению и развитию партнерских контактов с такими компаниями как: Accenture, ATKearny, BearingPoint, NaviСon, SAP.
Развитию сети партнерских отношений также способствует участие преподавателей кафедры в тренингах, семинарах, конференциях. Так, например, на курсах повышения квалификации в компании PMExpert, зародились отношения кафедры КИС с компанией BearingPoint, которые успешно развиваются и по сей день, в том числе, за счет успешного трудоустройства туда нескольких студентов и выпускников кафедры.
Другой пример ‑отношения с компанией STS-Vostok, которые после приглашения преподавателей кафедры на тренинг по управлению проектами на базе компьютерной симуляции SimulTrainпревратились во взаимовыгодное партнерство. Во-первых, программный продукт компании STS используется в рамках дисциплины «Методология внедрения ИС» в магистратуре факультета бизнес-информатики. А во-вторых, компанией STS-Vostokсовместно с кафедрой КИС было успешно проведено две международные олимпиады по управлению ИТ-проектами среди студентов и аспирантов (2009, 2010 гг.) [3], в последней из них приняли участие представители более 40 вузов, в количестве 680 человек.
Третье направление работы кафедры, связанное с обеспечением студентов возможностью совмещения трудовой деятельности с учебной, которые бы не сказывалось на академических успехах, практически полностью решено в магистратуре: занятия проводятся в вечернее время с 18-00, а также выносятся на субботу. В то же время, стоит отметить, что даже такой формат не всегда мотивирует работающим студентов посещать занятия, поэтому мы вынуждены констатировать, что данная проблема во многом является нерешенной.
В заключении еще раз отметим ключевые, ключевые на наш взгляд, направления и характер взаимодействия кафедры с ИТ- бизнесом:
- кафедры должны выступать в роли проактивного заказчика профессиональных знаний, определяемых образовательными стандартами, и интенсивно использовать опыт организации взаимодействия с бизнесом, накопленный другими вузами и учебными подразделениями
- привлечение представителей ИТ-компаний к проведению занятий в вузе должно вестись с методически корректной позиции: нельзя допускать тренинговой ориентации учебных курсов, особенно на академических образовательных программах (т.н. BachelorofScience(BSc) и MasterofScience(MSc)). Основной фокус должен быть направлен на методологические и концептуальные основы изучаемых технологий, в то время как возможности конкретного продукта должны рассматриваться как иллюстрация, нежели как сама цель изучения курса дисциплины.
- Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л., Управление внедрением информационных систем, М.: Интернет-университет информационных технологий, 2008
- Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Куприянов Ю.В., Методические основы управления ИТ-проектами, М: Интуит.РУ, БИНОМ.ЛЗ, 2010
- Коровкина Н.Л., Кашинская И.В., Инновационные инструменты и методы повышения эффективности и практической направленности учебных курсов по проектному менеджменту в высшей школе // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Седьмой открытой всероссийской науч.-практич. конф., Йошкар-Ола, 2009
- Коровкина Н.Л., Кисель Ю.И, Моргунов А.Ф., Тимощенко Ю., Троупянский Р.А, Герасимов В.С, Сборник профстандартов Квалификационные требования в области информационных технологий «Специалист по системному администрированию» // Профессиональные стандарты в области информационных технологий. М.: АП КИТ, 2008
- Коровкина Н.Л., Куприянов Ю.В. , Применение оригинальной модели организации практических занятий на примере учебной дисциплины "Методология внедрения ИС" // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Восьмой открытой всероссийской научн.-практич. конф., Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2010.
- Сайт кафедры Кафедра корпоративных информационных систем: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», http://bi.hse.ru/cis/
- Учебная дисциплина «Методология внедрения информационных систем»: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», http://www.hse.ru/org/hse/mvis/
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Форма взаимодействия кафедры с ИТ-компаниями, производственная практика, привлечение ИТ-специалистов к преподаванию |
|