ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И СТАНДАРТЫ ИКТ

Автор: Зайвый Вячеслав Владимирович, доцент, Грамота Минобрнауки
Самарский государственный технический университет
Изучение стандартов ИКТ реализуемо при модульной структуре образовательных стандартов 3 поколения и повышает уровень компетенции специалистов

Перед учебными заведениями стоит задача обеспечить соответствие подготовки выпускников ИТ-специальностей основным согласованным стандартам качества подготовки бакалавров, специалистов и магисторов, способствуя их международному признанию.

Отсутствие стандартов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в содержании образовательных стандартов первого и второго поколения приводило к тому, что выпускник вуза плохо адаптировался к практической деятельности в различных отраслях. А после окончания вуза работники более сорока специальностей активно  используют стандарты ИКТ

Эта задача решалась при формировании нового перечня направлений и специальностей в области информационно-коммуникационных технологий в 2006 году, теперь она  частично решается в большинстве  недавно утвержденных государственных образовательных стандартов  третьего поколения (ФГОС-3). В них отмечены следующие виды профессиональной деятельности, актуальные для ИКТ: научно-исследовательская, экспериментально-исследовательская, опытно-экспериментальная, проектная, конструкторско-технологическая, производственно-технологическая, сервисно-эксплуатационная, организационно-управленческая, педагогическая [1, 2].

Модульная структура образовательных стандартов и их вариативная часть позволяет учитывать процессы эволюции ИКТ

Среди компетенций, имеющих отношение к стандартизации, фигурирует одна общекультурная компетентность (ОК) и три профессиональные компетенции (ПК):

  • уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК5);
  • разрабатывать интерфейсы «человек – электронно-вычислительная машина» (ПК3);
  • разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования, разрабатывать стандартизированную конструкторско-технологическую документацию (ПК5);
  • сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем (ПК10).

В базовый общепрофессиональный цикл ФГОС-3 включены следующие требования:

  • «знать основные стандарты в области инфокоммуникационных систем и технологий, в том числе стандарты Единой системы программной документации (ЕСПД)».
  • владеть навыками конфигурирования локальных сетей, реализации сетевых протоколов с помощью программных средств;
  • владеть методами и средствами разработки и оформления технической документации.

В стандарте для реализации этого требования предлагается  дисциплина «Метрология стандартизация и сертификация». Желательно ее название конкретизировать добавлением сферы применения, т.е. «Стандартизация и сертификация ИКТ».

Отличительной особенностью образовательных стандартов третьего поколения для высшего профессионального образования является:

  • отсутствие жестких требований к содержанию подготовки: требования к обязательному минимуму содержания заменены на требования к структуре ООП;
  • вариативная часть учебного плана составляет теперь  около 40% трудоемкости;
  • в стандарте отсутствует регламентируемый перечень профилей подготовки, профили теперь предлагаются учебно-методическими советами и объединениями (УМС и УМО), а также ВУЗами;
  • возможна реализация широкого спектра профилей, соответствующих актуальным профессиям отрасли ИТ.

Основой для разработки содержания модулей базовой и вариативной части образовательных программ должны повсеместно стать  профессиональные стандарты, разработанные сообществами работодателей. Для ИКТ эту работу успешно проводила ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) [3].

В процессе изучения ряда дисциплин полезно пользоваться преподавателям и студентам такими обновляемыми ресурсами Интернета, как: www.ms-student.ru, www.ms-faculty.ru, www.INTUIT.ru, www.e-teaching.ru, www.ms-education.ru. Заслуживает особого внимания предоставление подписки для факультетов на программное обеспечение Microsoft по специальной льготной цене. Все программное обеспечение MSDN AA MSDN AA (http://www.msdnaa.ruhttp://www.msdnaa.ru, www.msdnaa.net) бесплатно доступно для студентов, преподавателей и сотрудников факультета в учебных и исследовательских целях.

Теперь Интернет- университете информационных технологий (ИНТУИТ)  имеет лицензию на право образовательной деятельности. ИНТУИТ по состоянию на 16 октября 2010 года предлагал 417 образовательных программ, а сейчас  в открытом доступе опубликовано около пятисот учебных курсов.

В поручении Президента РФ «О подготовке предложений по законодательному совершенствованию института стандартизации» поставлена задача оптимизировать систему подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов и экспертов в области стандартизации.

Среди учебных курсов ИНТУИТ уже представлены курсы по стандартизации ИКТ,  например, во второй половине  2010 года  в intuit.ru опубликованы двановых учебных курса «Стандартизация и сертификация программного обеспечения» и  «Применение ГОСТ 34 в проектах создания современных автоматизированных систем». Студенты 4 курса СамГТУ успешно проходят тесты после изучения этих тем в рамках дисциплины «Стандартизация и разработка программного обеспечения». Неоднократные предложения нашей кафедры «Информационные технологии» о признании сертификатов ведущих ИТ компаний документами, подтверждающими повышение квалификации, услышаны, теперь,  intuit.ru выдает не только сертификаты, но и удостоверения о повышении квалификации государственного образца [4]. Остается признать документом, подтверждающим повышение квалификации те, сертификаты, которые получают преподаватели после обучения в IT-академии SoftLine, а также на курсах ведущих ITкомпаний и фирм

Сейчас действует более 2000 международных стандартов в области ИТ-стандартов, каждый из которых имеет срок обновления не более пяти лет. Против 2000 международных ИКТ- стандартов в России в этой области действует около 500 стандартов. Из них только 4% от международных составляют национальные стандарты с периодом обновления менее 5 лет.

Отечественные стандарты на АИС, АСУ, САПР, ОАСУ, АСУТП морально устарели, но они все ещё не замены новыми в процессе непрерывно проводимой гармонизации  нормативных документов.

Стандарты ЕСПД, ГОСТ 34.601-90, ГОСТ 34.602-89, РД 50-34.698-90, наиболее совместимые с  ISO/IEC12207, уже считаются  бюрократическими и консервативными. Приходится использовать первоисточники – нормативные документы международных организаций (ISO, IEC, ITU), ведущих региональных и национальных организаций (CEN, CENELEC, ETSI,NIST, ANSI) а также стандарты  ИКТ всемирно известных профессиональных организаций и ИТ-компаний (Microsoft, IBM, Oracle, IEEE, ECMA, IFAN, Sun Microsystems и др.).

Чтобы продержаться на уровне 500 ИТ стандартов со сроком обновления менее 5 лет нужно в год принимать не менее 100 стандартов, а в России принимается и гармонизируется  в среднем 20-30. Так, например, только за одну неделю - с 18 по 24 марта 2011 года в технический комитет Росстандарта ТК22 «Информационные технологии» (www.sovit.ru) поступило более 110 текстов международных стандартов! Европейская экономическая комиссия ООН (www.unece.org) определила, что по индексу развития ИКТ Россия находится  на 48 месте (Швеция -1; Германия-13; Франция-18, Беларусь-55; Казахстан-69). Это значит, что в области ИКТ надо принимать самые действенные меры и выбираться из зоны деградации.

Отдельные меры принимаются на уровне законодательной и исполнительной власти, другие - на уровне организаций, заинтересованных в развитии конкретных направлений ИТ-стандартизации. Поставлена задача активно привлекать бизнес структуры к разработке стандартов, чтобы довести их вклад в разработку стандартов с 10 до 90 процентов, как это поставлено индустриально развитых странах. Одной из мер по стимулированию промышленности к участию в разработке и применении национальных стандартов является отнесение работ по стандартизации в сфере инновационной деятельности к  НИОКР. Этому будет способствовать и включение в учебные планы дисциплины «Стандартизация и сертификация ИКТ»

Нет  необходимости создавать большое количество оригинальных национальных стандартов. Подавляющее количество национальных ИТ-стандартов в значительной степени уже гармонизированы с международными стандартами. Переводами на русский язык международных стандартов для их гармонизации могут заниматься не только специализированные технические комитеты и подкомитеты Росстандарта, но и студенты ИТ специальностей, хорошо владеющие английским языком и технической терминологией, которые могут  точно и однозначно переводить терминологические словосочетания, настраиваться на тематику конкретных текстов, адекватно переводить отраслевую терминологию.

Таким образом планы гармонизации ИТ стандартов можно пересмотреть, чтобы ликвидировать отставание от потребностей проектировщиков, разработчиков, эксплуатационников современных автоматизированных информационных систем. Этому уже уделяет много внимания РСПП и Технический комитет по стандартизации “Информационные технологии” (ТК-МТК-22), привлекая к сотрудничеству специалистов фирм и учебных заведений.

Список использованных источников
  1. Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы восьмой всероссийской научно-практической конференции [Текст] –Петрозаводск гос. ун-т. 2010. 184с. -
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  3. Профессиональные стандарты в области информационных технологий [Текст] –М.: АПКИТ. 2008. –616 с.
  4. Интернет –университет информационных технологий [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.INTUIT.ru .
Тип выступления  Стендовый доклад и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  СТАНДАРТ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБУЧЕНИЕ, КОМПЕТЕНЦИЯ