Реализация компетентностного подхода при подготовке студентов ИТ-специальностей в Рязанском колледже электроники

ФГОУ СПО "Рязанский колледж электроники"

Современные тенденции стремительного развития информационных технологий, широкое внедрение ИТ во все сферы деятельности требуют от конкурентоспособного специалиста не только качественных знаний и навыков, но и наличие развитых профессиональных компетенций, опирающихся на личностные качества, эрудированность и умение ориентироваться в современном цифровом мире и информационных технологиях. Для реализации требований современных стандартов третьего поколения [6], формирования указанных компетенций, а также решения одной из задач «Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» «привести содержание и структуру профобразования в соответствие с потребностями рынка труда»,   необходимо разработать четко структурированную систему преподавания ИТ-дисциплин, которая опирается на следующие положения:

  • отбор содержания дисциплины с опорой на анализ требований работодателя, требований профессиональных стандартов, с учетом пересекающихся вопросов смежных дисциплин;
  • разработка системы заданий, упражнений, контролирующего материала направленных на формирование и оценку компетенций, с учетом мирового опыта реализации компетентностного подхода в образовании;
  • использование современной материально-технической базы при проведении занятий, демонстрационного оборудования, интерактивных досок.

На пути реализации данных требований перед учебными заведениями встает множество вопросов обусловленных следующими противоречиями:

  • отсутствие комплексных методических рекомендаций для преподавателей по специальным дисциплинам ИТ-специальностей, примерных рабочих программ;
  • недостаточная разработанность вопроса методики формирования профессиональных компетенций, в частности в системе СПО;
  • отсутствие механизмов взаимодействия с работодателем с целью отбора нужного содержания образования и классификации профессиональных компетенций.

Работа по преодолению указанных трудностей ведется педагогическим коллективом Рязанского колледжа электроники.  Она может быть представлена на примере дисциплины «Техническое обслуживание средств вычислительной техники» для специальности 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» (в новом ФГОС 230113 «Компьютерные системы и комплексы») в виде следующей схемы:

Остановимся подробнее на особенно значимых положениях применяемой в Рязанском колледже электроники системы преподавания ИТ-дисциплин.

  1. Для более тщательного отбора содержания дисциплины разработано анкетирование для потенциальных работодателей. Оно включает в себя перечень дидактических единиц (содержания предмета, выявленного на основе анализа требований стандарта и содержания других дисциплин), и графу для оценки значимости той или иной темы для формирования компетентности специалиста. Вторая часть анкеты включает в себя перечень компетенций, а также графу для оценки значимости компетенции для формирования профессиональной компетентности в целом. Такой подход в анкетировании частично опирается на идею использования классификации Блума для оценки значимости компетенций, приведенной  в работах В.А. Сухомлина. [5] Кроме того, при отборе содержания дисциплины учитывались рекомендации современных профессиональных стандартов, разработанных Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), а также мировые тенденции Computing Curricula 2005 (рекомендации, являющиеся международным эталоном по преподаванию информатики, программированию и ИТ-технологиям).
  2. Преподавание дисциплин ИТ-направленности требует от педагога осведомленности о современных новинках техники и программного обеспечения, эрудированности, любознательности, безукоризненного владения компьютерной техникой, активного использования средств ИКТ в учебном процессе. Преподаватель находится в постоянном поиске, занимается саморазвитием и повышением квалификации, участвуя в различных мероприятиях, конференциях и др.
  3. Знакомство с принципами устройства ПК, периферии, компонентов, навыков работы с программами, установки и обслуживания ПК, ОС невозможно представить на уроке с мелом и доской. Большую часть таких знаний и навыков студенты приобретают в ходе практических и лабораторных работ.[3] На лекционных, комбинированных занятиях и семинарах необходимо использование проектора для демонстрации слайдов, интерактивной доски для знакомства с интерфейсом программ, навыками настройки и т.д. Преподавателями накоплена большая ресурсная база для улучшения наглядности и интенсификации учебного процесса:
  • учебные курсы и видеоролики TeachPro, www.teachvideo.ru, Intuit, YouTube;
  • Интерактивные курсы «Новая школа», учебные пособия с видеоуроками  ИД «Питер», интерактивные курсы Teach Shop и др.,
  • учебные модули Федерального центра информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru,
  • самостоятельно разработанные ресурсы: презентации Power Point, материалы, подготовленные с использованием ПО для интерактивных досок, например, Smart Notebook - программное средство для досок SmartBoard, а также с использованием конструкторов для создания интерактивных курсов (CourseLab, Moodle, Microsoft LCDS). [1]

Внедрение описанных методик позволит интенсифицировать учебный процесс, активизировать работу студентов и реализовать требования ФГОС СПО к реализации компетентностного подхода.

Список использованных источников
  1. Ларина М. Е. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДОСКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СПО. Материалы международной научно-практической конференции "Электронная Казань-2011"
  2. Ларина М.Е. Курсовое проектирование как средство формирования профессиональных компетенций студентов технических специальностей на примере дисциплины «Техническое обслуживание средств вычислительной техники». Современные технологии в образовательном процессе. Материалы Шестого всероссийского научно-методического семинара с международным участием 21-24 сентября 2010г. – г.Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010
  3. Ларина М.Е. Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Техническое обслуживание средств вычислительной техники». ФГОУ СПО РКЭ. – Рязань, 2009. – 60с
  4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержании и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. Пособие для преп. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство, 2001
  5. Сухомлин. В.А. Система компетенций для многопрофильного образовательного стандарта нового поколения по направлению «Информационные технологии»
  6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Тип выступления  Стендовый доклад и публикация
Уровень образования  Среднее профессиональное