НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР CLAIM КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРЕПОДАВАНИЯ ИТ

Автор: Филиппович Андрей Юрьевич, кандидат технических наук, доцент
Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э.Баумана
Рассматривается опыт создания и развития информационного ресурса крупнейшего научно-образовательного кластера МГТУ им. Н.Э.Баумана в области инженерной лингвистики и семиотики. Анализируются существующие проблемы и тенденции в преподавании ИТ, связанные с использованием веб 2.0. Описываются текущие и перспективные решения по созданию современной учебно-исследовательской среды в Интернет.

Научно-образовательный кластер (НОК) CLAIM был создан в начале 2006 г. как информационный ресурс (philippovich.ru), содержащий результаты научных исследований и преподавательской деятельности в области компьютерной лингвистики (Computer Linguistics), искусственного интеллекта (Artificial Intelligence), мультимедиа-технологий (Multimedia) и других смежных направлений.

За пять лет активного развития в состав НОК CLAIM вошли несколько новых веб-ресурсов, созданных для информационной или экспериментальной поддержки отдельных проектов и разработок, а первоначальный сайт стал трансформироваться в учебно-исследовательскую среду с ориентацией на сервисный подход в рамках концепции Web 2.0. В настоящее время кластер объединяет не только ресурсы и сервисы, но и большой коллектив ученых, преподавателей, аспирантов и студентов, образуя своего рода «интегрированную научную школу».

Новыми целями НОК CLAIM стали не только и не столько представление научных достижений и практических решений, а поддержка инновационных технологий организации учебного процесса, формирование современной платформы для апробации новых идей и разработок в области передовых информационных технологий.

НОК как инновационная форма интеграции науки и образования.Использование в названии проекта слова «кластер» во многом метафорично, т.к. в переводе с английского языка cluster обозначает «группу строений, имеющих общий двор». В заданном контексте метафора «общий двор» символизирует ведущих и основателей ресурса, а под метафорами «группа строений», «скопление» подразумеваются проекты, исследования, разработки и публикации, которые выполнялись совместно с коллегами и учениками.

Кроме того, у многих специалистов слово кластер ассоциируется с высокопроизводительными вычислениями (вычислительными кластерами), использование которых позволяет достичь новых научных результатов и проводить недоступные в одиночку трудоемкие исследования. Аналогичная идея заложена в концепцию создания НОК CLAIM, который оказывает поддержку исследований и практических разработок на стыке различных наук и отраслей, характеризующихся высокой сложностью и трудоемкостью освоения.

Стоит также отметить, что идея создания научно-образовательных кластеров как информационно-организационной структуры, объединяющей научные и преподавательские коллективы, представителей академического сообщества и работодателей в настоящее время нашла широкую поддержку среди научно-педагогического сообщества и руководства страны. Так, уже в 2007 г. в программной статье Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко «Высшее образование: повестка 2008–2016» отмечается, что «... необходимо сделать следующий шаг структурной реформы: продолжить инвестиции в исследовательские университеты и создать 8–10 новых научно-образовательных кластеров… Эти кластеры призваны вести образовательную и научно-технологическую деятельность мирового уровня, став научными центрами и интеллектуальными резервуарами для оснащения кадрами и технологиями всех сфер жизни страны».

В выступлении 2009 г. Заместителя Министра образования и науки РФ Владимира Миклушевского на Тверском социально-экономическом форуме "Основные направления развития и внедрения ИКТ в сфере образования и науки до 2015 года" создание НОК отмечается как ключевое направление в области развития технологий и содержания ВПО и науки, их интеграции на основе широкого применения ИКТ.

Сегодня с высоких трибун раздаются призывы активно развивать отечественное инженерное образование, которое многие годы считалось одним из лучших в мире. Его характерной особенностью ‑ «русским методом подготовки инженеров», заложенной в устав ведущего инженерного вуза страны – МГТУ им. Н.Э.Баумана, является «обучение через науку».

Создание научно-образовательного кластера CLAIMпризвано переложить уже накопленный русской инженерией опыт преподавания на новые рельсы – современные информационные технологии.

Проблемы использования технологий web 2.0 в преподавании. Для поддержки базовых функций в рамках НОК CLAIMразмещено большое количество электронных образовательных ресурсов, примеры научных исследований, студенческих разработок, статьи, книги и ссылки.

Через сайт ведется консультирование по учебным курсам, информирование об изменениях в расписании, конкурсах для студентов, предстоящих конференциях, новых статьях и книгах, интересных ресурсах и т.д. На ресурсе представлено свыше 3 Gb текстовых данных и более 600 печатных листов научно-образовательной информации, которые ежедневно изучают 300-500 посетителей.

Несмотря на то, что подобная функциональность образовательного сайта сегодня выглядит обыденно, очень немногие преподаватели создают подобные ресурсы. Как правило, это связано со сложностью технической реализации и поддержки или недостаточной квалификацией для  самостоятельного ведения веб-ресурсов или отсутствием централизованной политики в большинстве вузов.

Что касается современных студентов, то они уже давно не воспринимают даже продвинутые образовательные ресурсы как значимый вклад в их обучение и возможность приобрести новые знания. Возможно, это связано с их ощущением «шаговой доступности» любой информации, которую услужливо предоставляют поисковые системы. Практика показывает, что студент в первую очередь гуглит нужную информацию, а уж потом (с каждым годом все реже) изучает специально подготовленные материалы преподавателя.

Новой тенденцией, связанной с развитием технологий web2.0, стало смещение «поискового входа» в учебный процесс на «социально-сетевой», при котором студенту даже не надо искать информацию – нужно лишь зайти и прочитать комментарии в группе социальной сети или на специальном студенческом сайте.

К сожалению, мне как ведущему сайту, пока не удалось выработать универсального решения этой проблемы, однако внимательное изучение студенческой активности и их анкетирование позволило выявить следующие ориентиры в развитии НОК CLAIM:

1.Интерактивность ресурсов. Слабая мотивация студентов и обилие развлекательных ресурсов в Интернет требуют даже от образовательных сайтов максимального воплощения концепции RIA(richinterfaceapplication) или даже «Edutaiment» («обучение через развлечение»).

Для реализации этих требований на ресурсах НОК CLAIMстало появляться больше графики, анимации и других мультимедиа-компонент. Например, с 2010 г. все новости стали сопровождаться пиктограммами и фотографиями, а в других разделах с помощью изображений стали дублироваться ключевые ссылки и активно ведутся разработки 3D-интерфейсов. Это позволило привлечь дополнительное внимание студентов и привело к существенному росту такого показателя как «количество переходов по внутренним ссылкам сайта».

Статистика также показывает, что видеозаписи выступлений на семинарах и вебинарах НОК CLAIM, сделанные с помощью непрофессиональной камеры и прошедшие простую обработку в полярных пакетах компании Adobe, пользуются большей популярностью, чем тексты статей и докладов, которые имеют более высокое качество представления материалов и требуют существенно меньше времени на изучение. Аудиозаписи также пользуются меньшей популярностью, несмотря на статичность картинки и ее невысокое качество, однако вызывают интерес при их преобразовании в mp3-формат для прослушивания в пути.

2. Квантование информации и перманентное оповещение. На сегодняшний день технологии веб 2.0 создали целый «мир коротких сообщений и анонсов», которые во многом исключили потребность в поиске (отслеживании) второстепенной информации и способствуют отторжению объемных материалов. Учитывая это, с 2009 года на сайте заработал RSS-канал, который позволяет подписаться на автоматическую рассылку важной информации и осуществлять ее структурирование, а с 2010 г. он стал транслироваться в различных студенческих блогах.

Вместе с тем опрос студентов 2010 г. показал, что только 20% из них умеет настраивать работу с RSS-каналами, мало кто подписывается на автоматические ответы в форумах и блогах, а твиттером или другими системами микроблоггинга вообще пользуется менее 5%.  Важно отметить, что указанные цифры относятся к студентам старших курсов ИТ-специальностей, которые владеют достаточной квалификацией для решения и более сложных задач. Детально изучение этого «парадокса» выявило две основные причины его появления: во-первых, студенты или стесняются или им нечего сказать, и особенно в формате регулярного микроблоггинга, а, во-вторых, многочисленные социальные сети и так доставляют им непрерывный и объемный поток «малых сообщений».

Для преодоления указанных сложностей в 2010 г. на НОК CLAIMзапущена система персональных студенческих блогов на базе движка WordPress, в которых можно развивать соответствующие навыки коммуникации и при необходимости ограничивать круг читателей. В настоящее время все дипломники и аспиранты НОК CLAIMобязаны вести блоги, отражая в них свои текущие результаты, что позволяет не только эффективно контролировать работу студентов, но и распределено формировать текстовку будущих статей и квалификационных работ.

Сейчас для страниц НОК CLAIMразрабатываются новые сервисы, которые позволят осуществить легкое добавление информации с сайта в блог, социальную сеть, твиттер и т.д., а также осуществлять автоматический кросспостинг и ведение страниц в социальных сетях.

3. Информационная социализация и открытость. В настоящее время, помимо уже перечисленных инициатив, запущена экспериментальная научная социальная сеть на базе технологий Windows Live, в рамках которой могут взаимодействовать все студенты, изучающие курс «Компьютерные технологии в образовании и науке». Полностью электронная сдача и оценка материалов позволила не только собрать общедоступный студенческий ресурс, но исключила списывание, повысила качество заданий, удаленных подключений и т.д.

К сожалению, перечисленные ориентиры не охватывают весь спектр проблем, которые необходимо решать – они лишь показывают тот минимум, который нужен образовательному ресурсу, чтобы остаться в поле зрения современного студента.

Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Информационные технологии, научно-образовательный кластер, инновации, преподавание ИТ, веб 2.0, образовательный сайт