Модернизация содержания дисциплины «Иностранный язык» в соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения по подготовке ИТ-специалистов
Необходимость модернизации содержания дисциплины «Иностранный язык» и других смежных дисциплин является следствием следующих тенденций, характерных для современного состояния системы высшего образования в России:
- реформирование системы высшего образования, нацеленное на повышение конкурентоспособности наших выпускников за счет реализации компетентностного подхода в образовании;
- интернационализация деятельности вузов как следствие процессов глобализации;
- создание в системе российского образования условий для систематического повышения квалификации специалистов, так называемой системы «longlifelearning» - обучение на протяжении всей жизни.
С целью определения направлений модернизации содержания обучения иностранным языкам и разработки новых учебных программ нами был проведен анализ ряда федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования бакалавриата, нацеленных на подготовку специалистов в области информационных технологий. Мы проанализировали стандарты по следующим направлениям подготовки: 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии», 010500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», 220100 «Системный анализ и управление», 230100 «Информатика и вычислительная техника», 231000 «Программная инженерия». Тот факт, что дисциплина «Иностранный язык» вошла в базовую (обязательную) часть гуманитарного, социального и экономического цикла всех стандартов, говорит о том, что владение иностранным языком, прежде всего английским, рассматривается как одно из основных условий успешной интеграции России в мировое пространство и повышение конкурентоспособности наших специалистов на мировом уровне.
Наличие определенных противоречий в стандартах между требованиями к объему содержания по дисциплине «Иностранный язык», уровнем владения иностранным языком после освоения курса и задачами, которые предстоит решать выпускникам вузов, поставило кафедры иностранных языков перед необходимостью определиться со стратегией разработки учебных программ и направлением модернизацией содержания обучения иностранным языкам. Мы считаем, что при модернизации рабочих программ по иностранным языкам кафедрам в первую очередь необходимо исходить из тех задач, которые должен будет решать бакалавр в своей будущей профессиональной деятельности. Как показывает изучение стандартов, многие из этих задач выпускник сможет решить только в том случае, если у него будет достаточно сформирована коммуникативная компетенция, как на родном, так и на иностранном языке. Обобщив требования стандартов, мы выделяем следующие три группы профессиональных задач, способность к решению которых зависит от сформированности у выпускника коммуникативных компетенций:
- Изучение литературы и документов, стандартов (на родном и иностранном языках) по профилю профессиональной деятельности; поиск, анализ и обработка информации, полученной из различных источников.
- Разработка научно-технических отчетов, пояснительных записок, научных обзоров, составление рефератов и библиографии по тематике исследования, описание исследования; публикация результатов исследования в виде статей и докладов.
- Участие в конференциях и семинарах с докладами и сообщениями, вести дискуссию и полемику; участие в составлении коммерческого предложения заказчику, подготовке презентации и согласования пакета договорных документов.
Как мы видим, способность решать указанные выше задачи напрямую зависит от уровня сформированности у выпускников таких аспектов речевой деятельности как чтение (первая группа задач), письмо (вторая группа задач), говорение и аудирование (третья группа задач). Актуальность формирования и развития коммуникативных умений отражается и в описании общекультурных и профессиональных компетенций. Например:
- аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- умение грамотно использовать язык предметной области;
- умение публично представить собственные и известные научные результаты;
- способность к письменной и устной деловой (профессиональной) коммуникации на одном из иностранных языков;
- навыки чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации.
Надо особо подчеркнуть тот факт, что в рамках современных подходов к преподаванию иностранных языков требования к освоению соответствующих дисциплин давно формулируются исходя их компетентностой модели обучения. Данная модель сводится, прежде всего, к формированию у студентов коммуникативных умений и развитию их способностей осуществлять устную и письменную коммуникацию через чтение, аудирование, письменную и устную речь. Формирование языковых навыков (фонетических, лексических, грамматических) осуществляется в процессе формирования и развития аспектов речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо).
Особо необходимо отметить, что в ряде стандартов разработчики отмечает необходимость формирования у студентов толерантности, готовности осуществлять коммуникацию с представителями разных культур и способности принять мультикультурность. Данные требования стандарта полностью соответствуют современной методической парадигме, в рамках которой владение иностранным языком неразрывно связывается с готовность осуществлять межкультурную коммуникацию.
Таким образом, учитывая требования новых стандартов к освоению образовательных программ, мы считаем, что модернизация содержания дисциплины «Иностранный язык» должна обеспечить решение следующих задач:
- Усилить коммуникативную составляющую обучения иностранным языкам.
- Переориентировать преподавателей использование в преподавании преимущественно таких методов и технологий обучения, которые обеспечат формирование и развитие у студентов необходимых компетенций и подготовят выпускников к применению этих компетенций на практике.
Тип выступления | Стендовый доклад и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | модернизация, иностранный язык, образовательный стандарт |
|