Академическое партнерство как инвестиционный проект корпорации

Автор: Смородин Геннадий Николаевич, кандидат технических наук, доцент
ЕМС
Сотрудничество между корпорацией и вузами в формате Академического партнерства (АП) требует определенных инвестиций со стороны бизнеса. В докладе на примере АП корпорации ЕМС предлагается оценка стоимости АП, методика ее сегментирования и анализ компонентов с точки зрения экономических интересов корпорации.

Академическое партнерство (АП) корпорации ЕМС присутствует на рынке образования России с 2007 года. Практика и стратегия сотрудничества с вузами представлены докладом в данном сборнике [1]. Поскольку услуги АП бесплатны для вузов, то у академических партнеров периодически возникают вопросы о причинах, которые побуждают корпорацию расходовать средства на развитие Партнерства. В данном докладе анализируется финансовая основа активности АП применительно к его русскоязычному кластеру.

Финансирование активности партнерства в России осуществляется корпорацией в виде ежемесячных фиксированных поступлений на содержание представительства, проведение мероприятий и разработку учебных ресурсов.

В летний период (июль, август), в связи с принятой в системе высшего образования России системой отпусков, активность Партнерства приостанавливается, и финансирование не производится.

Также, в ряде случаев проводится дополнительное разовое финансирование на реализацию проектов при наличии соответствующего обоснования необходимости расходов.

Для детализации расходов было проведено разделение финансового потока на три составляющие в соответствии с тремя основными бизнес-процессами представительства АП: развитие  – расходы, связанные с присоединением новых вузов-партнеров, продвижение торговой марки – расходы, связанные с подготовкой студентов, и поддержка – расходы, связанные с поддержкой активности в существующих вузах-партнерах.

Распределение финансовых ресурсов между данными бизнес-процессами было произведено на основании анализа временных затрат за 2007-2010 годы.

Должное приближение получается при следующих предположениях (см. Таблицу 1). Поскольку финансовые расходы отдельных подразделений корпорации не являются публичными, все финансовые расчеты проводятся в условных единицах.

 

Таблица 1. Стоимость бизнес-процессов

 

Бизнес-процесс

Условные единицы

Присоединение вуза партнера

30000

Подготовка студента

300

Поддержка отношений с вузом в месяц

1000

 

Обобщенные результаты финансовых расходов приведены на  1.

Рис. 1. Поквартальная  себестоимость предоставляемых услуг за 2007-2010 годы

 

Выполняя свою основную функцию  – участие   в создании рынка квалифицированных трудовых ресурсов, АП не приносит корпорации операционной прибыли. В этом смысле Академические партнерства корпораций можно считать разновидностью некоммерческих партнерств, а последние – одной из ветвей некоммерческих организаций в широком смысле слова. Тем не менее,  корпорация, несомненно, получает определенную материальную компенсацию от инвестирования в АП.

Попробуем оценить эту компенсацию, рассматривая АП как инвестиционный проект корпорации, эффект от которого проявляется в изменении стоимости ее активов [2].

Поскольку корпорация является публичной компанией, то можно утверждать, что присутствие АП на рынке образовательных услуг сказывается на курсовой стоимости акций корпорации. Активная работа АП приводит к повышению стоимости акций или замедлению ее падения в случае негативных явлений на фондовом рынке. Снижение либо отсутствие активности АП негативно скажется на имидже корпорации и, как следствие, на курсе акций. Численная оценка влияния активности АП на стоимость активов корпорации вряд ли возможна, по крайней мере, автору не известна методика расчета такой оценки. Условно можно считать, что вклад АП в стоимость активов корпорации имеет линейную зависимость от затрат корпорации на данный инвестиционный проект, при условии эффективного использования инвестиций.

Выделим различные составляющие эффекта от инвестиций и оценим их удельный вес в общей стоимости АП с точки зрения инвестора.

Активность АП непосредственно воздействует на имидж корпорации и на узнаваемость ее бренда. Если первый параметр можно оценить числом вузов-партнеров,  то второй — можно оценить числом подготовленных студентов (для сопоставимости с другими параметрами, в качестве единицы измерения выбрана одна тысяча студентов).

В результате активности АП растет и его собственный имидж, а также узнаваемость его бренда. Помимо этого формируется организационная структура Партнерства и накапливается его интеллектуальная собственность. Последние два параметра имеют интегральный характер.

В таблице 2 перечислены основные составляющие отдачи от инвестиций и  единицы их измерения.

Таблица 2. Основные составляющие стоимости АП

 

Параметр

Единицы измерения

Имидж корпорации

Вузы-партнеры

Узнаваемость бренда корпорации

Подготовленные студенты (тысячи)

Имидж АП

Упоминания АП в средствах массовой информации

Узнаваемость бренда АП

Подписчики новостных сообщений (сотни)

Организационная структура АП

Интегральная величина

Интеллектуальная собственность АП

Интегральная величина

 

Детальная оценка стоимости организационной структуры Партнерства возможна на основе анкетирования вузов-партнеров.

Оценка стоимости интеллектуальной собственности возможна на основе учета стоимости разработанных русскоязычным кластером АП организационных документов и баз данных, формирование которых происходит в ходе операционной активности представительства. Ценность представляет как детальная информация о вузах, так и информация о сотрудниках. Для сопоставимости в качестве единицы измерения базы физических лиц выбрана одна сотня человек. Учтена также интеллектуальная собственность методических и учебных ресурсов, которые создаются в ходе адаптации англоязычных ресурсов к потребностям отечественных вузов. Все составляющие параметра Интеллектуальная собственность приведены в таблице 3.

Таблица 3. Составляющие интеллектуальной стоимости АП

 

Параметр

Единицы измерения 

База данных физических лиц

Физические лица (сотни)

База данных юридических лиц

Юридические лица

Организационные документы

Страницы

Методические и учебные ресурсы

Учебные курсы

 

Используя разработанную методику определения стоимости АП на основе сопоставимых параметров, проведем анализ стоимости Партнерства на декабрь 2010 года.

Для нахождения численных значений параметров использованы внутренние документы АП и результаты анкетирования вузов-партнеров. Данные сведены в таблицу 4. Для повышения достоверности введен весовой коэффициент, учитывающий значимость каждого параметра с точки зрения корпорации. Сопоставление взвешенных долей каждого параметра наглядно представлено на рис. 2.

                 Таблица 4. Доли основных составляющих стоимости АП (декабрь 2010 г.)

 

Параметр

Значение

Значимость

Взвешенное значение

Доля, %

Имидж корпорации

33

10

330

27,5

Узнаваемость бренда корпорации

4

10

40

3,3

Имидж АП

50

5

250

20,8

Узнаваемость бренда АП

3,5

5

17,5

1,5

Организационная структура АП

42,6

6,6

281,16

23,4

Интеллектуальная собственность АП

63

4,5

283,5

23,6

 

 

Рис. 2. Соотношение долей стоимости АП(декабрь 2010 г.)

Анализируя полученные результаты можно отметить, что стоимость АП в основном складывается из положительного воздействия  на имидж корпорации (21%) и на имидж АП (23%). Значительную стоимость имеют также созданные в результате трехлетней активности объекты интеллектуальной собственности (24%). Воздействие АП на узнаваемость бренда, как корпорации, так и АП пока незначительно, поскольку эти составляющие определяются числом подготовленных специалистов и числом подписчиков новостных сообщений. Увеличение долей данных составляющих требует не только повышения активности АП, но и более длительного времени присутствия на рынке.

Список использованных источников
  1. Корпорация ЕМС. Стратегия сотрудничества с Академическим сообществом. - Восьмая всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в России» Сборник докладов
  2. Магомед Ендиев. Оценка и принятие инвестиционных решений: видеокурс. Москва : Московская Бизнес Школа, 2010.
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Академическое партнерство, инвестиции, себестоимость, методика сегментирования себестоимости, имидж, узнаваемость бренда, продвижение торговой марки
Презентация доклада  Загрузить