Компетентностный подход как основа развития школьного курса информатики
Принципиальное отличие разрабатываемой концепции стандарта от имеющейся ранее предметно-ориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его деятельностно- практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность.
В качестве одного из методологических решений поставленной задачи предлагается включение в структуру образовательного стандарта общепредметного содержания образования (В.В.Краевский, А.В.Хуторской), устанавливающего, во-первых, технологию проектирования стандарта, во- вторых, роль и место общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, а также ключевых компетенций в структуре разрабатываемого стандарта.
Формирование базовых компетенций учащихся является на сегодня приоритетной задачей в образовании. В последних программных статьях Интернет-журнала «Эйдос» (Е.И. Ивановой, Ф.Г. Ялалова, В.Ю. Пузыревского и др.) изложено дальнейшее развитие, уточнение и толкование компетентностного метода, ранее представленного А.В. Хуторским, как проектирование и реализация ключевых и предметных компетенций. «Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления», что способствует выработке привычки у учащегося думать и принимать решение в зависимости от конкретной ситуации.
Отметим, что одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается обеспечение сферы образования методологией и практикой использования средств информационных технологий, ориентированных на достижение целей обучения. В этой связи резко возросли требования к информационной и коммуникационной компетентностям личности, как одних из важных структурных компонентов профессиональной компетентности.
Условно курс информатики и ИКТ можно разделить на 3 составляющие: теория хранения, передачи и обработки информации; информационно-коммуникационные технологии и задачи формирования информационной и коммуникационной компетентностей, т.е. умения использовать полученные знания, умения и навыки при решении жизненных задач.
Информационная и коммуникационная компетентности складываются из следующих видов деятельностей:
- способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации(определение информации);
- умение собирать и/или извлекать информацию (доступ к информации);
- умение применять существующую схему организации или классификации(управление информацией);
- умение интерпретировать и представлять информацию, что включает обобщение, сравнение и противопоставление данных(интегрирование информации);
- умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации(оценивание информации);
- умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее(создание информации);
- способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ, что включает способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении(сообщение информации).
Для реализации этих видов деятельностей на уроках и во внеурочной деятельности учащихся я применяю информационные, исследовательские, межпредметные и практико-ориентированные проекты:
-
Разовые задания-проекты, выполняемые в течение 5-15 минут
- Оформление титульного листа реферата
- Создание грамоты по предмету
-
Проекты средней длительности (серия уроков);
- Создание учебного фильма по предмету ( выбор предмета осуществляется учащимся)
- Выпуск электронной газеты к знаменательной дате
-
Проекты долгосрочные (четверть, полугодие).
- Разработка и заполнение сайта, его поддержка
- Создание электронного учебника
Успешное внедрение данного метода приносит следующие результаты:
- Электронные продукты: презентации, сайты, таблицы, алгоритмические схемы, электронные учебники, электронные тесты; адаптированные рабочие программы;
- Новые учебные формы: урок-конференция, урок защиты проектов, урок взаимного обучения.
- Новые формы оценивания: совместный контроль (два или более учителей) на уроках-конференциях, рейтинговый контроль с помощью портфолио.
Для успешной оптимизации учебного процесса мною разработан комплекс «учебных документов» по основным программам, входящим в курс информатики для обязательного изучения: операционной системы, текстовому редактору, табличному редактору, программе создания презентаций, средству управления базами данных, графическому редактору.
"Учебные документы" представляют из себя четко структурированный документ формата А4 с теорией и заданиями, к которым имеется алгоритм выполнения. Сжатый и дозированный учебный материал позволяет ученикам очень быстро изучить необходимую информацию и приступить к её практическому использованию в задании. После выполнения каждого учебного документа учащимся дается практическое задание, для успешного выполнения которого необходим изученный материал, но на этот раз задание дано без алгоритма выполнения. Каждое следующее задание содержит элементы предыдущих заданий, тем самым достигается постоянное повторение изученного материала и осуществляется прямая связь между теорией и практикой, которая и обеспечивает качественное усвоение учебного материала.
Работа по данным направлениям позволяет формировать следующие уровни компетентности ученика:
- уровень исполнительской компетентности(правильное создание информационного продукта, преобразование его по схеме, разработанной под руководством учителя);
- уровень технологической компетентности(правильное создание информационного продукта по схеме, самостоятельно спланированной учащимися, и понимание возможностей его преобразования);
- уровень экспертной компетентности(умение обоснованно, качественно оценить самостоятельно созданный информационный продукт, указав его достоинства и недостатки).
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005.
- Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования / С.Б. Серякова // Пед. образование и наука : науч.-метод. журн. - 2004. - N1. - С. 32-35.
- Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня : реформы, нововведения, опыт: журнал. - 2006. - N8. - С. 20-26.
- Кондратьева О.Ю. Компьютерная компетентность в контексте развития личности ребенка (из опыта работы) / О.Ю. Кондратьева // Информатика (газета). - 2006. - №3. - С. 34-36.
- Сенновский И.Б. Профессиональная компетентность учителя и управление образовательной деятельностью ученика / И. Б. Сенновский // Школ. технологии : науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). - 2006. - N1. - С. 78-83.
- Нефедова Л.А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении Л. А. Нефедова, Н. М. Ухова // Школ. технологии : науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). - 2006. - N4. - С. 61-66э
Тип выступления | Стендовый доклад и публикация |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | Компетентностный подход в преподавании информатики. |
Презентация доклада | Загрузить |
|