Профессионально-методическая подготовка будущего учителя информатики в условиях классического университетского образования

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
В Саратовском государственном университете имени Н.Г.Чернышевского подготовка учителя информатики ведётся в рамках специальности 050201 - "Математика с дополнительной специальностью информатика". Помимо дисциплин предметной (информатика и ИКТ) подготовки будущий учитель информатики изучает комплекс дисциплин профессионально-методической подготовки, проходит производственную педагогическу
Одной из наиболее важных и актуальных на сегодняшний день проблем обучения информатике школьников является проблема педагогических кадров. Учитель информатики - наиболее востребованный специалист сферы образования, а его подготовка - предмет постоянных забот ведущих педагогических вузов страны.

В Саратовском государственном университете имени Н.Г.Чернышевского подготовка учителя информатики ведётся в рамках специальности 050201 - "Математика с дополнительной специальностью информатика". Помимо дисциплин предметной (информатика и ИКТ) подготовки будущий учитель информатики изучает комплекс дисциплин профессионально-методической подготовки:

  • Основные линии школьного курса информатики и их реализация в действующих учебниках (5-6 семестры),
  • Методика преподавания информатики с практикумом по решению задач (7-10 семестры),
  • Теория и методика обучения информатике (8 семестр) – модуль в рамках дисциплины "Теория и методика обучения математике и информатике",
  • Проектирование и методика применения ЦОР (9 семестр) – модуль в рамках дисциплины "Избранные вопросы теории и методики обучения математике и информатике".

Адаптивные технологии обучения студентов позволяют оперативно менять содержание дисциплин профессионально-методической подготовки, делая его по-настоящему современным.

Так, при изучении курса «Основные линии школьного курса информатики и их реализация в действующих учебниках» в 2009-10 учебном году студенты изучали УМК для основной и старшей школы, в текущем 2010-2011 учебном году – в содержание курса включена тема «УМК по информатике и ИКТ для начальной школы». Технология изучения основных структурных компонентов УМК осталась прежней:

  1. концепция УМК,
  2. структура (наполняемость) УМК,
  3. логико-дидактический анализ учебника,
  4. классификация учебных задач,
  5. решение (с образцом рассуждений и оформления) основных задач курса,
  6. подборка ЦОР (помимо имеющегося в УМК комплекте ЦОР на CD-ROM) с аннотацией и рекомендациями по использованию.

Освоение модуля «Теория и методика обучения информатике» в текущем году студенты начали с изучения ФГОС начального, основного и среднего (полного) общего образования и соответствующих им Примерных основных образовательных программ. Сравнительный анализ стандартов первого и второго поколений и соответствующих им примерных основных образовательных программ позволил сформулировать ряд выводов относительно изменения роли информатики в базисных учебных планах и в образовании современных школьников; выделим наиболее важные из них:

1. Информатика входит в интегративную область «Математика и информатика». Наиболее полно результаты освоения этой области отражены в ФГОС среднего (полного) общего образования: «Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить: (а) сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики; (б) сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления; (в) сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач; (г) сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; (д) сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий; принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации» [1].

2. В перечень метапредметных результатов освоения основной образовательной программы входит формирование ИКТ-компетентности обучаемых.

3. Уже в начальной школе формирование ИКТ-компетентности предполагает: «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе» [2].

4. В основной школе предполагается формировать ИКТ-компетентности в областях:

  • Обращение с устройствами ИКТ преимущественно в рамках изучения предметов: технология, информатика, а также во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • Фиксация изображений и звуков преимущественно в рамках предметов: искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, естествознание, а также во внеурочной деятельности;
  • Создание письменных сообщений преимущественно в рамках предметов: русский язык, иностранный язык, литература, история;
  • Создание графических сообщений преимущественно в рамках предметов: технология, обществознание, география, история, математика,
  • Создание музыкальных и звуковых сообщений преимущественно в рамках предмета искусство, а также во внеурочной деятельности;
  • Создание восприятие и использование гипермедиа сообщений преимущественно в рамках предметов: технология, литература, русский язык, иностранный язык, искусство, могут достигаться при изучении и других предметов;
  • Коммуникация и социальное взаимодействие достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочной деятельности;
  • Поиск и организация хранения информации преимущественно в рамках предметов: история, литература, технология, информатика и других предметов;
  • Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании преимущественно в рамках предметов: естественные науки, обществознание, математика;
  • Моделирование и проектирование, управление преимущественно в рамках предметов: технология, математика, информатика, естественные науки, обществознание; –

что говорит о всё большем проникновении информационных технологий в содержание (урочной и внеурочной) деятельности по освоению школьных дисциплин, об усилении роль информатики в развитии школьников.

5. В основной школе курс информатики представлен двумя содержательно-методическими линиями: Информационные процессы и Информационные технологии.

6. В старшей школе определены три уровня изучения информатики: интегрированный уровень (интеграция с математикой), базовый уровень и профильный уровень.

В 9 семестре будущие учителя информатики проходит производственную педагогическую практику по специальности «информатика» (9 семестр) в образовательных учреждениях г. Саратова Педагогическая практика по специальности информатика – последняя в системе практик будущего учителя (всего практик четыре: учебная психологическая, воспитательная, производственная педагогическая по основной специальности математика, производственная педагогическая по дополнительной специальности информатика). Она способствует дальнейшему совершенствованию профессиональных компетенций (информационно-коммуникационных, организационно-управленческих), творческих и педагогических способностей будущих специалистов. Цель практики – совершенствование студентами различных видов педагогической деятельности в процессе обучения информатике учащихся общеобразовательных школ.

Перечислим содержание практики, в полной мере характеризующее деятельность учителя-практиканта.

1. Планирование педагогической деятельности учителем-практикантом.Определение цели и задач производственной педагогической практики (по дополнительной специальности). Составление Индивидуального плана прохождения практики. Изучение системы учебной и воспитательной работы учителя информатики. Описание кабинета информатики и его возможностей как образовательной среды. Составление календарно-тематического плана на период практики. Подбор методической литературы для проведения уроков, составление библиографического списка.Составление плана воспитательной работы на период практики. Составление Программы педагогической поддержки и коррекции детей с особыми образовательными потребностями. Корректировка плана личностного самопродвижения в профессии с учётом итогов педагогической практики по основной специальности. Планирование уроков и внеклассных/воспитательных мероприятий.

2. Учебно-методическая деятельность учителя-практиканта.Подготовка и проведение уроков информатики (не менее 12 уроков), анализ этих уроков. Посещение уроков других практикантов с последующим Анализом и оценкой рациональности этих уроков. Организация проектной деятельности учащихся, в том числе образовательного веб-квеста. Разработка контрольных работ, компьютерных тестов и других цифровых ресурсов учебного назначения. Проведение, проверка, оценка и анализ выполненных учащимися контрольных работ/тестов. Планирование урока коррекции знаний. Разработка программы элективного курса по информатике. Учет достижений учащихся.

3. Воспитательная деятельность учителя-практиканта.Выполнение должностных обязанностей классного руководителя.Участие в текущей воспитательной работе класса и школы. Организация и проведение воспитательных мероприятий. Посещение мероприятий, проводимых другими практикантами с последующим Анализом воспитательного мероприятия. Использовать различные формы сотрудничества с родителями учащихся. Родительское собрание: тематика, примерный порядок проведения, оформление документации.

4. Исследовательская деятельность учителя-практиканта.Анализ стилистических особенностей учителя-практиканта;составление перечня основных индивидуальных черт (качеств) характера учителя. Исследование стилевых особенностей образовательного учреждения (базы педагогической практики).Исследование по теме дипломной работы (отмечается руководителем дипломной работы в Индивидуальном плане прохождения педагогической практики).

5. Управленческая деятельность учителя-практиканта.Разработка базы данных «Методическое обеспечение учебного процесса».

6. Анализ результатов собственной  педагогической деятельности учителем-практикантом.Определение степени личностного самопродвижения в профессии: анализ готовности к учебной, воспитательной, организационно-управленческой и коммуникативной деятельности; готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

7. Оформления итогов педагогической практики.

В помощь учителям-практикантам разработано и готовится к изданию учебное пособие «Педагогическая практика», разработанное сотрудниками кафедры математики и методики её преподавания СГУ им. Н.Г. Чернышевского и получившего гриф УМО: «Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050201 – математика» (20 декабря 2010 г., № 156/10).

Привлечение студентов к практически значимым видам научно исследовательской деятельности (7-10 семестры) находит своё выражение в совместных проектах сотрудников кафедры математики и методики её преподавания и студентов старших курсов. Так, например, в 2008-09 учебном году студенты старших курсов были включены в проект «Мультимедийное сопровождение уроков», в 2009-2010 году – в проект «Проектирование электронных УМК», в 2010-11 учебном году – проект «Издание учебно-методических пособий». Таким образом, студенты, участвуя в проектах кафедры, получают реальное представление об использовании информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.

 

Наиболее удачным, масштабным и результативным можно считать проект «Проектирование электронных УМК». Цель проекта – разработка структуры и содержания электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) для дисциплин, объединяемых кафедрой.

Творческие группы в составе: разработчик УМК дисциплины – преподаватель кафедры МиМП и группа студентов, осуществляющих компьютерную поддержку дисциплины, – предложили проекты ЭУМК следующих курсов:

  • Психолого-педагогические основы обучения математики (ст. преподаватель Лебедева С.В., студент 5 курса Кузнецов А.Ю., студенты 4 курса Калмыкова Н.Г., Изосимова Д.В.),
  • Инновационные технологии в обучении математике (ст. преподаватель Лебедева С.В., студентка 5 курса Чистикина И.В.),
  • Математическое развитие дошкольников и младших школьников (доцент Кондаурова И.К., студент 5 курса Польников М.Г.),
  • Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями (доценты Кондаурова И.К., Кулибаба О.М., студенты 5 курса Котова Н.В., Непомнящая Е.А.),
  • Основные линии школьного курса информатики и их реализация в действующих учебниках (доцент Рыжов В.Н., студент 5 курса Климбовский С.В.),
  • Современные средства оценивания результатов обучения (доцент Капитонова Т.А., студент 5 курса Ксюф А.Д.),
  • Методика и технология профильного обучения математике (доцент Капитонова Т.А., ст. преподаватель Лебедева С.В., студенты 5 курса Гусева М.А., Кушекова А.В.),
  • История математики (доцент Рыжов В.Н., студент 5 курса Байрамгельдиев А.А.),
  • Теория и методика обучения математике и информатике (ст. преподаватель Лебедева, студентка 5 курса Тарханова Е.Г., студенты 4 курса Аванесян А.К., Агапова О.Ю., Низамутдинова Ж.С., Смирнова Е.А., Юдина Е.Г.),
  • Дополнительное математическое образование школьников (доценты Кондаурова И.К., Кулибаба О.М., студенты 5 курса Костаева Ю.С., Юлина Т.Ю.).

Результаты научных исследований неоднократно обсуждались на заседаниях научно-методического семинара «Профессионально-методическая подготовка будущих учителей математики и информатики в условиях классического университетского образования» и были опубликованы в сборнике Учитель – ученик: проблемы, поиски, находки: Сборник научно-методических трудов: Выпуск 9. – Саратов: ИЦ "Наука", 2010. – 52 с.[3]., в ряде случаев стали основой для выпускных квалификационных (дипломных) работ будущих учителей.

Электронные учебники, пособия и другие электронные учебные материалы по отдельным дисциплинам, предметам, темам занимают все большее место в образовательной системе. В системе высшего образования наблюдается следующая тенденция: каждый вуз разрабатывает собственные электронные пособия, ориентированные преимущественно на внутреннее использование или для организации самостоятельной работы студентов.

При разработке структуры ЭУМК по дисциплинам профессионально-методической подготовки будущих учителей математики, мы опирались на рекомендации учебного управления СГУ по разработке УМК и специфические особенности дисциплин профессионально-методической подготовки:

гиперобъёмтеоретического материала;

интегративностьсодержания: каждая из дисциплин объединяет учебный материал принципиально разных с точки зрения формализации отраслей знания – гуманитарных (не формализуемых) и математических (формализуемых);

взаимопроникаемостьдисциплин: дисциплины профессионально-методической подготовки будущего учителя математики и информатики имеют разный статус. Одни относятся к федеральному компоненту, другие – к региональному, третьи –  к внутривузовскому. Кроме того, часть дисциплин – обязательны для изучения всеми студентами, другие – курсы по выбору – изучаются частью студентов и реализуют идею профессиональной специализации, расширяя, таким образом, содержание  курса  «Теория и методика обучения математике и информатике», третьи – факультативные дисциплины – не обязательны для изучения, но являются выделенными из курса «Теории и методики обучения математике и информатике» учебными модулями, позволяющими изучить углубленно ряд тем указанного курса;

наличие горизонтальных и вертикальных междисциплинарных связейдисциплин профессионально-методической подготовки;

практико-ориентированных характердисциплин.

Перечисленные особенности определили структуру ЭУМК, основными компонентами которой стали, помимо рекомендованных учебным управлением СГУ: «Рабочая программа», «Глоссарий», «Теоретические сведения» (Краткое содержание лекционного материала), «Практические задания» (Методические указания по выполнению практических/лабораторных работ), «Контрольные работы» (Варианты заданий и методические указания по выполнению контрольных работ), «Самостоятельная работа» (Методические указания по выполнению самостоятельной работы), «Творческие задания» (Методические указания по выполнению курсовых работ с перечнем заданий, Текущие семестровые задания: рефераты), «Итоговое тестирование» (Тесты), «Список использованных источников» (Учебно-методическая литература), «Педагогическая практика» (Программа педагогической практики), – ещё «Лабораторный практикум», «Интерактивные упражнения», «Исследовательская деятельность», «Демо-версия итогового теста», «Файловый архив».

В ходе проекта определилась технология обучения студентов – будущих учителей математики и информатики – предметам профессионально-методической подготовки, основные положения которой кратко охарактеризуем.

Изучение каждой темы начинается с предваряющей (внеаудиторной) работы студента с терминологическим словарём (интерактивные упражнения «Глоссарий») и теоретическим материалом ЭУМК.

Лекция по современным аспектам изучаемой темы – учебный материал, отражающий содержание развивающихся (находящихся в стадии зарождения или становления) научных теорий  – излагается преподавателем в интерактивной форме на аудиторном занятии.

Практическая работа студентов представлена следующими видами деятельности: работа с хрестоматийным материалом, выполнение интерактивных упражнений, проведение учебных исследований – лабораторный практикум, выполнение практических (практико-ориентированных) заданий. Всё это – аудиторная работа с материалами ЭУМК, печатными изданиями библиотеки кафедры МиМП и интернет-ресурсами.

Самостоятельная работа (обязательного уровня подготовки) студентов определяется следующими основными видами деятельности: (1) предваряющая работа с терминологическим словарём (интерактивные упражнения «Глоссарий») и теоретическим материалом ЭУМК: самостоятельное изучение темы с последующей самопроверкой уровня усвоения материала по контрольным вопросам и заданиям (основа для восприятия лекционного материала, подготовленного преподавателем на основе новейших достижений в области профильного обучения математике) – 1час/тема; (2) самостоятельное изучение раздела курса – 4 часа; (3) трёхуровневая контрольная работа – 4 часа; из них 1 час на аудиторное выполнение заданий Iи IIуровней (обучающе-контролирующее тестирование) и 3 часа на выполнение творческого задания (IIIуровень); (4) подготовка к итоговому тестированию – 4 часа. Кроме того, в ходе психологической (IVсеместр), воспитательной (VIсеместр), педагогической практики по основной специальности (VIII), педагогической практики по дополнительной специальности (IXсеместр) студенты выполняют задания по каждой дисциплине профессионально-методической подготовки будущего учителя математики.

Самостоятельная (творческая) работа (уровня повышенной подготовки) студентов представлена возможностью: (1)  стать участником образовательного веб-квеста; (2)  включиться в проектную деятельность с последующей публикацией результатов в сборнике «Учитель – ученик: проблемы, поиски, находки», издаваемым кафедрой математики и методики её преподавания СГУ им. Н.Г. Чернышевского; (3)  исследовать частную проблему и/или предложить её решение (результаты работы обсуждаются на заседаниях научно-методического семинара кафедры математики и методики её преподавания «Профессионально-методическая подготовка учителя математики и информатики в условиях классического университетского образования»). В этом случае студенты выполняют работу реферативного характера. Тематика рефератов – творческих сочинений берётся из учебно-методического пособия Кондаурова, И.К., Лебедева, С.В. Научно-исследовательская деятельность будущих учителей математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.К. Кондаурова С.В.Лебедева – Саратов, 2009. – 160 с.

Форма итогового контроля – зачёт (две ступени) или экзамен (три ступени), которые включают: (1)  компьютерное тестирование на знание терминологического аппарата и базового теоретического материала курса (результат работы с разделами ЭУМК: «Глоссарий» и «Теоретические сведения»); (2)  традиционный письменный экзамен – развёрнутый ответ, позволяющий выявить глубину базовых теоретических знаний (результат работы с разделами ЭУМК: «Теоретические сведения», «Практические занятия», «Лабораторный практикум» и «Семинары»), и (3)  творческий отчёт о проведённом учебном/научном исследовании (результат работы с разделами ЭУМК: «Творческие задания», «Исследовательская деятельность»). Возможна рейтинговая оценка достижений студентов. При рейтинговой оценке достижений учащихся возникает необходимость в разработке «Электронного журнала» и индивидуальных «Карт достижений», где будет фиксироваться успешность изучения курса.

Список использованных источников
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Проект. – М., 2011.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].– М. : Просвещение, 2010. – 204 с. – (Стандарты второго поколения). – С. 27.
  3. Учитель - ученик: проблемы, поиски, находки: Сборник научно-методических трудов: Выпуск 9. - Саратов: ИЦ"Наука", 2010. - 52 с.
Тип выступления  Стендовый доклад и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное