О проблеме развития учащихся в процессе изучения информатики и ИКТ
В современной педагогической системе развитие личности учащегося является приоритетной задачей, наряду с овладением суммой знаний, умений и навыков, более того, ключевых компетенций. Предполагается, что каждый предмет вносит свою лепту в решение задачи развития учащегося, что отражено в действующих стандартах в разделе целей.
Информатика с самого начала своего становления в качестве школьного учебного предмета ставила задачу развития мышления: школьного (А.Ершов), алгоритмического (А.Кушнеренко), операционного, логического. Каждый автор обосновывал возможности предмета оказывать влияние на развитие того или иного вида (типа) мышления. Однако некоторые психологи считают, что мышление формируется поэтапно и мало зависит от обучения (Ж. Пиаже). Они отмечают, что в большей степени на развитие мышления влияют наследственные факторы и окружающая ребенка среда.
Современные дети знакомятся с компьютером вне школы в дошкольном или раннем школьном возрасте, воспринимая его как интересную игрушку. Именно в школе ребенок понимает, что компьютер является инструментом решения учебных или жизненных задач. Это обуславливает необходимость обучения информатике в начальной школе, наряду с обучением чтению и письму. Система задач и заданий должна быть интересна учащимся и мотивировать его на преодоление трудностей, возникающих в процессе решения задачи.
На основной и старшей ступени обучения закладываются фундаментальные знания, в том числе, и по информатике и ИКТ. Понятийное поле действующего стандарта по информатике и ИКТ формировалось на протяжении 26 лет и достаточно велико. Нельзя признать, что набор отобранных понятий обладает свойством системности и полноты. В силу стремительного развития науки информатики, определения некоторых понятий расплывчаты и громоздки, широко распространена синонимия. Это, безусловно, отрицательно сказывается на качестве знаний учащихся, приводит к отсутствию системности знаний. Многие понятия формируются на уровне представлений, не достигают достаточного уровня абстрактности, то есть учащиеся в своих знаниях остаются на чувственной ступени познания, не достигая логической ступени. Объективно при освоении информатики учащийся должен освоить большое число понятий, например, в содержательной линии, посвященной изучению компьютера. Это требует хорошо развитой памяти и умения структурировать информацию.
Мерой сформированности компетенций служит опыт решения определенного класса задач. Анализ учебников по информатике показывает, что наибольшим потенциалом для развития компетентности учащихся в области информатики служит содержательная линия, посвященная моделированию. Успешное решение задач в этом разделе предполагает готовность создавать математические и информационные модели реальных объектов, реализовывать эти модели с помощью различных средств информационных технологий, анализировать полученные результаты. В настоящее время, авторы учебников разработали наборы междисциплинарных задач для этого раздела, которые прошли апробацию и отредактированы.
С другой стороны, распространена практика рассмотрения на уроке информатики средств ИКТ с точки зрения освоения интерфейса и выполнения основных операций. Опыт показывает, что в этом случае используются наборы заданий, интересных конкретному учителю. Отбор задач и упражнений не отвечает принципу системности, способствует развитию узкого круга умений, часто не обладающих свойством переноса. Следует отметить, что формируемые умения, как правило, не являются оптимальными и технологичными. В школьных учебниках практически отсутствуют обоснованные рекомендации по оптимальному (технологичному) выполнению тех или иных заданий. К сожалению, сформированные умения закрепляются и, в дальнейшем, почти не поддаются корректировке.
Линия алгоритмизации и программирования, безусловно, одна из важнейших для развития специфического типа мышления, часто его называют алгоритмическим. Отказ от этой линии в базовом школьном курсе «Информатика и ИКТ» приведет к выхолащиванию сути информатики. Именно успешность решения задач, соответствующих этой линии, служит показателем способности к профессиональной деятельности в области информатики. Сложившаяся методика обучения в рамках этой линии имеет наибольшую историю развития. Методика, реализованная в полном объеме, начиная с простых исполнителей алгоритмов и завершая производственным языком программирования в профильной школе, по нашему опыту, дает положительные результаты в развитии учащихся. Следует отметить, что в последнее время некоторые учащиеся стремятся воспользоваться готовыми фрагментами программ, представленными в сетевых ресурсах, бездумно копируя их, что отрицательно сказывается на формировании алгоритмического мышления. Учитель должен учитывать такие факты и разрабатывать методические приемы, показывающие неэффективность таких действий.
Существенное влияние на развитие учащихся оказывают используемые методы и приемы обучения. Формально при обучении информатике используются активные методы, реализуемые в форме лабораторных работ и практикумов. Анализ текстов этих работ показывает, что преобладают задания репродуктивного типа, не способствующие творческому развитию. На развитие учащихся положительно влияет внедрение исследовательских и творческих методов, но это требует значительно больше учебного времени и времени на подготовку учителя.
Сложившиеся формы внеурочной деятельности, в частности, проектная деятельность, не используются регулярно и не влияют на развитие большинства учащихся. Наблюдения показывают, что темы проектов редко обладают новизной, актуальностью или социальной значимостью. Большинство учащихся используют презентационные средства информационных технологий для представления результатов работы.
Тип выступления | Стендовый доклад и публикация |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | развитие учащихся, содержание общего образования по информатике и ИКТ |
|