Реализация профессиональной подготовки школьников в области информационных технологий на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности

Авторы: Шухман Александр Евгеньевич 1, кандидат педагогических наук, доцент
Дженжер Вадим Олегович 2, кандидат физико-математических наук, доцент
1 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет», 2 ГОУ ВПО "Оренбургский государственный педагогический университет"
В статье представлена модель профессиональной подготовки старшеклассников в области информационных технологий в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов общего и начального профессионального образования, основанная на интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Проблема нехватки высококвалифицированных кадров, временно сглаженная экономическим кризисом, сейчас снова является главным сдерживающим фактором роста индустрии информационных технологий в России. Тяжелейшая демографическая ситуация привела к тому, что факультеты, осуществляющие подготовку ИТ-специалистов, столкнулись с дефицитом подготовленных абитуриентов. Трудоемкие технические специальности в наше время пользуются меньшим спросом в сравнении с гуманитарными. В общественном сознании престижная перспективная высокооплачиваемая работа ассоциируется с финансовым сектором, сферой услуг, добывающими отраслями.

Решение проблемы подготовки специалистов для отрасли информационных технологий требует объединения усилий учреждений профессионального и общего образования, создания эффективной системы подготовки старшеклассников, ориентированных на получение профессионального естественнонаучного и технического образования и дальнейшую работу в отрасли. Значительные достижения на пути создания такой системы подготовки связаны с введением профильного обучения на третьей ступени общего образования с 2002 г, предусматривающей технологический (информационно-технологический) профиль. Тем не менее, изучение опыта реализации программ профильного обучения показывает, что в большинстве случаев реализуемая модель профильного обучения ориентирована на углубленное изучение традиционных школьных предметов, на подготовку старшеклассников к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Наиболее перспективные пути реализации информационно-технологического профиля в общеобразовательной школе связаны с осуществлением в рамках данного профиля профессиональной подготовки старшеклассников с учетом преемственности образовательных программ профильного общего и профессионального образования.  Существующая нормативная база профессиональной подготовки старшеклассников (нормативное письмо Минобрнауки России «Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях» (21 июня 2006 г. № 03-1508)». [1]) включает единственную профессию в области информационных технологий – «Оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ)» и определяет минимальное количество 700 часов для присвоения квалификации при успешном прохождении квалификационной аттестации.

В статьях [2], [3] мы предложили технологию реализации профессиональной подготовки старшеклассников по профессии «Оператор ЭВМ» в 10-11 классах средней общеобразовательной школы за счет профильного курса «Информатика», элективных курсов и часов, отведенных на проектную и практическую деятельность. При этом вариативная часть программы подготовки может формироваться в соответствии с новыми квалификационными характеристиками (профессиональными стандартами) в области информационных технологий.

Основные недостатки предложенного подхода связаны с тем, что в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами общего образования выделение 700 часов на профессиональную подготовку делает невозможным одновременную реализацию курсов математики и физики на профильном уровне, что необходимо для подготовки школьников к успешной сдаче ЕГЭ и последующему поступлению в вузы.

Кроме того, предложенная модель профессиональной подготовки школьников не соответствует проекту нового государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, активно обсуждаемому в последнее время [4]. Общей отличительной особенностью новых стандартов для разных ступеней общего образования является переход от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться (развитие познавательных интересов, инициативы, творчества, а также формирование способности к организации своей учебной деятельности); от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как процесса смыслообразования и смыслопорождения; от индивидуальной формы усвоения знаний к учебному сотрудничеству; от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни [5].

При введении новых стандартов принципиально меняется организация образовательного процесса. Наиболее значимым является введение в стандарт обязательной внеучебной деятельности учащихся в объеме 10 часов в неделю, которая, по замыслу разработчиков, призвана в полной мере реализовать требования стандартов общего образования. Предполагается, что часы, отводимые на внеучебную деятельность, будут использоваться по желанию учащихся и, в то же время, будут являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Предусматривается несколько видов внеучебной деятельности, включая проектную, научно-познавательную, общественно-полезнаую деятельность. Обратим особое внимание на то, что формы организации этой деятельности должны быть отличны от урочной. Это могут быть экскурсии, кружки, секции, конференции,  олимпиады, научные исследования, учебная практика и др.

В старшей школе проект нового стандарта предусматривает сокращение числа изучаемых предметов до 10-12, при этом старшеклассники получают возможность выбирать предметы из пяти предметных областей: от одного до трех из каждой, при этом не менее трех предметов должно быть выбрано на профильном уровне. Обязательным для каждого старшеклассника становится выполнение индивидуального проекта. Также предусматривается возможность добавления дополнительного предмета в рамках общей учебной нагрузки. Отсутствие в проекте стандарта элективных курсов делает невозможным реализацию профессиональной подготовки только за счет учебных часов, требует разработки новой модели профессиональной подготовки школьников, которая должна использовать ресурсы внеучебной деятельности для организации учебной и производственной практики.

Важнейшей особенностью предлагаемой концепции является тесная интеграция учебной и внеучебной деятельности школьников при реализации профессиональной подготовки. Содержание профессиональной подготовки школьников должно соответствовать новым стандартам начального профессионального образования, принятым в 2010 г. [6] Новые стандарты вместо традиционной профессии «Оператор ЭВМ» включают три новых, более полно соответствующих профессиональным стандартам отрасли ИТ: «Мастер по обработке цифровой информации», «Наладчик компьютерных сетей», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».

Основная профессиональная образовательная программа по каждой профессии предусматривает изучение следующих учебных циклов:

  • общепрофессионального;
  • профессионального;

и разделов:

  • физическая культура;
  • учебная практика (производственное обучение);
  • производственная практика;
  • промежуточная аттестация;
  • государственная (итоговая) аттестация.

Общепрофессиональный цикл образовательной программы по вышеуказанным профессиям содержит одни и те же дисциплины: основы информационных технологий, основы электротехники, электроники, цифровой схемотехники, безопасность жизнедеятельности, охрана труда и техника безопасности, экономика.  Содержание этих дисциплин фактически входит в профильные курсы информатики, физики и базовые курсы безопасности жизнедеятельности и экономики в старшей школе.

Профессиональный цикл включает профессиональные модули в соответствии с основными видами деятельности выпускника. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. Например, программа подготовки по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» включает курсы «Технологии создания и обработки цифровой мультимедийной информации» и «Технологии публикации цифровой мультимедийной информации»; программа  профессии «Наладчик компьютерных сетей» включает курсы «Локальные компьютерные сети», «Глобальные компьютерные сети. Интернет» и «Информационная безопасность персональных компьютеров и компьютерных сетей». При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и  производственная практика.

В нашей модели теоретические профессиональные междисциплинарные курсы реализуются в общеобразовательной школе за счет дополнительных предметов, вводимых в объеме 2 часа в неделю, а практическое обучение реализуется за счет учебных часов на выполнение индивидуального проекта, а также внеучебной научно-познавательной, проектной и общественно-полезной деятельности.

Предлагаемая модель подготовки в целом реализует полное включение в профильную образовательную программу общего образования всех содержательных компонентов начальной профессиональной подготовки по профессиям отрасли ИТ, обеспечивает выполнение федерального государственного образовательного стандарта общего и начального профессионального образования, формирует начальный уровень профессиональных компетенций, соответствующих основным видам деятельности специалиста, востребованным в отрасли. Модель обеспечивает преемственность образовательных программ и дает возможность продолжить образование в сокращенные сроки на основе учета уже приобретенных элементов компетенций. Важной особенностью предложенной модели является перенос практического обучения во внеурочную деятельность, что решает проблему перегрузки учащихся.

Исследования выполнены при поддержке Минобрнауки России в рамках реализации АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009–2011 годы)  № 3.1.2/9574 и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 годы) № 14.740.11.0570.

Список использованных источников
  1. Рыкова Е.А., Овчинникова А.И. Организация и содержание профессиональной подготовки учащихся старших классов общеобразовательных школ // Школа и производство, 2007– №4 – C. 2-9.
  2. Шухман А.Е., Герасименко С.А., Хлуденева О.В. Реализация профессиональной подготовки старшеклассников в рамках информационно-технологического профиля. // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: сборник докладов Седьмой Открытой Всероссийской конференции, 18-19 мая 2009г. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2009 – C. 162-166.
  3. Шухман А.Е., Герасименко С.А. Подходы к реализации профильных программ подготовки школьников в области информационных технологий // Вестник Оренбургского государственного университета, 2010 – № 9- С.221-226.
  4. Проекты ФГОС общего образования.– М.:Минобрнауки, 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob2/
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального образования. – М.:Минобрнауки, 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7196/
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  модель профессиональной подготовки школьников, подготовка специалистов в области информационных технологий


Самый лучший доклад в секции: конструктивный, иллюстрирующий практику работы с ФГОС.
Спасибо!