Методика преподавания темы «Алгоритмы обработки одномерных массивов»
Изучение табличных величин — неотъемлемая часть любого курса информатики.
Для построения сколько-нибудь сложных и содержательных программ необходимо уверенное владение общими принципами применения таблиц и базовыми приемами их обработки.
На примере темы «Алгоритмы обработки одномерных массивов» мне хотелось бы продемонстрировать ту методику преподавания, которую использую и при преподавании многих других тем.
Большое внимание стоит уделять реализации задачи с точки зрения оптимальности алгоритма ее решения, разумно будет проектировать такой алгоритм, который потребует меньших ресурсов времени и памяти.
Основные задачи:
- научить учеников создавать свои алгоритмы, опираясь на уже изученные алгоритмы;
- научить учеников переводить словесное описание алгоритмов на язык программ;
- научить учеников создавать эффективные алгоритмы.
Изучение любой темы следует начинать с того, чтобы подвести ученика к необходимости этого, показать потребность в решении соответствующего круга проблем, привести доступные для понимания учеников 8 классов примеры, продемонстрировать методы обработки методов обработки потока данных в прикладных задачах (на практике, в окружающем нас мире).
Новое понятие возникает в результате решения специально-подобранной вводной задачи: «Нахождение периметра многоугольника с известными длинами сторон».
Эта задача подводит учеников к основным свойствам табличных величин: таблица состоит из множества простых переменных, к которым можно обращаться не по уникальным именам, а по общему имени таблицы с указанием номера элемента.
После того, как была доказана необходимость использования массивов, подводим учеников к решению задач над последовательностью данных.
Чтобы научить школьника решать задачи, необходимо, не только познакомить его с типовыми приемами, но и показать те ситуации, в которых срабатывает тот или иной прием.
Хорошая классификация должна помогать этому, ее применение должно сокращать путь от условия до решения. Для этого необходимо объединить в группы задачи, обладающие одновременно схожими условиями и принципами решения.
Общность условий обеспечивает распознавание задачи учеником, отнесение ее к конкретному типу, то есть создает возможность реального применения классификации.
Общность решений помогает ученику сделать следующий шаг — подобрать метод решения, то есть обеспечивает результативность классификации.
Таким образом, в основу классификации должен лечь некий признак, явно видимый из условия задачи и существенно влияющий на ее решение. В качестве такого признака предлагается рассматривать информационную роль таблицы в алгоритме, то есть вид табличной величины.
Очевидно, что таблица может быть результатом алгоритма (заполнение), аргументом (обработка) и аргументом-результатом (модификация).
При более внимательном рассмотрении становится ясно, что обработка (таблица — аргумент) включает слишком большой класс задач, решаемых разными методами. Среди них можно выделить две большие группы: задачи анализа и задачи поиска. В задачах анализа требуется просмотреть всю таблицу и определить какие-то ее характеристики (сумма, произведение, количество элементов с заданным свойством и т.д.) В задачах поиска требуется найти в таблице элемент, обладающий нужным свойством, причем просматривать всю таблицу для этого необязательно.
Классификация задач:
- Заполнение
- Анализ
- Поиск
- Перестановка.
Для каждой группы задач приведены условия задач. Для каждой задачи даны решения.
Фактически все основные приемы построения алгоритмов формируются на линейных таблицах. Обработка прямоугольных таблиц приводит к количественному, но не качественному усложнению. Линейная таблица – это основное, первичное понятие, а прямоугольная таблица может быть построена как линейная таблица, состоящая из линейных таблиц. Поэтому в общеобразовательном курсе достаточно рассмотреть только линейные таблицы, быть может, упоминая, но, не разбирая подробно, прямоугольные. При реализации углубленного курса изучение прямоугольных таблиц необходимо, но и в этом случае сначала нужно твердо усвоить основные принципы обработки линейных таблиц.
На мой взгляд, удобно закреплять понятие массива, используя серию, приведенных в работе задач.
Естественно, как любой дидактический материал, этот набор содержит как более простые, так и более сложные задачи. Кроме всего этого на протяжении многолетней работы учителя я пришла к выводу, что изучение любой темы надо вести не только по принципу объяснений и составлению алгоритмов, но и разбирая уже готовые алгоритмы. Необходимо требовать от учеников выполнять эти готовые алгоритмы. Эти алгоритмы должны быть составлены и отлажены учителем заранее.
С готовыми алгоритмами можно работать в различных формах, например:
- при объяснении всем учащимся одного и того же алгоритма;
- при работе с учеником индивидуально;
- при объяснении отдельной темы, ученикам, которые пропустили тему, например, по причине болезни;
- при уяснении темы с теми учащимися, которые не всегда с первого раза усваивают материал.
Работа в различных формах с готовыми алгоритмами позволяет:
- учитывать индивидуальные особенности учеников;
- учитывать психологию, их различную по времени реакцию;
- развивать их логические, алгоритмические способности;
- углубить знания по соответствующей теме, так как для получения результата он обязан сам, как исполнитель выполнить алгоритм, а значит закрепить все конструкции, глубже понять, как они выполняются, какие особенности имеют.
Тема «Алгоритмы обработки одномерных массивов» богата и разнообразна в курсе информатики. Она вызывает интерес у учащихся, она содержит основы для компьютерного эксперимента и творчества молодых людей, она относится к обработке разного типа данных и, поэтому имеет огромное прикладное значение в различных сферах деятельности специалистов. Для учителя информатики эта тема многообразна, она дает возможность решать многие методические проблемы.
Конкретная методика изучения темы «Алгоритмы обработки одномерных (линейных) массивов», как и вся методика преподавания информатики и программирования, зависит от многих параметров. Необходимо учитывать возраст и уровень подготовки учеников, общий объем курса, цель занятий (общеобразовательная или профессиональная подготовка), их форму (основное или дополнительное образование) и многое другое.
Тем не менее, хочется верить, что уже сделанная работа окажется полезной учителям. Автор с радостью примет любые замечания и пожелания.
- Каймин В.А., Питеркин В.М. Основы информатики и ВТ. М., Прогресс, 2009.
- Каймин В.А. Методы разработки программ на языках высокого уровня. М., МИЭМ, 2005.
- Юрцева Светлана Сергеевна «Алгоритмы в школьной информатике»
- Бейлина Галина Евгеньевна «Алгоритмы обработки одномерных массивов».
- Окулов С. Основы программирования. – 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. –440 с.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Среднее профессиональное |
Презентация доклада | Загрузить |
|