Внедрение информационных технологий в учебный процесс
Современный этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий. Этот этап направлен на возвращение к общеобразовательным принципам, сформулированным еще в 60-е гг. – необходимо перейти к более широкой трактовке содержания данного предмета: от "компьютерной грамотности" к "информационной культуре" [1].
"Информационная культура – это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности". Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения целей своей деятельности: может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели, умеет организовать поиск информации, необходимой для решения задачи, умеет работать с отобранной информацией, структурировать её, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям, умеет общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики [2, c.107].
В связи с тем, что в последнее время процесс общения между людьми происходит, чаще всего, непосредственно или опосредованно с помощью компьютера, можно говорить о таком понятии как информационно-коммуникационная культура.
Информационно-коммуникационная культура – это умение человека использовать информационные технологии для общения с людьми, получения, передачи и обработки информации.
По мере развития процесса информатизации общества изменяется содержание обучения по нескольким направлениям:
"Первое направление связано со становлением учебных дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку учащихся в области информатики.
Второе – с расширяющимся использованием средств информатизации, применение которых становится нормой во всех областях человеческой деятельности. Этот процесс влечет за собой изменение предметного содержания всех учебных дисциплин на всех уровнях образования.
Третье направление связано с глубоким влиянием информатизации на цели обучения" [3, c.6].
Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся. В обучении предметам возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время, обрабатывая огромную информацию, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. При этом существенно меняется положение как ученика, так и учителя, по-иному строится их познавательная и обучающаяся деятельность.
Ныне, когда созданы и широко распространены персональные компьютеры, работа с которыми не требует основательной программистской подготовки, в содержании компьютерной культуры произошли определенные изменения, увеличилась доступность ее усвоения. К такому же выводу можно прийти, анализируя необходимость включения в состав компьютерной культуры проблемно-ориентированных языков, призванных облегчить работу пользователю-профессионалу. Широкое внедрение персонального компьютера позволяет без основательных знаний и умений в области программирования обеспечить любого человека индивидуальными средствами для решения сложных задач различного предметного содержания.
Создание серьезных программных систем, ориентированных на использование в тех или иных предметных областях, – сложная комплексная междисциплинарная задача, эффективность решения которой во многом определяется широтой профессиональных и фундаментальных научных знаний их разработчиков, относящихся обычно не к одной, а к нескольким областям. Сказанное в полной мере относится и компьютеризации в сфере образования.
Поэтому очень важно учить школьников не решать абстрактные, отвлеченные задачи на компьютере, составляя для этого программы на том или ином языке программирования, а именно ставить в известных областях знаний и деятельности задачи в таком виде, чтобы их можно было решить на компьютере, а потом уже находить оптимальные способы решения, пользуясь имеющимися программными средствами, не исключая в отдельных случаях и самостоятельную разработку необходимых программ.
На всех этапах внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс можно выделить следующие основные аспекты: педагогический, психологический, физиологический, валеологический и реализующий.
Педагогический аспект обусловлен необходимостью определения тех условий, которые в наибольшей мере способствуют реализации важнейших целевых установок применения современных информационных и коммуникационных технологий в качестве средства образовательной и самообразовательной деятельности.
Психологический аспект рассматривается с позиции формирования потребности педагогов в самообразовательной и учебной исследовательской деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий, обеспечения саморегуляции, активности, мотивации, познавательного интереса личности обучающегося с учетом психических процессов, свойств и состояний личности.
Физиологический аспект включает изучение закономерностей познания тех изменений в организме, которые происходят при использовании информационных и коммуникационных технологий.
Валеологический аспект связан с определением условий и требований, которые способствуют сохранению здоровья в процессе деятельности учащегося в компьютеризированной среде.
Реализующий аспект рассматривает вопросы обеспечения условий внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в самообразовательный и исследовательский процессы, а так же выбор критериев для поэтапной оценки педагогической полезности (целесообразности и эффективности) их использования.
Процесс самообразования в условиях «информационного общества» предполагает, что каждый человек должен:
- иметь возможность доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания;
- понимать различные формы и способы предоставления данных в вербальной, графической и числовых формах;
- знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
- уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения;
- уметь анализировать и обрабатывать статистическую информацию;
- уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним задач.
Решить задачу формирования такой личности возможно только в процессе совместной интеллектуальной работы субъектов педагогического процесса с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, которые помогают развивать память, различные виды мышления, учат принимать правильные решения и т.д.
Использование различных образовательных средств информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
- Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.
- Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
- Развитие способностей к определенным видам деятельности.
- Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.
- Восстановление знаний, умений и навыков.
- Контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Применение того или иного средства информационных и коммуникационных технологий зависит, прежде всего, от целей и задач обучения. Диапазон использования компьютера и новых средств обучения очень велик. Информационные и коммуникационные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения и позволяют качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Внедрение информационных технологий способствует практическому осуществлению личностно-ориентированного подхода к субъекту учебного процесса. Определим основные направления работы по внедрению в учебный процесс информационных технологий:
- развитие экспериментальной работы по внедрению в процесс информационных технологий;
- использование системы дистанционного образования;
- расширение доступа учащихся к образовательным мероприятиям, конкурсам и олимпиадам с использованием информационных и коммуникационных технологий;
- изучение и внедрение в учебный процесс современных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), их интеграцию с традиционными учебными пособиями, для обеспечения базисного учебного плана основной и средней школы;
- создание лекционного класса с использованием мультимедийного проектора, оснащенного Интернетом;
- создание читального зала в библиотеке школы, оснащенного доступом к Интернет-ресурсам;
- подготовка педагогических кадров к освоению и внедрению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
При постоянном росте технического прогресса в области информационных технологий, именно школа, являясь первым, наиболее ответственным элементом системы образования, призвана осуществлять качественную подготовку к грамотному и эффективному использованию новых информационных технологии, чтобы не быть "слабым" звеном в системе и способствовать повышению уровня общественного развития.
Таким образом, перед школой стоят следующие основные задачи:
- улучшение материально-технической базы школы;
- создание условий для использования в образовательном процессе новых информационных технологий, что довольно сложно в силу сильной загруженности кабинетов информатики;
- использование информационных технологий посредством Интернета;
- активное использование дистанционного обучения в рамках соответствующего профиля;
- методическое сопровождение внедрения дистанционного обучения;
- внедрение информационных технологий в другие образовательные области.
- Ершов, А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре. // Информатика и образование, №6, 1987. С.3-11.
- Системы и средства информатики, вып. 8, Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества / Курс "Информационные технологии" - шаг к информационной культуре Христочевский С.А., Вихрев В.В., Федосеев А.А., Филинов Е.Н., М.: Наука - Физмат, 1996. – 223с.
- Шолохович, В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование, №2, 1998. – С 5-13.
Тип выступления | Стендовый доклад и публикация |
Уровень образования |
Основное общее Среднее (полное) общее |
|