Использование портала обучения информатике и программированию учителями информатики Саратовской области
В настоящее время практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают под этим термином учебный процесс под руководством преподавателя, будь то в вузе или в школе, полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением. И если дистанционные формы обучения успешно применяются при обучении взрослых, при повышении квалификации, то использование этих форм обучения в школе до сих пор является спорным вопросом.
Е.С. Полат [1] выделила следующие преимущества использования дистанционной формы обучения в школе:
- рост количества страшеклассников, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным;
- обучение детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
- компенсация нехватки квалифицированных учителей по ряду учебных предметов.
- обучение школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;
- профильное обучение школьников по индивидуальной образовательной траектории;
- конкуренция для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения.
Но для использования всех перечисленных преимуществ дистанционной формы обучения необходимо решить проблему обеспечения системы образования качественными интернет-ресурсами, а также информирование педагогов и обучаемых о способах доступа к таким ресурсам
Центр непрерывной подготовки IT-специалистов факультета компьютерных наук и информационных технологий СГУ имени Н.Г. Чернышевского (ИНОЦ-IT) с 2006 года проводит работы по сетевой поддержке школьного предмета «Информатика и ИКТ» на базе специализированного портала http://school.sgu.ru. Идею создания такого портала предложили учителя информатики на городском августовском совещании в 2005 году. В 2006 году была разработана структура портала, определены основные цели и задачи, разработан первый вариант системы и опубликованы первые результаты этой разработки [2]. В настоящее время портал содержит в себе материалы и интерактивные инструменты, помогающие изучать информатику на профильном уровне не только в школе, но и в вузе. Над содержанием портала, а также методикой его использования работают высококвалифицированные сотрудники факультета КНиИТ, ИНОЦ-IT, а также центра олимпиадной подготовки программистов имени Н.Л. Андреевой.
За прошедшие пять лет сотрудниками ИНОЦ-IT разработаны несколько моделей использования инструментов портала, которые предложены учителям информатики для использования в своей работе. Эти модели различаются степенью вовлеченности учителя в создание контента портала, а также правами доступа к служебной информации.
Первая модель – для учителей и школьников, занимающихся на дистанционных курсах портала в индивидуальном порядке. Учитель направляет школьника, интересующегося той или иной темой на нужный курс. Отслеживание успехов школьника возлагается на плечи самого учащегося. Консультации по сложным вопросам школьник может получить у сотрудника ИНОЦ-IT, работающего на данном курсе, при помощи форума или внутренней почты. В данной модели учитель информатики дает «первый толчок» по использованию материалов портала, а дальше ребенок двигается сам. В настоящий момент на портале огромное количество индивидуальных пользователей из разных городов России и стран СНГ. Все они используют портал для индивидуальной подготовки по информатике самостоятельно по собственной образовательной траектории.
Вторая модель – использование готовых материалов и инструментов портала для организации самостоятельной работы учащихся, как на уроке, так и в домашних условиях. Для этой цели на портале разработаны курсы «Подготовка к единому государственному экзамену по информатике», «Основы программирования», «Задачник по программированию» и др. Для такой работы учитель проходит в ИНОЦ-IT консультацию по работе с инструментами портала и получает права «учителя без права редактирования» на выбранном курсе. Этот уровень прав дает возможность отслеживать активность школьников на данном курсе, видеть результаты выполнения тестов и решения задач в тестирующей системе Контестер, формировать группы школьников для более эффективной работы с ними, а также оценивать задания. В настоящее время такими правами пользуются восемнадцать учителей из школ Саратова, Энгельса, Балакова и Маркса. Результаты использования портала по данной модели отражены в следующих публикациях учителей [3 – 5].
Третья модель – создание собственных курсов на портале. Это самая сложная, но и самая интересная в использовании модель. Учителям даются права создателей курсов, и они имеют возможность добавлять материалы и настраивать инструменты портала таким образом, чтобы они полностью соответствовали учебной программе и уровню подготовки школьников. На конец марта 2011 года на портале создано 19 курсов, с которыми работают десять учителей информатики с правами создателей курсов. Особо хочется отметить работу учителей Лицея №37, которые не только используют портал для проведения практических работ в классе, но и помогают поддерживать «общие» курсы, доступные всем пользователям портала без ограничений. Уникальный инструментарий портала – тестирующая система Контестер – привлекает учителей профильных лицеев и гимназий города. Их вопросы, замечания и конструктивные предложения являются стимулом для разработки новых тестов, задач и инструментов портала [6, 7].
Одной из задач сотрудников ИНОЦ-ITявляется создание эффективной системы подготовки абитуриентов, поступающих на факультет компьютерных наук и информационных технологий [8]. Эту задачу невозможно решить без поддержки со стороны учителей информатики Саратовской области. Взаимовыгодное сотрудничество сотрудников факультета и учителей как раз обеспечивает работа портала обучения информатике и программированию. Мы надеемся на расширение охвата аудитории учителей информатики и школьников и готовы помочь сделать уроки информатики интересными, насыщенными и эффективными.
- Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании. http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm (дата обращения 29 марта 2011 г.)
- Федорова А.Г., Комков П.П., Лапшева Е.Е., Якунин В.В. Система Интернет-обучения школьников программированию от базового уровня до профильного. Труды XIV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2007». – С.-Петербург, 2007. - стр. 216-217.
- Барабонин С.Ю. Кружковая работа в школе по изучению программированию. Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в общем образовании" ("ИТО-Саратов-2010"): Сборник трудов участников конференции. В 2 ч. ч. 1. - Саратов, Изд-во ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО", 2010. - Стр. 33-34
- Удалова Т.Л. Информационные технологии в работе с одаренными детьми. Формы и методы подготовки школьников к олимпиадам по программированию различного уровня. Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в общем образовании" ("ИТО-Саратов-2010"): Сборник трудов участников конференции. В 2 ч. ч. 2. - Саратов, Изд-во ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО", 2010. - Стр. 178-180
- Циляева Е.Ю. Подготовка к ГИА и ЕГЭ по темам "Информация и ее кодирование" и "Системы счисления". Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в общем образовании" ("ИТО-Саратов-2010"): Сборник трудов участников конференции. В 2 ч. ч. 2. - Саратов, Изд-во ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО", 2010. - Стр. 199-201
- Безбородова А.А. Использование системы управления обучением MOODLE для проведения занятий по информатике. Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в общем образовании" ("ИТО-Саратов-2010"): Сборник трудов участников конференции. В 2 ч. ч. 1. - Саратов, Изд-во ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО", 2010. - Стр. 39-42
- Пуликова С.А. Использование дистанционных форм в элективном курсе предпрофильного обучения. Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в общем образовании" ("ИТО-Саратов-2010"): Сборник трудов участников конференции. В 2 ч. ч. 2. - Саратов, Изд-во ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО", 2010. - Стр. 107-108
- Кудрина Е.В., Лапшева Е.Е., Онева М.В., Федорова А.Г. Реализация концепции непрерывной подготовки IT-специалистов на факультете компьютерных наук и информационных технологий Саратовского государственного университета. Компьютерные науки и информационные технологии: Материалы науч. конф. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. – стр. 92-98
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | дистанционное обучение, самостоятельная работа учащихся, информатика и икт |
Презентация доклада | Загрузить |
|