Роль профессиональной сертификации в высшем образовании в области ИТ. Опыт ФЭУ СПбГУТ
1. О профессиональной сертификации.
Изначально, профессиональная сертификация в области информационных технологий (ИТ) получила развитие, благодаря усилиям производителей программного обеспечения (ПО), заинтересованность которых связана с понимаем зависимости между навыками людей, работающих с их продуктом, и успехом продукта на рынке. Производители ПО стали работать над формированием уровня знаний и созданием образовательной инфраструктуры для их проверки и аттестации [1].
Для компаний-потребителей ИТ услуг сертификация - это возможность проверить, обладает ли специалист компетенциями, важными для работодателя. Для компаний-интеграторов, наличие сертифицированных специалистов в штате - важный показатель, к которому предъявляют требования заказчики и вендоры. Для специалистов сертификация открывает новые возможности профессионального развития. Посредством сертификации, человек демонстрирует не только свои знания и навыки, но и способность к освоению информации, упорство и умение достигать цели. Согласно исследованиям [2], сертифицированный специалист зарабатывает на 10-20% больше, чем его несертифицированные коллеги. Кроме того, наличие сертификата предоставляет значительное преимущество при приеме на работу.
2. Мировой опыт внедрения сертификационных программ в университетское образование.
Профессиональная сертификация является неотъемлемой частью получения инженерного образования в области ИТ во многих университетах за рубежом. Так, например, в крупных университетах Индии, например, «IIHT», за период обучения успешные студенты получают около семи профессиональных сертификатов, создавая таким образом свое «бизнес-портфолио». Факт наличия сертификатов, а также их количество отличает студента в конкурентной среде от своих коллег-студентов с тем же дипломом. Другим примером может служить французский ВУЗ «EPITECH», в котором, за период обучения студенты проходят 3-5 спецкурсов, изучая конкретные программные продукты и сдавая сертификационные тесты вендоров. Руководители программы постоянно отслеживают актуальные технологии и корректируют содержание спецкурсов в зависимости от спроса и конъюнктуры рынка, обеспечивая максимальную востребованность знаний своих выпускников.
3. Сертификация в образовательном процессе ВУЗов России.
В российской практике, внедрение профессиональной сертификации в ВУЗах связано с определенными сложностями, а именно: с общей «негибкостью» профессорско-преподавательского состава, нежеланием или отсутствием возможности разбираться в конкретных программных продуктах, со сложностью освоения материалов, а также, с опасением администрации ВУЗа показаться «вендороориентированным», то есть зависимым.
ВУЗам необходимо соблюдать баланс: с одной стороны - выстраивать диалог с вендорами, интеграторами и профессиональными сообществами, а с другой - поддерживать приоритетность фундаментальных знаний, инвариантных к конкретному ПО и независимость научно-академических университетских программ. Сегодня эффективно, с точки зрения адаптации, трудоустройства и карьерного роста студентов, - делать два дела одновременно – изучать основополагающие теории и принципы информационных технологий и иллюстрировать их реализацию с помощью конкретных программных продуктов, лидирующих на рынке в своих областях.
Важной особенностью профессиональной сертификации является независимость и объективность оценки, что обеспечивается формой и условиями проведения сертификации (тестирование с обязательным присутствием независимого «контролера»). Другим преимуществом является международность и общепризнанность. Профессиональный сертификат вендора имеет одинаковый смысл и ценность, как в России, так и за рубежом. Эти свойства отличают профессиональный сертификат вендора от полученного в ВУЗе диплома.
Перед ВУЗами, которые внедряют спецкурсы и сертификацию, возникают следующие непростые задачи: интеграция курсов в рамки существующих учебных планов; разработка материалов для спецкурсов; привлечение или подготовка преподавателей, способных проводить спецкурсы, нацеленные на профессиональную сертификацию; высокая стоимость прохождения сертификационных тестов.
4. Участие ВУЗов в программах сотрудничества с вендорами, как способ внедрения профессиональной сертификации в академические программы.
Крупные мировые компании в сфере ИТ, как правило, имеют программы сотрудничества с университетами. Условия участия в таких программах для ВУЗов могут быть различными. У большинства вендоров эти программы являются бесплатными для ВУЗов, например, у компаний IBM, EMC, Software AG, но есть и исключения, например, программа SAP Academic Alliance компании SAP, или Microsoft IT Academy компании Microsoft. Детали и сервисы самих программ тоже различаются и зависят от политики вендора, но общий смысл и содержание остается: передать ПО, учебно-методические и технические материалы, научить и сертифицировать преподавателей с целью трансляции знаний и навыков студентам ВУЗа.
Участие в программах сотрудничества с вендорами для ВУЗов – один из способов решения проблем, на пути к дополнению своих академических программ спецкурсами и сертификацией. Как правило, программы вендоров по академическому сотрудничеству с ВУЗами позволяют бесплатно обучать преподавателей, а также предоставляют доступ к учебным, методическим и техническим материалам для дальнейшего самостоятельного изучения. Например, Академической Инициативой IBM, за 4 года сотрудничества с ФЭУ СПбГУТ, было организовано 5 тренингов, проведенных учебным центром IBM, которые были доступны преподавателям бесплатно.
Большинство вендоров, предоставляют значительные скидки на сертификацию студентов, аспирантов и сотрудников ВУЗа. Это важно, учитывая, что стоимость прохождения сертификационных тестов варьирует от 100 до 200$. Так, компания IBMпозволяет проходить тесты, со скидкой от 50 до 100%, что делает сертификацию доступной и привлекательной инвестицией.
Помимо получения ценного документа, сертификация IBMимеет ряд дополнительных преимуществ: размещение резюме сертифицированного специалиста в специальной базе данных IBM, просматриваемой потенциальными работодателями, - партнерами и заказчиками IBM, а также, пропуск в профессиональное сообщество IBM CertifiedProfessionals.
5. Значение профессиональной сертификации в области ИТ для трудоустройства в России.
Согласно проведенному автором исследованию, примерно треть всех вакансий в России, в области ИТ содержит слово «сертификат», что свидетельствует о необходимости или желательности наличия профессионального сертификата. В ходе исследования были проанализированы два крупнейших Интернет-ресурса по размещению вакансий: SuperJob и HeadHunters (по состоянию на 24.03.2011).
В результате, около 30% всех вакансий в области ИТ уже сегодня требуют наличие сертификата. Опираясь на международный опыт, следует предположить, что это число будет расти. Владея сертификатом, шансы занять вакансию возрастают при наличии этого требования, так как число потенциальных претендентов резко уменьшается. В то же время, получить сертификат самостоятельно после окончания ВУЗа – задача сложная. Достаточно обратить внимание на стоимость коммерческих курсов подготовки (10 - 50 т.р.) и самих тестов (100-200$), не говоря уже о сложности освоения материалов.
6. Центр профессиональной подготовки и сертификации (ЦППС) на ФЭУ СПбГУТ. Опыт обучения и сертификации студентов.
ЦППС ФЭУ СПбГУТ [3] предоставляет студентам исключительную возможность проходить дополнительные спецкурсы и получать профессиональные сертификаты.
Проблема интеграции спецкурсов в рамки существующих учебных планов, обозначенная выше, решается в ЦППС следующими способами:
- предоставлением дополнительных спецкурсов для студентов, желающих обучиться и сертифицироваться;
- внедрением обязательных спецкурсов в основные программы обучения.
ЦППС ФЭУ СПбГУТ функционирует на основе участия в программах сотрудничества с вендорами, являясь, на сегодняшний день, академическим партнерам компаний: IBM, EMC, SAP, 1С, Microsoft, SoftwareAG, Босс-Референт и др. Помимо рассмотренных выше возможностей по обучению преподавателей, получению материалов и доступу к программному обеспечению, участие в программах сотрудничества имеет и другие следствия: возможность прохождения студентами стажировок и интернатуры, участие в конференциях и конкурсах. Так, например, команда преподавателей ФЭУ в 2010 году стала победителем престижного международного конкурса IBMFacultyAwards, получив грант на развитие и расширение созданного в 2008 году учебного курса и проведение дальнейших исследований. Также в 2010 году коллектив ФЭУ стал победителем конкурса IBMIndustryInnovationAwards, получив грант на создание нового уникального учебного отраслевого спецкурса.
На сегодняшний день Центр предлагает студентам, аспирантам и специалистам следующие программы с последующей сертификацией:
- Описание, моделирование, анализ и оптимизация бизнес процессов средствами IBMWebSphereBusinessModeler;
- Интеграция бизнес процессов в системах класса ERP, на примере SAP;
- Microsoftoffice;
- Электронный документооборот средствами системы «Босс-Референт».
В ближайшей перспективе планируется разработать курсы:
- система управления контентом (содержанием) и документооборот EMCDocumentum;
- средства управления бизнес-процессами WebMethodsBPMS;
- стандарт по разработке архитектуры предприятия TheOpenGroupArchitectureFramework.
Как показывает практика, на примере спецкурса «Моделирование, анализ и оптимизация бизнес-процессов средствами IBMWebSphereBusinessModeler», только 20% студентов успешно проходят сертификацию с первого раза, что свидетельствует о высоком уровне требуемой подготовки и профессиональной ценности получаемого документа.
7. Заключение
Внедрение программ профессиональной сертификации студентов в учебный процесс – серьезный шаг для ВУЗа в сторону укрепления своего имиджа и увеличения стоимости специалиста на рынке труда. Изучение лидирующих технологий, приобретение практических навыков и профессиональная сертификация готовят студентов к реалиям современного бизнеса в сфере IT, расширяя и дополняя и теоретический фундамент. Профессиональные сертификаты гармонично сочетаются с университетским диплом и способствуют повышению конкурентоспособности специалиста.
Партнерство с вендорами и участие в их академических программах – доступный и эффективный путь к внедрению программ профессиональной сертификации для ВУЗов России.
- Shore, Julie. Why Certification? The Applicability of IT Certifications to College and University Curricula. URL: http://www.ibm.com/ru/software/info/students/certification/ebusiness/pdfs/why-certification.pdf (дата обращения:24.03.2011).
- Бабич А.В. Сертификация – шаг к успеху. О внедрении обязательной IT-сертификации в ВУЗах. Полтавский государственный педагогический университет им. В.Г. Короленко, Украина. URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=208&id_thesis=7565 (дата обращения:24.03.2011).
- Центр профессиональной подготовки и сертификации ФЭУ СПбГУТ. URL: http://www.fem-sut.spb.ru/certify (дата обращения:24.03.2011).
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | профессиональная сертификация; международный опыт; вендоры; программы академического сотрудничества вендоров; конкурентоспособность выпускников. |
Презентация доклада | Загрузить |
|