АНАЛИЗ ПОДСИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ СИСТЕМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НАУКОЕМКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Авторы: Храмова Марина Викторовна 1, кандидат педагогических наук
Чванова Марина Сергеевна 2, доктор педагогических наук, профессор
Скворцов Александр Александрович 3
Самохвалов Алексей Владимирович 4, кандидат педагогических наук
1 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2 Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина, 3 Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина, 4 Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина

В настоящее время идет процесс развития принципиально нового высшего учебного заведения, студенты которого изначально находятся в ситуации конкретной научно-исследовательской и проектной инновационной деятельности. Обучаясь, они занимаются не только образовательной деятельностью, но и вовлекаются в процесс проектирования и совершенствования производственных разработок, доведения их до опытных образцов. При подобном подходе студенты уже на этапе обучения включаются в решение актуальных задач и реализацию потребностей, стоящих перед бизнесом. В этом случае бизнес-структуры начинают активно вкладывать свои средства в образование и инновационные разработки. Эффективными  окажутся те формы дистанционного обучения, в основе которых лежит деятельностный подход и активное участие студентов в проектной и исследовательской деятельности [1].

Для эффективного функционирования системы открытого образования необходимо учитывать ряд аспектов. Во-первых, это специфика психолого-педагогических факторов общения в сети как особого вида коммуникации, появившихся в условиях современной информационной среды. Возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер при дистанционном общении исчезают совсем, либо уменьшается их значимость. Во-вторых,  при подготовке специалистов  наукоёмких специальностей  делаются акценты на формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании инновационной конкурентоспособной продукции,  способных на выпуске из университета представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный товар и тем самым быть востребованным специалистом еще до окончания университета. Что, в свою очередь, заставляет их осваивать новые приёмы и технологии коммуникации, адекватные современной технологичной ситуации для поиска потенциальных заказчиков, партнёров и покупателей.

Вышесказанное заставляет нас особым образом описать подсистему коммуникаций системы открытого образования подготовки специалистов наукоёмких специальностей.

Система коммуникаций предусматривает различные составляющие взаимодействия участников образовательного процесса. Некоторые из них стали неотъемлемой частью систем дистанционного обучения. Основной задачей данных составных элементов подсистемы является компьютерная «имитация» общения в традиционных системах обучения  в вузе:

«Традиционные» элементы

  • коммуникация студент-преподаватель
  • коммуникация преподаватель - студент
  • коммуникация преподаватель – группа студентов
  • коммуникация студент – студент
  • коммуникация студент – студенты
  • коммуникация преподаватель – преподаватель
  • коммуникация преподаватели – преподаватели.

Поскольку речь идёт о подготовке специалистов наукоёмких специальностей, в систему необходимо встраивание дополнительных элементов, позволяющих решать профессиональные задачи и осуществлять специфические виды  коммуникации.

Такими элементами являются:

  • коммуникация студент – профессионально-ориентированное сообщество (связи данного уровня позволяют осуществлять поиск потенциальных проблем в профессиональном поле для постановки задач разрабатываемых проектов, а также находить потенциальных партнёров для выполнения проекта);
  • коммуникация студент – мировое информационное пространство (на данном уровне происходит взаимодействие в глобальном интеллектуальном сообществе профессионалов, запрашиваются и осуществляются консультации по поиску решений профессиональных проблем и потенциальных участников проекта);
  • коммуникация студент – инновационные инфраструктуры (характерной особенностью наукоёмких отраслей является исследовательскую деятельность, при этом соответствующие работники должны обладать навыками, приёмами прогнозирования, готовностью работать в новых сферах и направлениях деятельности. От специалиста необходимы  умения «продавать» соответствующий товар, доступно, экономически грамотно и целесообразно объясняя выгоды и соответствующие риски при разработке наукоёмкой продукции. Это заставляет включить в разрабатываемую нами модель не только «классические» элементы педагогической системы – преподавателя и обучаемого, но также и  инновационные инфраструктуры: центры трансфера технологий;  центры маркетинговых исследований,  бизнес-инкубаторы. «Открытость» системы подразумевает взаимодействие с внешними компонентами системы – венчурными фондами, представителями академического сообщества, электронными библиотеками).

Обобщая вышесказанное, представим элементы коммуникационной подсистемы в таблице 1.

 

Таблица.1. Элементы подсистемы коммуникаций открытого образовательного пространства подготовки специалистов наукоёмких специальностей

 

«Традиционные» коммуникации в системе ДО

Коммуникации, необходимые для подготовки специалистов наукоёмких специальностей в системе ДО

  • студент - преподаватель
  •  преподаватель - студент
  •  преподаватель – группа студентов
  •  студент – студент
  •  студент – студенты
  •  преподаватель – преподаватель
  • преподаватели – преподаватели

студент – профессионально-ориентированное сообщество

студент – мировое информационное пространство

студент – инновационные инфраструктуры

 

Задачей средств ИКТ, встраиваемых в открытое образовательное пространство, является обеспечение интерактивного диалога потенциальных участников коммуникации. По нашему мнению, можно выделить три уровня технической организации диалога.

На первом, самом простом уровне возможно осуществление простых информационных коммуникаций (синхронных и асинхронных) участников  диалога. Технической базой здесь могут быть электронная почта,  списки рассылки, чаты, комментарии в форумах и блогах.

Следующий уровень обеспечивает интерактивность  общения участников диалога. Это обеспечивается путём встраивания мультимедийных средств в традиционные  ресурсы диалога (добавление графики, фото, видео, звука), а также использованием специальных сервисов сети (интернет-телефония, видео-связь, вебинары и другие).

На самом «высоком» уровне необходимы сервисы, позволяющие осуществлять совместную деятельность непосредственно в сети. Это возможно путём интеграции соответствующих ресурсов web2.0 в  систему обучения специалистов наукоёмких специальностей (технологии wiki, коллективные блоги, совместные документы (графики, презентации, тексты, схемы, интеллектуальные карты)).

 

 

Рис. 1 Уровни организации общения  в системах дистанционного обучения

Предусмотрены различные степени общения – приватные и публичные.

Подсистема коммуникаций должна предусматривать возможность создания рассылок по электронной почте (новостей, сообщений форумов, новых событий, оценок, комментариев преподавателя). Желательно предусмотреть организацию смс-рассылок.

Проанализируем коммуникационные подсистемы технической составляющей современных систем дистанционного обучения – системы управления обучением  LMS ((Learning Managment System), используемых для разработки, управления и распространения  учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения.

В состав большинства таких систем входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной.

Современная система  LMS  должна работать с поддержкой технологии Web 2.0.Web 2.0 - методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становится тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Web 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента.

Остановимся подробнее на конкретных наиболее распространённых системах организации дистанционного обучения.

1. Moodle(англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда — свободная система управления обучением.

Moodle является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов. Эта система распространяется бесплатно, может работать как под управлением ОС Windows, так и ОС Linux.

Имеет гибкую систему коммуникаций, позволяющих реализовать традиционные элементы подсистемы системы коммуникаций. Если нет специального ресурса, позволяющего осуществлять диалог в каком-либо из элементов, организация такого диалога возможна за счёт  изменения роли участников образовательного процесса.

Например, для организации диалога «преподаватель – преподаватели» создаётся специальный «закрытый» для остальных участников спецкурс, где преподаватели зарегистрированы как обучаемые, и могут вести дискуссии по волнующим их проблемам.

Имеются ресурсы для организации интерактивного общения, совместной деятельности (внутренние блоги, вики-ресурсы). Диалог осуществляется как на приватном, так и на публичном уровнях внутри самой системы. Возможна организация  всевозможных рассылок.

Однако коммуникации, необходимые для подготовки специалистов наукоёмких специальностей в системе ДО  практически не реализуются, нет ресурсов, позволяющих организовать общение «студент - профессиональное сообщество». Это возможно частично, приглашая специалистов внутрь системы, а не интегрируя самих обучаемых в глобальное информационное пространство. Не все современные средства ИКТ, позволяющие осуществлять интерактивный диалог встроены в саму систему.

2. JoomlaLMS — совокупность мощных инструментов для организации электронного (дистанционного) обучения, основанная на системе с открытым исходным кодом Joomla! CMS. Позиционируется как высокотехнологичное программное обеспечение для организации дистанционного обучения,  «созданное учителями для учителей».  Основные характеристики системы описаны на официальном сайте [2], отметим среди них те, которые позволяют осуществлять коммуникацию в системе: возможность проведения групповых конференций, планирование стадий обучения, возможность изменения количества преподавателей по каждому курсу, что обеспечивает более гибкое управление курсом обучения, инструменты для совместной работы (обмен файлами, форум, чат, конференция), рассылка отчетов по каждому студенту и возможностью показа информации с использованием графиков и деталей по каждому модулю.

Система дает возможность активно использовать интерактивные средства общения, особенно выделяются передовые приложения в области конференцсвязи. Однако можно констатировать, что необходимых инструментов, позволяющих организовать коммуникации для подготовки специалистов наукоёмких специальностей в данной системе ДО недостаточно, так как организация процесса обучения и общения также нацелены на работу внутри не. «Открытие» во внешний мир возможно частично, приглашая специалистов принимать участие в работе системы.

3. eLearning Serverпредназначен для организации полного цикла дистанционного и смешанного обучения: регистрации слушателей и преподавателей, формирования учебных программ, учебных групп, проведения on-line и off-line обучения, хранения и анализа результатов обучения, подготовки различных отчетов по результатам обучения.

Решая основные задачи по разработке и управлению контентом: управление электронным, очным и смешанным обучением; подготовка учебных курсов и программ обучения; тестирование знаний в различных областях и отработка умений и навыков; оценка и анализ результатов обучения; управление библиотекой учебных материалов, в системе крайне мало уделяется внимания поддержке полноценных коммуникаций. Акуент сделан на типовые  ресурсы обеспечения интерактивного общения: форумы, графические чаты, виртуальные классы, тренинги, видео трансляции.

Достоинством являются возможности администрирования курсов по сравнению с остальными СДО, где, зачастую, это приходиться делать вручную, либо путём подключения дополнительных (платных) модулей.

Ограниченность модульной архитектуры не позволяет организовать полноценную систему коммуникаций  даже для имитации «традиционного» общения.

4.Claroline LMS- это платформа для электронного обучения (eLearning) и электронной деятельности (eWorking), позволяющая учителям создавать эффективные онлайн-курсы и управлять процессом обучения и совместными действиями на основе веб-технологий [3]. Claroline LMS выпущена на основе лицензии с открытым кодом (Open Source). Разработана в 2001 году  в отделении педагогики и мультимедийных технологий UCL (Католический Университет Лёвена, Бельгия) и исследовательском центре CERDECAM, Бельгия. Позволяет создавать и администрировать курсы в режиме онлайн.

Выделим коммуникационные возможности системы: публичные и приватные форумы; объединение студентов в группы; управление повесткой дня с задачами и сроками выполнения; публикация анонсов,  онлайн информации о текущих заданиях; использование технологии wiki для совместного написания документов.

Однако, как отмечают некоторые авторы, на сегодняшний день система имеет ограничения по количеству пользователей [4], что, в свою очередь, ограничивает её потенциальное использование для подготовки специалистов наукоёмких специальностей.

5. СДО «Прометей».С помощью системы дистанционного обучения (СДО) «Прометей» возможно построение в интернет или интранет виртуального университета и организация дистанционного обучения большого числа слушателей, автоматизировав при этом весь учебный цикл — от приема заявок до отметки о выдаче итогового сертификата.  

Согласно информации, представленной на официальном сайте [5], система «Прометей» позволяет реализовать многие задачи по организации полноценного дистанционного обучения. Выделим функции, относящиеся к подсистеме коммуникаций: развитые средства общения, объявления, обмен почтовыми сообщениями, форумы, чат, книга отзывов, организация работы в малых группах (In-Team Works), отчеты об активности слушателей, позволяющие тьютору строить взаимоотношения с обучаемыми на индивидуальной основе.

Применение системы «Прометей» для ВУЗов, колледжей и учебных центров даёт возможность внедрения методов смешанного обучения (blended education) в образовательный процесс, что соответствует требованиям Болонской конвенции и  обеспечивает мобильность студентов; привлекать преподавателей со стороны (из других ВУЗов, городов и стран) для участия в обучении слушателей.

Поддержка технологии Web 2.0; высокая производительность и масштабируемость по мере увеличения числа пользователей и нагрузки; возможность использования графики и мультимедиа в тестах; возможность интеграции с различными (кадровыми, бухгалтерскими, информационными и ERP-системами) позволяет осуществлять  поддержку подсистемы коммуникаций в «традиционном» понимании. Однако нерасширяемая модульная архитектура и  узкоспециализированное применение системы не позволяют организовать полноценную подсистему коммуникаций для системы подготовки специалистов наукоёмких специальностей.

6. Система дистанционного образования «Ipsilon 2.0» [6] разработана и активно используется в Центре открытого образования Саратовского Государственного Университета имени Н.Г. Чернышевского с 2008 года для студентов-заочников.  Система состоит из отдельных компонентов (Ipsilon-web, Ipsilon-editor, Ipsilon-reader, Ipsilon-umk), позволяющих решать различные задачи по организации обучения с использованием технологий дистанционного обучения. Основной задачей центра является повышение качества Учебно-методических комплексов (УМК), предоставляемых преподавателями, поэтому главные акценты сделаны на разработку  содержания и поддержку разрабатываемых материалов, а также контроль за организацией учебного процесса преподавателем со стороны администраторов системы. Для организации общения внедрён модуль  Ipsilon-web, представляющий собой социальную сеть «Ipsilon-Web» для работы с курсами и организации работы преподавателей и студентов. Включает множество подсистем и постоянно развивающуюся структуру: система обмена сообщениями между преподавателями и студентами, образовательные форумы, система распределения баллов между модулями и практическими занятиями для своих УМК для преподавателей, система уведомлений и событий для преподавателя.  В модуле активно разрабатывается  о поддерживается различные элементы «традиционной» системы коммуникаций. Акценты сделаны на поддержку «внеучебного» общения студентов, студентов и преподавателей.

Однако «закрытость» системы от внешних пользователей делает её, по-нашему мнению, непригодной для подготовки специалистов наукоёмких специальностей.

Таким образом, существующие на сегодняшний день  системы управления обучением позволяют  в той или иной степени  решать следующие задачи: включать в число своих ресурсов технологии Web 2.0; подключать дополнительные модули, в том числе для организации интерактивного общения обучаемых и преподавателей; организовывать общение пользователей внутри системы и с системой.

Выделим недостатки данных систем,  которые, по-нашему мнению, не дают возможности организовать полноценную систему коммуникаций  для  дистанционного обучения наукоемких специальностей: необходимость разработки и подключения дополнительных модулей или функций, (написание многих из них происходит вручную, что требует знания языков программирования и структур данных); отсутствие четкой документации, что ведет за собой совершение ошибок; отсутствие контекста для общения (фотографии, видеоролики, звуки),  отражающих культурный и психологический контекст участников диалога; отсутствие настройки системы для каждого пользователя персонально, учитывая его психологические особенности;

Эволюция самих технологий общения в сети, их ориентация на социальные потребности людей позволяет использовать их для обеспечения профессионально-ориентированного диалога в мировом информационном пространстве. Включение в образовательные дистанционные технологии тех сервисов web 2.0, которые позволят вести совместную работу участников образовательного процесса: создание вики-страниц, совместных документов (googledoc), создание пространства для совместного обсуждения идей, рефлексии и результатов  работы (блоги) и т.д. и, главное, «открытость» самих систем и возможность их  интеграции с глобальным  интеллектуальным пространством позволит создать  полноценные системы дистанционного обучения для подготовки специалистов наукоёмких специальностей.

Список использованных источников
  1. Чванова М.С., Храмова М.В. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития // Вестник ТГУ. – 2010. - №5. – С. 222 – 235.
  2. Системы дистанционного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elearningsoft.ru/joomla-lms.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
  3. ClarolineLMS– платформа для электронного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.claroline-lms.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., .
  4. Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции («ИТО-Томск—2010»). — Томск, 2010. — 410 с.
  5. «Виртуальные технологии в образовании» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prometeus.ru/actual/01_products/lms/opisanie.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
  6. Центр Открытого образования Саратовского государственного университете [Электронный документ]. – Режим доступа: http://oec.sgu.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Дистанционное обучение, коммуникации, общение