Разработка профильно-ориентированных основных образовательных программ ВПО по направлению «Прикладная информатика»
Переход российских вузов на двухуровневую систему высшего профессионального образования обусловливает необходимость разработки основных образовательных программ, которые должны соответствовать конкретным профилям практической деятельности (профилям подготовки). Именно профилизация обеспечивает востребованность бакалавров на рынке труда или продолжение их обучения на магистерских программах.
В настоящее время в области разработки и применения информационных технологий и систем имеется большая потребность в информатиках-прикладниках, обладающих развитыми компетенциями системных аналитиков и проектировщиков, которые способны формализовывать постановки задач автоматизации и информатизации прикладных процессов в различных предметных областях и участвовать в процессе создания и использования информационных систем на всех стадиях жизненного цикла. Выпускник высшего учебного заведения по направлению «Прикладная информатика» способен решать широкий круг задач создания, внедрения, сопровождения и эксплуатации информационных систем в различных прикладных областях, реализуя связующие и интегрирующие функции во взаимодействии заказчиков автоматизации обработки информации и инженерного персонала, решающего технические задачи. При этом бакалавры прикладной информатики в большей степени ориентированы на проектно-технологическую работу, а магистры на организационно-управленческую, аналитическую и исследовательскую деятельность.
Разработка основных образовательных программ базируется на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Принятый ФГОС по направлению «Прикладная информатика» закладывает, с одной стороны, фундаментальную основу образования, обеспечивающую подготовку специалистов для российской экономики в долговременной перспективе, а с другой стороны, предоставляет свободу вузам в реализации вариативной части образовательных программ для удовлетворения текущих потребностей рынка труда. В этой связи возрастает значение анализа профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых для успешной работы выпускников вузов на практике.
В условиях экономики, основанной на знаниях, требуются новые принципы формирования компетенций в области ИКТ практически для всех активных участников социально-экономической и организационно-управленческой деятельности.
При этом важно учитывать изменение подходов к созданию информационных систем и технологий. По мнению авторов, можно выделить три подхода, которые доминировали в разные периоды развития ИТ-отрасли:
- субъективный;
- технологический;
- прагматический.
Субъективный подход характеризовался тем, что результаты деятельности по созданию информационных систем и технологий, прежде всего, зависели от профессиональных возможностей конкретных персоналий. Такая зависимость была обусловлена отсутствием высокоуровневых средств разработки программного обеспечения, относительно небольшой распространённостью технических средств вычислительной техники и ограниченными возможностями средств связи.
Технологический подход характеризовался тем, что результаты деятельности по созданию информационных систем и технологий определялись, прежде всего, возможностями приложений, на основе которых они создавались.
Прагматический подход характеризуется главенством функциональных требований к создаваемым информационным системам и технологиям, которые формулируются исходя из потребностей основной деятельности организации (бизнеса). Это стало возможным благодаря широкому распространению высокоуровневых инструментов проектирования и разработки, а также массовому компьютеров во всех областях деятельности.
Можно выделить три уровня ИКТ компетенций:
- Начальный.
- Базовый.
- Профессиональный.
Начальный уровень.
Позволяет использовать средства офисной работы:
- Подготовка текстов.
- Расчёты в электронных таблицах.
- Подготовка презентаций.
- Способность осуществлять информационный обмен посредством e-mail.
Базовый уровень.
Позволяет использовать информационные технологии высокого уровня в заданной предметной области для достижения профессиональных целей:
- Моделирование бизнес-процессов.
- Моделирование данных.
- Моделирование организационной структуры.
- Анализ данных с использованием высокоуровневых инструментов.
- Информационное взаимодействие с другими членами информационного сообщества с использованием Web-инструментов.
Профессиональный уровень
Позволяет использовать информационные технологии в заданной предметной области для управления профессиональными знаниями:
- Генерация знаний.
- Формализация знаний.
- Извлечение, передача и загрузка знаний.
- Интеллектуальный анализ данных с использованием хранилищ.
- Коммерциализация знаний (создание продукта).
Существенную помощь в определении профессиональных компетенций выпускника по направлению ВПО «Прикладная информатика», особенно для формирования вариативной части основных образовательных программ, оказывают профессиональные стандарты, разработанные Ассоциацией производителей компьютерных и информационных технологий, которые определяют по уровням квалификации должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации.
В бакалаврской образовательной программе по направлению ВПО «Прикладная информатика» большое внимание уделяется фундаментальной математической подготовке, связанной с изучением различных разделов высшей математики, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики, методов оптимизации и исследования операций, математического и имитационного моделирования, а также фундаментальным основам теории систем и системного анализа и информатики.
В профессиональной части выделяются общепрофессиональные дисциплины для всех компьютерных специальностей, входящие в модуль «Программно-технические средства» («Архитектура вычислительных систем и сетей», «Операционные системы», «Программная инженерия» и др.) и специальные для прикладной информатики дисциплины, сгруппированные в модуле «Информационные системы и ресурсы» («Информационные системы и технологии», «Базы данных», «Проектирование информационных систем», «Информационная безопасность», «Управление информационными системами», «Управление информационными ресурсами» и др.). Общий баланс трудоемкости образовательной программы позволяет значительное время (до 50 %) выделить на вариативную подготовку в зависимости от выбранного профиля.
Углубленное изучение отдельных аспектов прикладной информатики возможно только в рамках вариативных элективных курсов. Так, в рамках дисциплины «Информационные системы и технологии» предлагается сделать обзор различных видов информационных систем по классам предметных областей и типам решаемых задач, а в вариативных элективных курсах дать углубленное представление особенностей архитектуры и проектирования по отдельным видам ИС. Профили подготовки бакалавров уточняют области применения прикладной информатики: «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», «Образование» и др.
В структуре магистерской образовательной программы основной акцент делается на развитие специализаций по профилю подготовки (до 70 %). Поэтому в базовой части образовательной программы главных образом рассматриваются вопросы, связанные с изучением современных проблем прикладной информатики в области применения математических и инструментальных методов систем поддержки принятия решений, методологий и технологий проектирования информационных систем, управления процессами и знаниями. Вариативная часть образовательных программ разворачиваются в детализированные магистерские программы, обеспечивающие максимальную индивидуализацию образовательной траектории.
Таким образом, обучение студентов по направлению «Прикладная информатика» (бакалавриат) обеспечивает фундаментальную и практическую профильную подготовку, а в магистратуре – целенаправленную специализированную подготовку выпускников вуза.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Образовательная программа, профиль, бакалавриат, магистратура, профессиональный стандарт, ФГОС |
|