Мониторинг оценки качества знаний как необходимый этап подготовки к итоговой аттестации по предмету Информатика и ИКТ
Обсуждение ФГОС нового поколения ставит перед преподавателями информатики в современной школе ряд острых и требующих педагогического поиска проблем. В резолюции Всероссийского съезда учителей информатики, состоявшегося 24 – 26 марта 2011 года в г. Москве, заявлено, на мой, взгляд два важнейших положения:
- Во-первых, понимание образования в области информатики как стратегического ресурса инновационного развития России в условиях модернизации;
- Во-вторых, требование реализации преемственности и непрерывности в преподавании предмета «Информатика»
В условиях сокращения часов на преподавание информатики на уровне федеральных учебных планов возникает вопрос: А что можно предложить как выход из создавшегося положения, если обязательных часов по предмету в 5 и 6 классах не будет? Можно ли осуществить преподавание, или точнее «продвижение» учащихся в освоении информатики с использованием, например, имеющихся учебников Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5 и 6 классов, входящих в УМК 5 – 7 классов и обеспечивающих непрерывность преподавания информатики?
Если предположить, что такое «продвижение» возможно, то как обеспечивать результативность освоения знаний по предмету, ведь их оценка требованиями стандарта не обеспечивается?
Размышляя над этими вопросами, я пришел к выводу о необходимости внедрения системы мониторинга знаний учащихся 5 – 6 классов в условиях выделения 1 – 2 часов из школьного или внешкольного компонента по курсу «Информатика», на основе указанных выше учебников, но по плану, разработанному самостоятельно учителем информатики.
Теория мониторингового исследования предполагает открытость его результатов, периодичность оценивания, своевременную коррекцию учебной деятельности каждого учащегося, организацию образовательного процесса как совместной и целенаправленной деятельности учащихся и педагогов по развитию личности, по приобретению подготовки, необходимой для становления собственной траектории социального и профессионального развития каждого гражданина.
Но если раньше я применял разработанную мною систему мониторинга как личный опыт совершенствования работы, то сегодня, возможно, она поможет моим коллегам в реализации преемственности в преподавании предмета в новых условиях.
Теоретическое обоснование необходимости разработки мониторинга качества знаний по предмету «Информатика» связано с необходимостью операционализации критериев оценки качества. Нельзя надеяться, что качество знаний внезапно появится в старшей школе, если из процесса обучения выпадет один – два года.
В современных условиях учителю информатики необходимо стратегическое планирование достижения результата в соответствии с потребностями и возможностями данного образовательного учреждения. Естественно, что в техническом лицее и гуманитарной гимназии измеряемое качество и динамика его изменения будут разными. Но, по моему убеждению, едиными должны быть качественные характеристики результатов оценки знаний по информатике.
Они должны быть
- «валидными» (соответствовать программе, по которой работает учитель);
- жестко объективными и стабильными (не зависеть от «личного» фактора);
- обеспечивающими разноуровневый подход;
- направленными на планирование зоны ближайшего развития ребенка.
Внедрение системы мониторинга качества знаний в деятельность преподавателя информатики в любой параллели, на мой взгляд, даст возможность учителю не только корректировать процесс преподавания, но и обеспечить информированность учащихся об уровне их продвижения в предмете; мониторинг повысит мотивацию учащихся к процессу образования, станет стимулом для познавательной активности, поможет выявить резервы и упущенные возможности, которые можно использовать в планировании будущей деятельности учителя и учеников.
Хочется отметить, что практическая часть «Мониторинг качества образования по предмету «Информатика» (5-6 класс)» включает в себя не только образцы тематического планирования, перечень видов и инструментов контроля качества, циклограмму деятельности учителя по обеспечению мониторинга, но и систему заданий для реализации предварительного, текущего, тематического и итогового контроля. Разрабатывая систему заданий, я исходил из необходимости обеспечить разноуровневый подход, принципы которого реализованы в требованиях к Единому Государственному Экзамену по всем предметам, в том числе по информатике.
Анализ УМК «Информатика» в средней школе, на мой взгляд, позволяет сделать вывод о направленности контролирующих заданий на воспроизведение знаний, они в большинстве носят репродуктивный характер.
Отобранные и разработанные для мониторинга задания должны не только обеспечивать контроль этого уровня освоения материала, но и ставить перед учеником качественно иные задачи. Поэтому задания второго уровня дают преподавателю возможность оценить применение знаний для решения задач в других, аналогичных изученным ситуациях, а задания 3-его уровня требуют от учащихся действий в принципиально новых, незнакомых учебных ситуациях.
Данный мониторинг представлен на кафедре управления развитием образовательных систем в Московском институте открытого образования и апробирован на учащихся 5 – 6 классов ЦО 1240 г. Москвы. На сегодня ведётся разработка мониторинга качества знаний для 7-ых и 8-ых классов по предмету «Информатика».
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Основное общее |
Презентация доклада | Загрузить |
Очень заинтересован в сотрудничестве, так как еще многое надо разрабатывать и дорабатывать, особенно задания.
С * Александр Д.